Условия способствующие утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы.

1. Это условия, при которых категория «пол» становится приори­тетной над другими социальными категориями в процессе позна­ния окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию «пол» значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации меж­ду этой категорией и широким спектром других категорий поведе­ния, характеристик.

2. Условия, при которых социальный контекст определяет данную ка­тегорию как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассо­циаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в лю­бой области человеческого опыта. Отсюда представители теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы менее гендерно-схематизированными и, следовательно, поло - типизированными, если бы общество ограничивало ассоциативную сеть, связанную с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии. [24].

Гендерные стереотипы

В современном мире в общественном сознании и практиках взаи­модействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении про­блем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют норма­тивные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким об­разом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики муж­чин и женщин. [10].

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [13]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности (нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин). В стереотип­ном представлении маскулинности приписываются «активно-творче­ские» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логиче­ское мышление, способность к лидерству, отождествляется с духовным. Фемининность, наоборот, отождествляется с телесным, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляюще­еся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависи­мость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фе­мининным, рассматриваются как противоположные, взаимо дополнительные.

И. С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».

1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обо­значает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.

2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность соци­альных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.

3. Маскулинность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеаль­ного «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности [16].

По аналогии можно выделить и три значения понятия «фемининность».

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [7].

Маслоу А. считал, что понятия «мужское» и «женское» не отра­жают сущности явления, которое они должны раскрывать. Эти по­нятия, говорит Маслоу, только вводят всех в заблуждение, так как качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, по­рой обнаруживаются в большей степени у женщин, и наоборот [29]. На основе этих устоявшихся стереотипов строятся отношения меж­ду людьми, а также требования к человеку в зависимости от пола.

Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о рас­пределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью счи­тается роль домохозяйки, матери (т.е. семейная). Женщине предписывается нахожде­ние в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке суще­ствует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представле­ние о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в обще­ственную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для муж­чины являются именно профессиональные роли.

Соответственно и оценка успешности лич­ности связана с выполнением этих ролей. Считается, что «сама природа позаботилась о том, чтобы половина населения — женщи­ны — максимум своей энергии отдавали семье, чтобы вторая поло­вина — мужчины — высвобождала время и энергию для общественной деятельности, требующей не "тела", а подлинно человеческих ка­честв, проявляющихся в политической, хозяйственной, военной, на­учной деятельности». Таким образом, женщина долж­на реализовываться в микросреде (семья, быт), а мужчина в макро­среде (работа, политика, наука).

Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлени­ями предполагается, что женский труд должен носить исполнитель­ский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфе­ре деятельности. В научной практике подобное распределение ген­дерных ролен подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.

Наши рекомендации