Управления созданием интеллектуальной продукции

Исторически на предприятиях Советского Союза, а позднее и на предприятиях России, не создавалось четко выраженной системы управления созданием ИП, это понятие было размыто. Однако на промышленных предприятиях, как правило, в структуре были подразделения: изобретательства и рационализации, информации, технический отдел, проектно-конструкторский, новой техники, капитального строительства, цех автоматизации и механизации, центральная заводская лаборатория. Эти подразделения выполняли те или иные функции по созданию, разработке и использованию ИП. Функции учета выполняла бухгалтерия. Оценка, инвентаризация, аудит и коммерциализация выполнялась только при необходимости. Стратегическую и инновационную политику разрабатывали централизованно. Вся научно-техническая деятельность НИР НИОКР планировалась Государственными органами. В 90-х годах прошлого столетия эта система сломалась.

Базой для создания новой системы управления созданием и использованием ИП послужила:

– сохранившийся на предприятиях некоторый опыт и остатки отжившей системы;

– опыт зарубежных стран;

– опыт и остатки Государственной системы планирования, регулирования и поддержки науки и предприятий выполняющих НИОКР;

– сохранившееся в несколько модернизированном виде Государственное патентное ведомство;

– обновленная нормативно-правовая база охраны прав авторов и собственников ИП.

Новая внутрифирменная система управления созданием ИП включает в себя:

– структурное подразделение – отдел ИП;

– современную нормативно-правовую базу;

– комплект внутрифирменных нормативных документов (положений определяющих «правила игры»).

Отдел ИП организует внутрифирменную работу по созданию и правовой охране ИП и осуществляет внешние связи с Государственным патентным ведомством представляя интересы организации и авторов. Все права и обязанности отдела ИП закреплены положением «об отделе ИП» и должностными инструкциями сотрудников.

Перед отделом стоят следующие задачи:

– получение достоверной информации по всем приоритетным и проблемным направлениям деятельности предприятия;

– диагностика и анализ всей вновь полученной информации с целью выявления проблем, формирования задач, активизации работы по поиску идей (предложений) решения возникших проблем, задач (формируется перечень проблем, задач и всеми доступными средствами коллектив привлекается к творческой работе по их решению);

– регистрация всех предложений (идей) направленных на решение поставленных задач, а также предложений созданных по личной инициативе сотрудников;

– предварительная экспертиза (оценка) всех поступающих предложений (идей) сотрудниками отдела (патентоведами) по критериям целесообразности, полезности и применимости в интересах организации;

– поступившие предложения распределяются по назначению: организационные, коммерческо-финансовые, технические и технологические, затем они направляются на заключение соответствующим специалистам организации;

– предложения, получившие оценку потенциально полезных (значимых) подвергаются более глубокой экспертизе, на этом этапе часть предложений регистрируется в качестве рационализаторских предложений, по другим принимается решение подготовить материалы для отправки заявки на выдачу патента (свидетельства), некоторым предложениям может быть определен статус «коммерческая тайна» или «ноу-хау»;

– дальнейшая задача отдела обеспечить получение правоохранных документов для авторов и для организации, как патентообладателя, регистрация рацпредложений, «ноу-хау» подтверждается внутрифирменным свидетельством;

– отдел постоянно работает с авторами, специалистами и службами по использованию ИП и получению авторами поощрительных и авторских вознаграждений для чего составляется и подписывается организацией и авторами соответствующее соглашение;

– одной из основных задач отдела является создание и постоянное совершенствование внутрифирменной нормативной базы, контроль за обновлением нормативно-правовой документации РФ и наращиванием патентно-информационного фонда.

Внутрифирменная нормативная база должна содержать следующие положения:

– положение «О мониторинге конкурентоспособности организации»;

– положение «О создании интеллектуальной продукции»;

– положение «О правовой охране объектов интеллектуальной собственности»;

– положение «О стимулировании создателей интеллектуальной продукции»;

– положение «Об использовании интеллектуальной продукции»;

– положение «Об определении эффективности и дохода от использования интеллектуальной продукции и его распределении»;

– положение «О мониторинге коммерциализации интеллектуальной продукции»;

– положение «Об оценке объектов интеллектуальной собственности, интеллектуальных активов и их коммерческого потенциала»;

– положение «О реестрах, учете интеллектуальной продукции.

Основным звеном внутрифирменной нормативной базы является положение «О создании интеллектуальной продукции», которое предусматривает порядок выполнения следующих работ:

1. Проводить ежегодно плановую инвентаризацию и аудит во всех подразделениях организации с целью выявления в проблемных и приоритетных направлениях проблем и задач, подлежащих решению.

2. В сфере интересов организации получать и анализировать информацию о конкурентах, о достижениях в отрасли и на мировом уровне.

3. На основе полученной информации создавать и обновлять портфель проблем, задач.

4. Активизировать творческую (интеллектуальную) деятельность коллектива по поиску идей (решений) сформулированных проблем, задач (содержимое портфеля) и выявленных сотрудниками по личной инициативе.

5. На основе полученных результатов по п. 4, формировать и пополнять портфель идей (предложений), практически это значит, что все поступающие предложения регистрируются в специальном журнале, на каждого автора заводится личная карточка, в которой регистрация предложения дублируется, затем в этих документах делаются записи о результатах рассмотрения предложений и их продвижении.

6. Все поступающие предложения подвергаются первичной экспертизе сотрудниками отдела ИП на предмет значимости (полезности) для организации, затем предложения признанные полезными оцениваются на предмет потенциального правового статуса:

– предложения, потенциально охраноспособные;

– предложения, подпадающие под статус «ноу-хау»;

– предложения, требующие режима «коммерческая тайна»;

– рационализаторские предложения;

– предложения не представляющие интереса для организации.

