Возникновение гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование поло­вых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, де­терминировало гендерное неравенство [30].

Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашения­ми о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, долж­ны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останав­ливать развитие общества [21].

В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации муж­чин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности |13]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами дол­женствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореали­зация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются лич­ные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зави­симость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендер­ные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [10]. Самоисполняющееся пророчество — это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознава­емые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет не­зависимость от гендерного стереотипа, но тем не менее привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.

Гендерные роли

Гендерные роли— это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерная роль — дифференциация дея­тельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; относится к виду ролей социальных, нор­мативна, выражает определенные социальные ожидания (экспектации), проявляется в поведении. На уровне культуры они существуют в кон­тексте определенной системы половой символики и стереотипов мас­кулинности и фемининности [25]. Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении» [16, с. 765].

Таким образом, Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида [5].

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» [7].

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин тре­буются ориентированность на людей и стремление к установле­нию близких межличностных взаимоотношений.

Одним из оснований формирования традиционных гендерных ролей выступает разделение труда по признаку пола. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способ­ность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала та социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая существовала в архаи­ческих обществах. Большинство женщин работают в производ­ственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть толь­ко «воинами и охотниками», защищающими и кормящими свою семью. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ро­лях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на част­ной (домашней) сфере деятельности, а от мужчин — в сфере про­фессиональной, общественной [7].

Важную роль в утверждении гендерного стереотипа о закреплении социальных ролей в соответствии с полом сыграла концепция «есте­ственной» взаимодополнительности полов Талкота Парсонса и Ро­берта Бейлса, рассматривавших дифференциацию мужских и жен­ских ролей в структурно-функциональном плане. Согласно их точке зрения, в современной семье супруги должны выполнять две различ­ные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи меж­ду семьей и внешним миром — это профессиональная деятельность, приносящая материальный доход и социальный статус; экспрессив­ная роль предполагает в первую очередь заботу о детях и регулирова­ние взаимоотношений внутри семьи. Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супруга­ми? Парсонс и Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяет однозначно ее экспрессивную роль, а муж, который не может выполнять эти биологические функции, становит­ся исполнителем инструментальной роли [28].

Эта теория способствовала интеграции в единую схему социаль­но-антропологических и психологических данных. Однако феминист­ская критика считает, что в основе дихотомии инструментальности и экспрессивности — при всей ее эмпирической и житейской убеди­тельности — лежат не столько природные половые различия, сколько социальные нормы, следование которым стесняет индивидуальное са­моразвитие и самовыражение женщин и мужчин [16].

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соеди­няя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей [24]. Эта идея была развита дальше, и Дж. Плек в своих работах начал говорить о расщеплен­ности, или фрагментарности, гендерных ролей [24]. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Гендерные роли можно изучать на трех различных уровнях. На макросоциальном уровне речь идет о дифференциации социальных функций по половому признаку и о соответствующих культурных нормах. Описать «женскую роль» на этом уровне — значит раскрыть специфику социального положения женщины (типичные виды дея­тельности, социальный статус, массовые представления о женщине) через соотнесение его с положением мужчины в рамках данного об­щества, строя.

На уровне межличностных отношений гендерная роль производна не только от общесоциальных норм и условий, но и от изучаемой конкретной системы совместной деятельности. Роль матери или жены всегда зависит от того, как конкретно распределяются обязанности в данной семье, как определяются в ней роли отца, мужа, детей и т. д.

На интраиндивидуальном уровне интернализованная гендерная роль — производная от особенностей конкретной личности: инди­вид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом сво­их представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных уста­новок и жизненного опыта [16].

Гендерный конфликт

Гендерный конфликт вызван противоречием между нормативными представлениями о чертах личности и особенностях поведения муж­чин и женщин и невозможностью или нежеланием личности и груп­пы людей соответствовать этим представлениям-требованиям.

В соответствии с выделенными уровнями анализа гендерных ролей можно рассмотреть и три типа конфликтов, которые могут быть вызваны ситуацией рассогласования традиционного полоролевого поведения и потребностями личности в изменении содер­жания предписанных гендерных ролей. Любой гендерный конф­ликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. На всех уровнях функционирования социальной реальности гендерные конфликты порождаются дифференциаци­ей гендерных ролей. Гендерная дифференциация — процесс, в ко­тором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации [6].

