Воспитание культурно – гигиенических навыков
Обучение правилам личной гигиены, побуждение детей к самостоятельности и опрятности при приеме пищи, одевании и раздевании
Режимные процессы | Содержание навыков | Методические приемы | ||
Первый квартал | ||||
Питание | Учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды. | Игровая ситуация «Как зайка учился правильно ложку держать». Чтение: потешки «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Гойда, гойда». | ||
Одевание - раздевание | Учить постепенно, по мере одевания доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, с помощью взрослого надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку; с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Учить словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. | Дидактические игры: «Покажем кукле(мишке, зайчику), где лежат наши вещи», «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки». Игровые упражнения «Туфельки поссорились-подружились», «Сделаем из носочка гармошку». Чтение: потешка «Наша Маша маленька», З. Александрова «Катя в яслях», А. Барто «Башмаки». | ||
Умывание | Учить засучивать рукава с помощью взрослых, брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук, вытирать руки своим полотенцем, сняв его с крючка, вешать на место. Приучатьпользоватьсярасческой, носовымплатком. | Игровое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Чтение: потешки «Водичка, водичка, умой мое личико», «Гуси-лебеди летели». | ||
Содержание в порядке одежды и обуви | Видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его. | Чтение: потешка «Расти, коса, до пояса». | ||
Второйквартал | ||
Питание | Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами, брать из общей тарелки хлеб, пирожки, печенье. | Чтение: потешки «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька», З. Александрова «Вкусная каша». |
Одевание - раздевание | Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, липучки. Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослых застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбы о помощи выражать только словесно. При раздевании ко сну сначала снимать платье или рубашку, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. | Дидактические игры: «Как петушок разбудил всех детей», «Уложим куклу спать». Чтение: З. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки». Шнуровки. |
Умывание | Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его. | Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются». Настольно-печатные игры типа лото с картинками, изображающими предметы для содержания тела в чистоте. Чтение: потешка «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В, Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», рассматривание иллюстраций, А. Барто «Девочка чумазая». |
Содержание в порядке одежды и обуви | Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитыватьопрятность, бережноеотношение к вещам. | Игровое упражнение «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты». |
Третийквартал | ||
Питание | Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Учить держать вилку большим и средним пальцами правой руки и придерживая сверху указательным; есть мясо, рыбу, котлеты. | Игровые ситуации: «Как мишка учился кушать вилкой», «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Чтение: потешка «Уж я Танюшечке пирог спеку», Е. Благинина «Аленушка». |
Одевание - раздевание | Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умение застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой в шкаф, при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослым. | Игровые упражнения: «Как мы помогли кукле собираться в гости к мишке», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы». |
Умывание | Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, мыть кисти и запястья рук, лицо, не разбрызгивать воду. Учить мыть уши. Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Постепенноучитьдевочекрасчесыватьдлинныеволосырасческой | Игровые упражнения: «Научим Мишку (куклу, зайку) правильно умываться», «Покажем Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К, Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». |
Содержание в порядке одежды и обуви. | Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь. | Игровые упражнения: «Посмотрим на себя в зеркало, какие мы красивые и аккуратные», «Поучимся помогать товарищу». |
Четвертыйквартал | ||
Одевание - раздевание | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать свою одежду перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнаватьсвоивещи, непутать с одеждойдругихдетей | Игровые упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике». Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки». |
Умывание | Совершенствовать навыки мытья рук, учить ополаскивать мыло после его использования, приучать освобождать нос, попеременно зажимая одну ноздрю при помощи взрослого. | Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С. Капутикян «Хлюп, хлюп», Г. Лагздынь «Лапки». |
Содержание в порядке одежды и обуви. | Самостоятельно устранить небольшой непорядок в одежде. | Игровое упражнение: «Покажем игрушкам, какие мы аккуратные» |
Питание | Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя викой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. | Игровые ситуации: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». |
Примерный перспективно-тематический план
по образовательной области «Физическое развитие»
Подвижные игры
Цели и задачи
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
Организовывать игры с правилами.
Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами.
Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
Вводить в игры более сложные правила со сменой видов движений.
Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Основныедвижения в игре | Названиеигр |
Игры с бегом | «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». |
Игры с прыжками | «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воро- бышки и кот», «С кочки на кочку» |
Игры с метанием и ловлей | «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». |
Игры с подлезанием и лазанием | «Наседка и цыплята», «Мыши в кладо- вой», «Кролики» |
Игрынаориентировку в пространстве | «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано» |
Примерный перспективно-тематический план
по образовательной области «Физическое развитие»
Физическая культура
Цели и задачиСодействовать гармоничному физическому развитию детей. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других.
Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствие с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
сентябрь | Ходьба обычная, на носках, в колонне по одному по кругу, по кругу ограничен.предметами не держась за руки «принеси предмет» | Бег обычный по кругу остановка по сигналу П.И. «самолёты» | Подбрасывание мягкого маленького мяча вверх двумя руками, ловля двумя руками, прокатывание мяча сидя на полу «брось дальше» | Ходьба по прямой дорожке (шир. 20см, длина 2м), по доске, медленное кружение в обе стороны «пузырь» | Ползание на четвереньках по прямой (расст. 3м), подлезание под дуги, воротики, модули (высота 50 см) «кролики» «наседка и цыплята» | Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперёд (2-3м), по дорожке 20-30см. «зайки на лужайке» «дотронься до мяча» | Построение в шеренгу, равнение по кромке ковра; в колонну друг за другом. «поезд» | Реагировать на начало звучания музыки, выполнять заданные движения под музыку. Выполнение И.П.Д. «зайчик», «медведь», «лягушка» |
октябрь | Ходьба с высоким подниманием колена, с забрасыванием голени назад. И.П.Д. «цапля на болоте», «собачка» | Бег на носках (лёгкие пушинки). Бег в медленном темпе (40сек) ИПД «самолёты» П.И. «самолёты» | Катание мяча друг другу на расст. 1,5м, сидя напротив. Ловля мяча, брошенного воспитателем двумя руками. Игр.упр. «Кто быстрее?» «Кто лучше?» | Ходьба по наклонной доске (выс.30 см). Подъём и пуск. Игровой момент «по мостику». Ходьба по предметам (3-7см) модули | Подлезание в стоящий на полу обруч, не касаясь руками пола, прямо, боком, приподнятый над полом П.И. «мышки в норке» | Прыжок вверх с места, потянуться руками вверх, прыжки на месте на двух ногах с хлопками П.И. «кто выше?» «подпрыгни повыше» | Построение в ровный круг; построение в пары. П.И. «мышеловка» «ровным кругом» | Маршировать в колонне по одному друг за другом по кругу. П.И. «Военные» «Кукла замри» |
ноябрь | Ходьба в рассыпную по залу с выполнением задания: остановка по сигналу. | Бег в рассыпную по залу с остановкой по сигналу «солнышко и дождик» | Катание мяча в ворота двумя руками снизу, бросание мяча двумя руками от груди П.И. «кто лучше» «поймай мяч» | Ходьба по полу с перешагиванием предметов. П.И. на ориентировку в пространстве «угадай где звенит» | Лазание по лесенке – стремянке (1,5м), лазание по наклонной лестнице «влезь на лесенку» | Прыжки на двух ногах вокруг предметов, между ними, стоя боком (пр. и лев) П.И. «с кочки на кочку» | Перестроение в колонну по два (парами) П.И. «найди свою пару» | Кружение в парах по одному по периметру зала П. И. «листопад» |
декабрь | Ходьба змейкой между предметами, по прямой. П.И. «ручеёк». Ходьба скользящим шагом по прямой «замёрз ручеёк» | Бег между предметами змейкой, бег в медленном темпе (45сек), бег по кругу в разных направлениях держась за руки «берегись, заморожу» | Метание в вертикальную цель (выс. центра мишени 1,2м) пр. и лев.рукой. П.И. «снежки» «кто дальше?» | Ходьба и бег по гимн.скамейке (20-25см) с поддержкой; кружение на месте в разные стороны «через реку» | Ползание между предметами, вокруг них. П.И. «мыши в кладовой» «проползи по скамейке» | Прыжки через предметы (выс5-7см), прыжки на месте с произвольным поворотом вокруг себя. «лягушата» | Размыкание в колонне на вытянутые руки вперед П.И. «ласточки» | Под муз.сопр. кружение по одному, в круге, в парах П.И. «снежинки» с исп. стиха «снежок порхает, кружится…» «Зимний хоровод» |
январь | Ходьба парами по кругу; в рассыпную по залу, с остановкой по команде и выполнением задания присесть. П.И «хоровод снежинок» | Бег парами, остановка по команде на месте. Бежать по сигналу в указанное место. «под ёлочку» «снежинки и ветер» | Катание большого надувного мяча перед собой по очереди, по дорожке; броски мяча вниз и ловля, броски мяча вверх и попытка ловли после отскока от пола «лепим снеговика» «снайперы» | Ходьба по гимн. Скамейке с перешагиванием предметов или ходьба по доске на полу с перешагив. Предметов. П.И «не задень» | Перелезание через скамейку по этапам, проползание в туннеле на четвереньках. П.И. «белка на дереве» «обезьянки» | Прыжки со скамейки (высота 15-20см), прыжки на месте с произвольным поворотом вокруг себя с хлопками в ладоши | Размыкание в двух колоннах на вытянутые вперёд руки. П.И. «ласточки» | Под муз.сопр. Инсценировка песни «В лесу родилась ёлочка» «зайка беленький сидит» |