7. По потенциально охраноспособным предложениям проводится экспертиза на предмет целесообразности подачи заявки на выдачу патента на имя организации.

8. По предложениям с потенциальным статусом «ноу-хау» и «коммерческая тайна» определяется целесообразность установления этого статуса при положительном решении такой статус, соответствующий режим ораны и защиты устанавливаются на основе внутрифирменного положения.

9. Рационализаторские предложения направляются на экспертизу заинтересованным специалистам на предмет их разработки и использования.

10. Рассмотрение и выдача заключения должны быть сделаны в определенный срок от даты регистрации предложения.

11. По предложениям, отобранным для подачи заявок на выдачу патентов, оформляется соответствующий комплект документов и направляется в патентное ведомство РФ.

12. Предложения со статусом «ноу-хау» могут быть использованы в собственном производстве либо коммерциализированы.

13. По рацпредложениям составляется график работ по их разработке, испытаниям и промышленному использованию.

14. Прохождение экспертизы в патентном ведомстве контролируется отделом ИП и ведется необходимая переписка от имени организации.

15. С авторами принятых к использованию предложений (идей) в том числе предложений по которым поданы заявки на выдачу патентов заключаются соглашения об условиях использования и выплате поощрительного и авторского вознаграждений.

16. При получении положительного решения о выдаче патента решаются вопросы патентования в зарубежных странах и коммерциализации патента.

Итак, нормативно-правовая база организации, регламентирующая управление, создание и использование интеллектуальной продукции базируется на основополагающих законах Российской Федерации, которые, в свою очередь, базируется на международных нормативных актах. Таким образом, выстраивается правовая иерархическая вертикаль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие организаций происходит путем освоения разнооб­разных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Однако любые доста­точно серьезные инновации в одной сфере деятельности органи­зации, как правило, требуют незамедлительных изменений в со­пряженных участках, а иногда и общей перестройки организа­ционных структур менеджмента.

Творчеством являются любые технические, организацион­ные, экономиче­ские и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной ор­ганизации. Эти изменения могут быть известны и проведены в других компаниях, но для тех организаций, в которых они ещё не освоены, их внедрение яв­ляется но­вым делом и может принести к немалым трудностям, так как организации обладают различ­ной восприимчивостью к инновациям. Их инновационный потенциал сущест­венно зависит от параметров организационных структур менеджмента, профес­сионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной дея­тельности и других факторов.

Творческая деятельность находится, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение сущест­вующего положения, с другой стороны, – нацелена, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации. Творческая деятельность – элементарная составляющая предпринима­тельства, всегда присущая рыночной экономике. Но она явля­ется равным образом сочетанием рациональности и иррацио­нальности. Творчество служит двигателем инновации, оно яв­ляется «первичным ресурсом» предпринимательства при ры­ночной экономике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глухов, В.В. Экономика знаний: учебное пособие / В.В. Глухов, С.Б. Коробко, Т.В. Маринина. – СПб.: «Питер», 2003. – 528 с.: ил.

2. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – изд. 2-е, переработ. и доп. – М., ЦИСН, 2003. – 512 с.

3. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: учебное пособие / под ред. д.э.н. проф. А.Л. Гапоненко, д.э.н Т.М. Орловой. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2003. – 184 с.

4. Лафта, Д.К. Теория организации: учебное пособие. / Д.К. Лафта. – М.: Экономистъ, 2007. – 230 с.

5. Беляцкий, Н.П. Интеллектуальная техника менеджмента: учебное пособие / Н.П. Беляцкий. – Мн.: Новое знание, 2001. – 320 с.

6. Букович, У. Управление знаниями: руководство к действию: пер. с англ. / У. Букович, Р. Уильямс. – М.: ИНФРА-М, 2002.

7. Молден, Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. Как использовать мощь методов НЛП достичь финансового процветания / Д. Молден. – М., Центр НЛП-тренинга, 2000. – 247 с.

8. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.Г. Зинов. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

9. Исследование операций в экономике: учебное пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под. ред. проф. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 407 с.

10. Программа Microsoft Project 2007, разработчик – Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation.), 1990–2007.

11. Дженстер, П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей: пер. с англ. / П. Дженстер, Д. Хасси. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 368 с.: ил.

12. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

13. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.

14. СТО ЮУрГУ 21–2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, А.Е. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 55 с.

15. Лукичева, Л.И. Внутрифирменное управление интеллектуальными активами / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев. – М.: ООО «Омега-Л», 2004. – 192 с.

16. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528 с.

17. Яковец, Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2004. – 444 с.

18. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – 2-е издание. – М.: ЗАО Бизнес Школа «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.

19. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов – СПб.: «Питер», 2001. – 304 с.

20. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под редакцией П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – изд. 2-е перерабо­танное и дополненное. – М.: Центр исследований и статистики, 1998. – 568 с.

21. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – 2-е здание доп.. – Новосибирск. Наук.Сиб. отделение, 1991. – 225 с.

22. Баркер, А. Алхимия инноваций (пер. с англ. А.Р. Ханукаева) / А. Баркер. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 224 с.

23. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

24. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 7 февраля 2003 г., 2 февраля 2006 г.).

25. Соловьев, Э.Я. Коммерческая тайна и её защита / Э.Я. Соловьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2002. – 128 с.

26. Топузов Н.К., Щелконогов А.Е. Автоматизация сетевых методов планирования и управления на основе программы Microsoft Project: Учебное пособие по лабораторной работе. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 34 c.

27. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями от 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.).

Наши рекомендации