На макроуровне гендерный конфликт представляет собой соци­альный конфликт. В основе социального конфликта лежит борьба между социальными группами людей за реализацию собственных целей. В упрощенном виде гендерный конфликт на макросоциаль-ном уровне можно рассмотреть как конфликт интересов, то есть борьбу женщин как социальной группы за более высокий статус в обществе. Во всех современных обществах женщины по сравнению с мужчинами обладают более низким статусом, следовательно, они имеют меньше власти и меньше доступа к принятию решений, важ­ных для общественного развития. «До сих пор не обнаружено та­кое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины» [9, с. 164].

В обществах нет баланса между «публичными» сферами жизни, где доминируют мужчины, и «приватными» сферами, где «правят» женщины. Материнство, как и ранее, используется в качестве ос­новного аргумента для закрепления за женщинами основной ответ­ственности за дом и семью и их отстранения от принятия ключе­вых решений в экономике и политике. В результате основные муж­ские цитадели — международная дипломатия, вопросы вооружения, операции на рынке ценных бумаг, распределение государственно­го бюджета — остаются неприступными. Таким образом, управле­ние государством осуществляется преимущественно мужской час­тью населения, составляющей в правительствах и парламентах всех стран подавляющее большинство, а это приводит к доминированию тех ценностей, которые связаны в первую очередь с удовлетворе­нием их собственных интересов [20].

Ситуация становится конфликтной, когда имеет место не только осознание противоречивых позиций двух сторон (когнитивный аспект), но это осознание вызывает у участников конфликта негатив­ные эмоциональные переживания (эмотивный аспект) и побуждает к активным действиям (конативный аспект), направленным на устранения этого противоречия. В ситуации гендерного социально­го конфликта осознание женщинами их более низкого по сравнению с мужчинами статуса в обществе и несогласие с таким установив­шимся порядком может проявиться в активизации женских движе­ний за свои права (первая и вторая волна феминизма). В последнее время данный вид конфликта в демократически ориентированных обществах становится институционализированным, то есть разреша­ется законодательным путем.

Так, например, Швеция лидирует среди западных стран в обла­сти законодательства, гарантирующего соблюдение равенства по­лов. Доля женщин, имеющих оплачиваемую работу, очень высока: в 1986 году она равнялась 80 % для женщин в возрасте от 16 до 64 лет. Любой гражданин Швеции может получить государственное посо­бие на ребенка, составляющее около 90 % средней заработной пла­ты; выплаты начинаются за месяц до рождения и заканчиваются, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Родители договаривают­ся между собой, кто из них возьмет отпуск по уходу за ребенком, и в зависимости от их решения шестимесячное пособие выплачива­ется либо матери, либо отцу. Эти меры в определенной степени до­казали свою эффективность в том, что касается возможностей жен­щин добиться высокого положения в обществе. Так, женщины име­ют четвертую часть мест в парламенте Швеции, и это один из самых высоких показателей в мире [8].

На уровне межличностных отношений гендерные конфликты наиболее распространены в семейной и профессиональной сферах. Остановимся на анализе гендерных конфликтов в сфере семейных от­ношений. Исследователи, занимающиеся изучением семейных отно­шений, как правило, обращают свое внимание на такой значимый по­казатель семейной жизни, как характер распределения ролей в семье между мужем и женой. Так, в работе Ю. Е. Алешиной и И. Ю. Бо­рисова поло-ролевая дифференциация рассматривается как комп­лексный показатель, учитывающий не только реальное распреде­ление ролей в семье, но и отношение к нему супругов [1]. В работе В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой подчеркивается, что потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье выступает как одна из базовых потребностей совместной супружеской жизни [17].

В основе семейных конфликтов лежат неоправданные ожидания, свя­занные с ролевым поведением супругов.

Гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в пе­рераспределении традиционных женских и мужских ролей. Как пра­вило, мужчины имеют установки на традиционный тип семейных от­ношений в быту (жена выполняет больший объем домашних работ, а если муж ей и помогает, то только выполнением традиционных видов «мужской работы»). Женщины чаще склоняются к эгалитар­ному типу распределения ролей в семье, при котором семейные обя­занности делятся поровну между мужем и женой, либо распределя­ются в зависимости от сложившейся ситуации: основную часть до­машних дел берет на себя тот член семьи, у кого больше свободного времени.