февраль | Ходьба в колонне в разных направлениях, указывается ориентир; ходьба с высоким подниманием колена, ходьба с хлопком на каждый шаг П.И. «разноцветный паровоз» | Бег парами в разных направлениях с указанием ориентиров. Бег с заданием, остановкой, приседанием по сигналу, бег в прямом и обратном направлении «принеси кубик» | Метание в вертикальную цель (выс. центра мишени (1,2м); исп. гимн.мат, прокатывание мяча по дорожке, ходьба и бег за мячом «попади снежком» | Ходьба по наклонной доске (выс.30-35см), ползание по дорожке 30-35см. «по горке» «качели» | Ползание по наклонной доске (30-35см) «на горку» скатываемся вниз «доползи до» | Прыжки из обруча в обруч П.И. «зайцы» | Построение в круг парами. Муз.игра «Галя по садочку ходила» П.И. «цветные автомобили» | Построение в круг, притопывание ногами по очереди под муз. Построение в круг парами, притопывания сиоя лицом друг к другу под муз сопр. П.И. «ровным кругом» |
март | Ходьба змейкой между предметами по одному, ходьба с хлопком на каждый шаг П.И. «разноцветный паровоз» | Бег между предметами парами. Бег в быстром темпе на расстояние (6-8м) П.И. «гуси, гуси» «солнышко и дождик» | Бросание мяча вверх, ловля двумя руками. П.И. «поймай мяч» «дай кролику морковку» | Ходьба по гимн. Скамейке на носках с предварит. Тренировкой на доске, лежащей на полу. П.УПР. «напои лошадку» | Лазание по гимн. Стенке (выс. 1,5м); подлезание под 2-4 препятствия подряд 60-50см. не касаясь руками пола вчередовании с ходьбой. П.И. «обезьяны» | Прыжки через линии, гимн. Палочки; через 2 палки сразу на расст. 20-40см от стоп ребёнка. П.И. «зайки на лужайке» с исп. гимн.палок «из кружка в кружок» | Повороты на месте с указанием ориентира направо к окну, налево к стене прыжком. | Вып. Танц. движений: кружение, повороты, притопывания - с флажками под музыку. П.И. «прятки» |
апрель | Ходьба, выставляя вперёд прямую ногу, тянем носочки; ходьба с перешагиванием 4-6 линий, предметы. Исп. музыки: характерные русские нар.танцы. | Бег с одной стороны площадки на другую с указанием ориентира; бег по периметру зала с изменением темпа П.И. «птички в гнёздышках» «лохматый пёс» | Катание обручей по кругу друг за другом. Катание обруча в паре с педагогом; прокатывание мяча по гимн. Скамейке; броски мяча через сетку, верёвку. П.И. «кто точнее» | Ходьба между двумя гимн. Палками (расст. между ними 15-20см). П.И. «по мостику» Начинать с расст. 40-50см, постепенно сокращая расстояние | Ползание по гимн. Скамейке; проползание под несколькими препятствиями разной высоты. Имитация «как котята» «наседка и цыплята» | Прыжки на месте на двух ногах в чередов. с ходьбой; подпрыгивание вверх, стараясь коснуться предмета П.И «ровным кругом» Имитация «качели» «поймай бабочку» | Поворот в шеренге кругом переступанием; построение в рассыпную по ориентирам Имитация «волчок» | Пружинки в круге, пружинки друг напротив друга в парах, в круге под муз. П.И. «наседка и цыплята» «жмурки с колокольчиком» |
май | Ходьба мелким и широким шагом. Имитация «как мышки», «петушки». П.И. «птицы и лиса» | Бег мелким и широким шагом, бег в быстром темпе 30м, в медленном темпе. Имитация животных. П.И. «перебежки» | Катание обручей и мячей друг другу в парах сидя и стоя. «мой весёлый звонкий мяч» «попади в круг» | Сохранение равновесия стоя на носках, руки в стороны, вверх; ходьба спиной вперёд. Упр. на тренажёрах, упр. на батуте со страховкой.Имитация «цветы» | Ползание по гимн. Скамейке на животе, подтягиваясь руками. Имитация «как червячки» | Прыжки на месте на одной ноге не более 5 раз. «мой весёлый звонкий мяч» «на одной ножке вдоль дорожки» | Построение в шеренгу, поворот налево, направо с указанием ориентира переступанием. | Движения по кругу друг за другом – прямой галоп. Имитация «лошади» П.И. «хохлатка» -хороводная. |
Планирование подвижных игр для детей младшего и среднего возраста
(3 физкультурное занятие)
Задачи:
Развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми, поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами; игры, в которых развиваются навыки лазанья, ползания; игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений.
Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.