Разработка инструментария для организации наблюдения.

Инструментарием наблюдения наз. те бланки, типовые формы, на основании которых, будет проводиться измерения поведения людей, и в которых будут фиксироваться результаты. Инструментарий исследователя: -карточка наблюдения – описание всех параметров наблюдения в формализованном закодированном виде; - инструкция наблюдателя; - дневник наблюдателя; - протокол наблюдателя.

Рекомендации по построению карточки наблюдения: - не стремитесь регистрировать всё, что происходит, выберите главное; - избегайте двусмысленных слов; - число наблюдаемых параметров соответствовало возможностям памяти и объёму внимания наблюдателя. Дневник наблюдения и протокол это документы, в которых записаны результаты наблюдения. Выглядит как журнал, записи – по времени. Протокол наблюдения – таблица, в которой все записи делаются в строго установленной форме. Дневник наблюдения – форма, в которую вносятся все замечания, примечания и утонения к протоколу.

41. Опрос как метод сбора эмпирической информации. Опрос – вербальный метод получения объективной инф. о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах дея-ти, мышлении. Достоинства:

· Универсальность

– тематическая; - процедурная.

· Простота организации

· Возможность повторных исследований.

Недостатки:

· Контактность – необходимость личного вмешательства исследователя

· Вторичность по отношению к фактам

· Субъективность респодента.

Типология опросов.

1. Интервьюрирование – способ проведения устного опроса (в зависимости от степени стандартацизации и формализации).

1.1. Стандартизированное.

· Непосредственное

· Телефонное

1.2. Фокус-группа.

1.3. Качественное.

· Экспертное

· Нарративное

2. Анкетирование.

· Интерактивное

· Почтовое

· С персональной доставкой

Требования к личности и поведению интервьюера при проведении опроса.

Он должен выглядеть здоровым, спокойным и уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным - по существу, при этом речь идет о способности интервьюера установить контакты и о чувстве симпатии, которое он должен вызывать. Для проведения кач. интервью требуется высокая квалификация интервьюера. Должен управлять беседой, опред. порядок и тему след.вопросов; грамотная речь и умение сохранять стилистику беседы; при составлении вопросов необходимо понимание темы.

Способы организации и проведения экспертного опроса. Требования к экспертам.

Компетентность, опытность, высокая общая эрудиция, деловитость, коммуникативная компетентность, независимость, репутация.

1)Оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;

2) Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта;

3) Эксперт должен быть признанным специалистом в данной области знаний;

4) Эксперт должен обладать некоторым опытом успешных прогнозов в данной области знаний.

Организация форм работы эксперта может быть программированной или непрограммированной, а деятельность эксперта может осуществляться в устной (интервью) либо в письменной форме (ответ на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной теме). Программирование формы работы эксперта предполагает:

построение граф-модели объекта на базе ретроспективного анализа; определение структуры таблиц экспертных оценок или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы.

45. Разработка анкет, опросных листов, планов интервью (topicguide).

Анкета – структурированная форма данных, состоящая из серии вопросов, на которые необходимо ответить респонденту.

Разработка анкеты: - определить какая инф. нужна; - определить метод проведения опроса; - определить содержание и формулировку вопроса; - опред. форму ответов на вопросы; - оформить анкету (введение, осн. часть, заключение); - провести пилотаж (предварительное исследование) анкеты и устранить ошибки.

Главной задачей при проведении опроса явл. разработка опросника или гайд-топика.

· Определение возможного набора затрагиваемых тем;

· Опред. возможного кол-ва обсуждаемых тем (оптимально 4-5 тем на одно исследование).

Наши рекомендации