При изучении гендерных конфликтов не менее важным, чем ана­лиз его причин, является определение поведенческих стратегий, способствующих конструктивному разрешению возникших проти­воречий. Известны три основные стратегии поведения в ситуации межличностного конфликта [26]. Первая стратегия относится к си­ловым стратегиям поведения, она направлена на достижение соб­ственных интересов без учета интересов партнера. Она описывает­ся в терминах доминирования, конкуренции, соперничества. Пове­дение характеризуется напористостью, использованием жестких аргументов, выставлением ультимативных требований, эмоциональ­ным давлением на партнера. Другую стратегию взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в сво­ей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь ха­рактер игнорирования проблемы, непризнания существования кон­фликта, нежелания решать имеющуюся проблему. Другая форма ухода от конфликта — это уступчивость, готовность пренебречь, поступиться своими интересами и целями. В тех случаях, когда уступ­чивость ничем не оправдана, она расценивается как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разре­шению конфликта. Третья стратегия — переговорная — расценива­ется как наиболее эффективный путь к разрешению межличност­ных конфликтов. Суть переговоров заключается в выработке реше­ний, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.

Поведение в рамках традиционной мужской роли характеризует­ся напористостью, доминантностью, ориентацией на контроль и успех. Считается, что поведение мужчин по сравнению с поведением женщин характеризуется большей рациональностью и взвешенностью решений. Женское традиционное ролевое поведение, напротив, дол­жно отличаться уступчивостью, покладистостью, принятием другого и проявлением сочувствия к его проблемам. Если сопоставить содер­жательные характеристики поведения в рамках гендерных ролей со стратегиями поведения в межличностных конфликтах, приведенных выше, то легко заметить, что гендерные стереотипы традиционного ролевого поведения оказываются деструктивными в ситуации конф­ликтного взаимодействия. Для мужского поведения, реализующего традиционную гендерную роль, в большей мере характерна первая стратегия, а для женского — вторая, в то время как продуктивной яв­ляется переговорная стратегия.

Гендерный подход как теоретическое направление в обществен­ных науках возникло как оппозиция традиционным исследовани­ям отношений между полами, базирующимся на идее целесообраз­ности дифференциации ролей, статусов и позиций мужчин и жен­щин в публичной и приватной сферах жизнедеятельности. Гендерный подход ориентирует людей независимо от пола на партнерскую мо­дель отношений. Отличительные особенности такой модели отно­шений заключаются в следующем: это отношения двух равноправ­ных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценно­стью и готовых к взаимным уступкам, общение строится на равных, партнера выслушивают не прерывая, не оценивают преждевремен­но и поспешно его суждения и поступки, не навязывают советов. В ситуации разногласий и конфликтов партнерская модель отно­шений предполагает переговорную стратегию поведения. Многие психологи связывают будущее человека с партнерским стилем от­ношений и взаимодействия [13].

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей за опреде­ленным полом влияет на возникновение гендерных конфликтов и на интраиндивидуальном уровне. Эти ролевые конфликты называются внутриличностными и представляют собой внутреннее состояние че­ловека, вызванное его противоречивыми представлениями, мотивами, моделями поведения. Рассмотрим типы гендерных внутриличностных конфликтов [13]. Наиболее ярким проявлением столкновения тра­диционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, ко­торый в социально-психологической литературе описан как «ролевой конфликт работающей женщины». Этот внутриличностный кон­фликт возникает вследствие большого количества социальных ро­лей, которые выполняет женщина, и нехватки физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей. Конфликт между роля­ми чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью. В этом случае предпи­сания различных социальных ролей, выполняемых личностью, пре­пятствуют их успешной реализации. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщины, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональ­ной и семейной сферах [8].

Наиболее выраженный деструктивный показатель ролевого конф­ликта — это чувство вины, которое рождается из модели восприя­тия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом су­перженщины: иметь в жизни все (замужество, дети, карьера) и превосходно выполнять свои обязанности [2]. Чувство вины харак­теризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявле­ния, это — отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенса­торным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сделано что-то неправильно, и это необходимо исправить. Чувство вины побуждается неосознаваемыми мотивами и поэтому не под­дается самокоррекции [8]. Вероятность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек, вопреки своим же­ланиям и потребностям, следует социокультурным предписани­ям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям мужской и жен­ской роли.

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождае­мого гендерным стереотипом закрепления социальных ролей за оп­ределенным полом, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обрете­нию смысла своего бытия. Экзистенциальный конфликт может быть инициирован событиями или внешними обстоятельствами, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными во­просами его жизни, например принятие важных необратимых решений, разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Он за­трагивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и по­требности человека, становится доминантой внутренней жизни че­ловека и сопровождается сильными эмоциональными переживани­ями [28].

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятель­ность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфлик­та в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне отмечен всеми признаками острого стрес­сового расстройства. Женщины, реализуя «истинно женское пред­назначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», час­то переживают экзистенциальный кризис в период психологическо­го отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей соб­ственной жизни.

Экзистенциальный конфликт, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятель­ность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наибо­лее существенных составляющих, своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление конфлик­та является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

Наши рекомендации