Лекция 12. Методы активизации творчества
Дисциплина «Креативный менеджмент» рассматривает направления технического и управленческого творчества. На творчество, как явление, существуют различные взгляды:
– творчество связывают с чем-то «особенным», с даром, которым владеют немногие, избранные;
– создатели теорий и специалисты по различным тренингам, убеждают, что творить может каждый, что творчеству можно научиться, что творчество – работа, которую, как и любую работу, одни выполняют лучше (профессионально), другие – хуже (дилетантски);
– для некоторых творчество – это таинство и волшебство, неподдающееся анализу, что его трудно оценить какими-либо показателями, критериями;
– творчество часто связывают с мышлением или решением задач путём создания (рождения) идей, а не поиска их путём анализа банка знаний информации, объективных законов развития систем, энергетических полей и наработанных приёмов и методов (в этом случае утверждается: «творчество – это то, что у нас в голове»);
– творчество, как форма мышления часто противопоставляется «здравому рассудку или логике».
Творить – значит найти, увидеть что-то необычное, исключительное, «вырваться из плена логики», совершить прорыв сквозь тривиальное «нормальное» мышление.
Очевидно одно, что творчество, как явление, мало изучено, мало формализовано, следовательно, в чём-то просматривается правота всех выше приведенных утверждений и определений. Новшества, как продукт творчества – это нечто новое, созданное (сотворённое) впервые, порой в целом, а порой лишь в некоторых деталях, признаках. Появление новшества решает задачу, устраняет проблему, открывает новую страницу знаний. Наша задача, как менеджеров, – научиться управлять процессом создания новшеств, а не процессом абстрактного творчества. Поэтому будем придерживаться утверждений:
– «творить может каждый»;
– «творчеству можно научиться»;
– «проблемы устраняются и задачи решаются путём поиска идей»;
– «успех в поиске обеспечивается за счёт изучения и применения определённых методов, теорий, алгоритмов, а главное за счёт повышения своего уровня знаний».
При таком подходе на первом месте остаётся человек с его формой мышления, с его способностью обучаться, с его способностью создавать, пополнять свой багаж знаний, со своим интеллектом, интуицией, со своим интеллектуальным потенциалом.
Учёные, особенно психологи, пытаются докопаться до истины: «что же такое творческий человек, как его распознать и как использовать». Эти учёные в результате своих исследований создали даже модель творчества. В этой модели сформулировали важные для творчества качества:
– Личный эстетизм. Склонность сделать сложное простым. Находить модель, явления, ассоциации, сходства, выявлять двойственность, неопределённость.
– Талант к поиску проблем. Интерес к вопросам, на которые неизвестен ответ, обладает любознательностью, во всём ищет проблемы и их решения, постоянная страсть к информации.
– Гибкость ума. Может взглянуть на ситуацию с разных сторон, порой с неожиданных для окружающих. Ищет аналоги, анализирует, описывает ситуацию с применением оригинальных метафор и оборотов.
– Готовность рисковать. Любит работать в области предела своей компетентности. Приступает к делу без основательной подготовки.
– Объективность в оценке себя. Учитывает и использует критику, спрашивает мнения других, для получения результатов использует обратную связь.
– Самомотивация. Делает дело по собственной инициативе как для себя. Движим страстью познать новое, решить задачу, сотворить новое, своё. Равнодушен к вознаграждению, публичности, не терпит контроля.
Итак, выше представлена психологическая модель идеального новатора или точней попытка анализа качеств состоявшихся новаторов. Такой человек мало-уравновешенный, сложный в общении и не вписывается в какие либо команды, кроме творческих коллективов, работающих на принципах сенектики (когда творческий труд каждого создаёт часть общего). Например, одни создают ракетный двигатель, другие компонуют космический корабль, третьи систему жизнеобеспечения космонавтов, то есть каждый занимаясь творческим трудом, решает свои конкретные задачи. В коллективах, собирающих в единую команду творческие личности, должны быть хорошо отработаны правила взаимодействия (правила игры).
Творческое и рациональное мышление, или искусственное разделение. Определённая группа учёных, анализирующих творчество задаётся вопросами: «Может быть творчество – это то, чему можно научиться?», «Может быть творить могут не только некоторые одарённые?», «Может быть творчество – это набор приёмов, навыков, которые может развивать каждый?». Такая постановка вопросов делает понятие творчества менее таинственным, а творчество более доступным для широкого круга людей. В этом случае творчество именуют «творческим мышлением». А это определение снова разделяет людей на группы «творчески мыслящих» и «нормально мыслящих». По этим определениям делается определённый вывод о склонностях человека к творческой деятельности, а точнее о целесообразности пытаться заниматься ему интеллектуальной деятельностью. Описанное разделение именуется как модель из двух типов мышления. Яркий пример использования этой модели в методе мозгового штурма, когда создаётся группа генераторов идей и группа экспертов. В первую группу подбираются люди с творческим типом мышления, а в группу экспертов люди с рациональным логическим типом мышления. Таким образом, в творческом процессе участвуют люди с обоими типами мышления.
Процесс мышления протекает в два этапа (стадии):
– Первая стадия: «восприятие» – реальности, информации всеми способами (осознанием, осязанием, созерцанием, улавливанием, интуитивностью). На этой стадии даётся название тому, что воспринято, кодируется воспринятая информация, и распределяется по местам хранения, запоминания.
– Вторая стадия: «суждение» – оценка того, что мы восприняли, включается рассудок и действия.
Очевидно, психологи заметили, что хуже всего человеческий мозг справляется с функцией хранения, запоминания информации. В помощь созданы вычислительные машины, компьютеры дающие возможность всё записывать и хранить, создавать базу знаний.
