Семь мыслительных приемов, предложенных Э. Боно

Мыслительные приемы представлены в виде сокращений из трех букв. Такие сокращения несут определенную нагрузку – они необходимы, чтобы превратить отношение обучаемого к собственным размышлениям в полезный мыслительный прием. Важно применять приемы целенаправленно и осознанно, то есть можно либо обратиться к обучаемому с просьбой применить тот или иной прием, либо высказать свое желание самому применить определенный прием. Далее приемы приводятся в том порядке, в котором они обычно применяются в реальных размышлениях.

1. ЦУЗ: цели, устремления, задачи. Прием ЦУЗ направляет внимание мыслителя на цель его размышлений. Если мы точно знаем, чего мы хотим достичь, то скорее этого добьемся.

2. РВФ: рассмотри все факторы. Прежде чем двигаться дальше, следует убедиться, что не обойден вниманием ни один из факторов, необходимых при рассмотрении данной проблемы. При этом мы сами должны найти все факторы.

3. ВДЛ: взгляды других людей. Люди мыслят, и результаты их размышлений прямо или косвенно затрагивают других людей. Для того чтобы учесть интересы всех этих людей, необходимо применить прием ВДЛ.

4. АВВ: альтернативы, возможности, выбор. При помощи данного приема мы разрабатываем альтернативные варианты собственных действий. Данный прием также применим и к объяснениям и восприятию действительности. С его помощью мы исследуем запас имеющихся у нас альтернатив. Если какие-либо альтернативы отсутствуют, мы делаем паузу в размышлении и пытаемся найти их.

5. ППВ: приоритеты первостепенной важности. С помощью этого приема мы пытаемся определить, что действительно имеет значение в определенной ситуации. Чем более серьезно мы подойдем к определению приоритетов, тем легче нам будет найти решение данной проблемы.

6. ПиР: последствия и результат. Выбрав альтернативу в качестве возможного результата наших размышлений, необходимо попытаться определить, что произойдет, если мы будем далее придерживаться этой альтернативы.

7. ПМИ: плюс, минус, интерес. Несложный анализ проблемы с целью направления внимания. Не хватаясь за первую пришедшую в голову оценку ситуации, мы тщательно изучаем проблему, прежде чем прийти к какому-либо решению. Прием ПМИ можно также использовать для оценки любого заключения, вывода, решения проблемы. Данный прием открывает перед мыслителем новые возможности и побуждает его творчески мыслить.

Приложение № 2

Пятиступенчатая мыслительная структура общего назначения

Каждый из пяти шагов структуры обозначается слогом или буквой, благодаря чему название структуры быстро запоминается. Кроме того, схематическое изображение расположения ступенек помогает легко запомнить их последовательность.

К
Уч
Про Так По

Схематическое изображение структуры выбрано в виде буквы “L”, где вертикальная часть демонстрирует то, что мы имеем перед собой (задачи, информация, возможности), а горизонтальная – как мы продвигаемся вперед (от возможностей к решению и затем к действию). Между ступеньками «К» и «По» и заключен собственно мыслительный процесс.

К

Это просто предлог, обозначающий направление, движение. Конкретизация проблемы и ее альтернативные формулировки.

Применение приема ЦУЗ для формулирования цели. Использование синей шляпы для установления направления нашего движения.

«К» выявляет объект размышления. На этом этапе необходимо предельно четко установить, что же мы пытаемся сделать, и этим первым шагом ни в коем случае нельзя пренебречь. Цель размышления должна быть сформулирована внятно и четко; неопределенной общей идеи совершенно недостаточно. Завершать данную стадию следует ясно сформулированным утверждением.

УЧ

Слог «УЧ» от слова изучать. На ступеньке «УЧ» мы останавливаемся, чтобы осмотреться. С чем мы имеем дело? Это размышление-исследование. Мы пристально разглядываем и изучаем все, что можно увидеть, не спеша с выводами. Размышления под белой шляпой. Использование РВФ. Какие факторы необходимо учесть? Использование ВДЛ. Что за люди вовлечены в события? Каков контекст размышления?

По окончании этого этапа должна быть собрана вся необходимая информация или четко определенно, чего не хватает.

ПРО

Слог «Про» обозначает сигнал о выдвижении не только провокационных, но и осуществимых идей.

Использование приема АВВ для выработки альтернатив. Фиксация на некоторых альтернативах, содержащих «широкие» идеи, с последующей детальной проработкой путей осуществления этих идей.

Размышления под зеленой шляпой. Выдвигаются идеи и делаются предположения.

Мы пока только фиксируем все возможности, полагая их равноправными. Необходимо рассмотреть все альтернативы. На этой стадии нельзя производить предварительный отбор, но можно сгруппировать предложения, выделяя среди них наиболее подходящие и выполнимые.

ТАК

Это просто слово «Так», которое здесь употреблено в значении «итак», «таким образом».

Это стадия выбора между альтернативами. Сравниваются и оцениваются все предложения. Мы должны выбрать одно решение (или действие, или объяснение).

Применяем ППВ для определения приоритетов. Проверяем варианты на соответствие приоритетам и задачам нашего размышления. С помощью ПМИ, ПиР и ВДЛ оцениваем каждую альтернативу.

Выявив с помощью черной шляпы слабые места, мы стараемся усовершенствовать наши идеи.

К этапу «Так» мы приходим альтернативных вариантов, а покидаем его с конкретным выбором, решением или выводом.

В некоторых случаях однозначный выбор не возможен. Такого рода вывод должен быть очень аккуратно сформулирован. Что является камнем предкновения? С чем мы столкнулись? Может наступить фаза фрустрации. В результате чего может быть очерчена новая задача для размышления, и весь мыслительный процесс повторится сначала.

Итогом стадии «Так» всегда должно быть ясное и четкое заключение.

ПО

Здесь слог «По» – часть слова «пошли» и предполагает некоторое действие.

Если по завершении этапа «Так» мы не сделали окончательного выбора между возможными вариантами решения проблемы, то на ступеньке «По» следует предпринять конкретные шаги по сбору дополнительной информации, началу нового цикла размышлений.

На выходе стадии «По» всегда имеется действие с четко выраженным результатом. Этап «По» – это движение к цели. Бездействие недопустимо.

Если на этом этапе кто-то недоволен предпринятыми шагами, пусть наденет синюю шляпу и задаст вопрос: «Ну и что мы имеем на выходе?» ступенька «По» обязательно должна содержать результативное действие.

Приложение № 3

Установки, направленные на развитие у учащихся позитивного отношения к мышлению

− Каждый должен думать – каждый может думать,

− Мышление – это навык, который можно развить,

− Я – мыслитель,

− Как мыслитель я могу совершенствоваться,

− То, что в начале кажется очень сложным, можно значительно упростить,

− Действовать постепенно, шаг за шагом,

− Слушать и учиться – ключевые понятия мышления,

− Не бояться предлагать свои идеи,

− В процессе обдумывания проблемы всегда существуют альтернативные варианты и идеи, пока оставленные вами без внимания.

Приложение № 4

Наши рекомендации