В помощь мышлению создаются правила, приёмы, методики, модели, различные научные дисциплины с их системой познания и анализа, всё это также является базой знаний. Для работы необходимо пополнять базу знаний, хранящейся в памяти человека, – обучаться. Главное – в этой базе должна содержаться информация о том, как воспользоваться внешней базой знаний, то есть учиться правилам использования знаний (информацией). Для этого разрабатываются учебные дисциплины, создаются школы, учебные заведения, тренинги, обучающие программы, правила, методы, методики.
Самой неизученной субстанцией мышления является интуиция. Интуицию относят к творческой категории мышления. Полагая, что интуиция – это предчувствие, предвидение, улавливание возможностей, заложенных в ситуации. Особенно это проявляется в творчестве художников, музыкантов. В техническом и управленческом творчестве на интуицию полагаться не принято, здесь снова на первое место выдвигаются умения и знания создания вариантов возможного развития ситуации и выбора из возможных вариантов того нового, оригинального, который позволяет решить поставленную задачу и создать новшество. И для интуиции есть свой тренинг – это опыт. Опыт и интуиция успешно работают вместе, позволяют многое предвидеть принимать правильные и оригинальные решения. Творчество базируется на следующих догмах:
1. Беритесь за дело – не ждите, пока на вас снизойдёт озарение и вдохновение.
2. Сосредоточьтесь – на цели того, что вы хотите понять, узнать, создать.
3. Будьте внимательны, считайте, что у вех такое же желание, как у вас, но сделать это можете только вы.
4. Сконцентрируйтесь и создавайте как можно больше вариантов (идей), если они даже абсурдны.
Всё это правильно, когда для поиска решений (идей) применяются такие тривиальные методы как перебор вариантов (метод проб и ошибок). Трудоёмкость, громоздкость, анархизм этого метода и его низкая эффективность заставляют искать другие, более целенаправленные методы поиска идей. Следующим, также весьма распространённым методом получения вариантов (идей) является всеми признанный метод мозгового штурма во всех его вариациях. Автором классического варианта этого метода является Алекс Осборн – Американец. Особо сильным приёмом этого метода считаются два момента:
1. В короткое время вариантов идей создаётся достаточно большое количество, они не подвергаются критике и могут быть самыми невообразимыми. На этом этапе привлекаются люди, склонные к генерированию идей.
2. Анализ идей вариантов проводится позднее в спокойной обстановке группой экспертов – людей, склонных к логическому мышлению, обладающих большим объёмом знаний по решаемой задаче и объективным законам природы. Этот метод также является методом перебора вариантов.
В книге «Алхимия инноваций» [22] рассматривается метод «всестороннего подхода» Эдуардо де Боно к процессу творческого мышления. При этом выделяются вертикальный подход и всесторонний подход.
Вертикальный подход – это обычное логическое мышление. Оно постепенно идёт от задачи к решению. Классический пример вертикального подхода – решение математических задач.
Всесторонний подход – это когда мышление стремится охватить как можно больший диапазон вариантов, и ищется не ответ решения, а не известное решение. Особенность в том, чтобы увидеть в непохожих задачах общие признаки, особенно признаки, приёмы, с помощью которых могут быть решены эти непохожие задачи. Этот подход можно отнести к аналоговым методам поиска решений.
Итак, мы рассмотрели технологию технического творчества, основанную на создании и анализе идей (вариантов) методом «перебора», совместно с интуицией и удачей.
К созданию вариантов идей привлекли коллектив и назвали это методом мозгового штурма. Но это не избавило от перебора и оценки вариантов, ожидания, интуитивного озарения. Методы создания вариантов дают множество пустых идей. Необходим метод целенаправленного продвижения к той единственной, оригинальной новой идее решения поставленной задачи.
Одним из методов массового создания вариантов является морфологический метод, суть которого заключается в создании координатной сетки. На одной оси, например, указывается перечень материалов, а на другой, например, виды изделий – тогда в каждой клетке получится сочетание – конструкция + материал как возможный вариант нужного изделия. Другими словами, этот метод, основанный на образовании сочетаний из некоторых характерных признаков. Если сочетания образуются из трех признаков, то получается не координатная сетка, а координатный «ящик» – «морфологический ящик». Этот метод именуется в литературе как способ изобретать. Но все эти методы оказались использованными практически только их авторами, не получили распространение (с точки зрения Генриха Альтшуллера). Виной всему – нет продолжения, как обрабатывать множество полученных вариантов.
Очередным шагом создания методов активизации изобретательской деятельности является предложенный Уильямсом Гордоном (США) метод синектики (вариант метода мозгового штурма). Суть метода – групповое творчество на профессиональной основе. Группа хорошо обученных подготовленных специалистов занимается решением задач – генерированием идей – целенаправленно с использованием аналогов, постоянно развивая идею, участники дополняют друг друга – идет суммирование (аккумуляция, накапливание) результатов.
По Гордону выделяют два механизма творчества:
– неоперационный процесс (в смысле неуправляемый) – это интуиция, вдохновение и т.д.;
– операционный процесс – управляемый целенаправленный процесс с использованием аналогий, аналогов в широком понимании (аналогии из природы – мира животных, растений, из известных технических систем и решений и т.д.).
Вывод заключается в том, что нужно учиться и учить применять операционные процессы. Учиться распознавать закономерности в развитии процессов, систем, улавливать направления развития, использовать достижения в области науки, знаний.
Генрих Альтшуллер [21] делает вывод:
– синектика – предел того, что можно достичь, сохраняя принцип перебора вариантов, и обосновывает создание и применение научного подхода к творчеству (изобретательству). Таким подходом, по его мнению, является теория решения изобретательских задач – ТРИЗ.