Лекция 11. Управление созданием новшеств

В специальной литературе рассматриваются вопросы управления интеллектуальной продукцией, например, «Управление интеллектуальной собственностью» [8], «Внутрифирменное управление интеллектуальными активами» [15], «Управление знаниями» [6].

В инновационном менеджменте вопросы управления весьма разносторонне описаны различными авторами [2, 16, 18, 19, 20].

По своей сути инновационный менеджмент – это система управления инновационной деятельностью. Очевидно, рассматривая аналогичным образом креативный менеджмент, мы может сказать, что это система управления творческой деятельностью или деятельностью по созданию интеллектуальной продукции на стадии идей и новшеств.

Система управления созданием новшеств, как и всей интеллектуальной деятельностью, является многоуровневой.

Можно выделить:

– международный,

– национальный,

– региональный (мезоуровень),

– микроуровень управления.

Новшество становится инновацией в момент его коммерциализации – внедрения, то есть включается в инновационный процесс, и с этого момента происходит переименование новшества в инновацию. Отсюда понятно, что одни и те же стратегии управления, принимаемые решения в начальной своей фазе касаются процесса создания новшества. Затем в процессе его применения (использования) объектом управления выступает инновация.

Инновационная деятельность на ранних стадиях является этапом, именуемым интеллектуальной (творческой) деятельностью. Одна из стадий интеллектуальной деятельности – создание новшеств осуществляется в виде исследований (разработок). Исследования могут быть фундаментальные, научно-поисковые, научно-исследовательские (НИР), опытно-конструкторские (ОКР), так и сочетание их – НИОКР.

Новшества могут создаваться субъектами (организациями) с различным видом деятельности. В зависимости от стоящей задачи (проблемы) к её решению подключаются соответствующие уровни науки и уровни управления, создаются определенные программы и проекты. Иерархия управления создания новшеств соответствует их масштабности.

Методы выполнения работ по созданию интеллектуальной продукции, в том числе и новшеств, классифицируются следующим образом:

1) теоретические фундаментальные работы;

2) научно-поисковые работы;

3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4) опытно-экспериментальные исследования;

5) опытно-промышленные исследования;

6) научно-исследовательские работы;

7) лабораторно-экспериментальные исследования;

8) информационно-аналитические исследования;

9) внутрифирменные исследования (методом формирования портфелей проблем (задач), портфелей идей их устранения (решения), используя интеллектуальный потенциал организации.

Организации, занимающиеся производством интеллектуальной продукции, в том числе, и новшеств, классифицируются по своим возможностям выполнения работ:

1 Организации, способные выполнять теоретические фундаментальные работы и создавать масштабные (эпохальные, базовые) новшества:

– государственные академические научные организации со своими опытно-экспериментальными, лабораторными базами и специальными конструкторскими бюро (СКБ);

– крупные научно-исследовательские, конструкторско-технологические отраслевые институты, имеющие в своем составе опытно-экспериментальные производства;

– крупные государственные университеты, имеющие свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские структуры (лабораторные и опытно-экспериментальные базы).

2 Организации, способные выполнять научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) и создавать базисные и улучшающие новшества:

– крупные отраслевые и специализированные научно-исследовательские конструкторско-технологические институты (НИКТИ);

– специальные научно-технические центры, включающие СКБ и опытные производства.

3 Организации, способные выполнять научно-исследовательские работы, создавать улучшающие и микро-новшества:

– научно-исследовательские институты (НИИ);

– вузы;

– проектно-конструкторские (технологические) организации.

4 Прочие организации, для которых производство интеллектуальной продукции является сопутствующей деятельностью или деятельностью по необходимости (конкурентная борьба). Такие организации создают, как правило, микроновшества, может быть псевдоновшества и антиновшества. Управлением создания новшеств занимаются специализированные структуры. Формы управления: исследовательская работа по диагностике и анализу работы организации с формированием портфеля проблем (задач) и портфеля идей, новшеств по их устранению путем активизации интеллектуального потенциала организации.

При всей кажущейся логичности изложенной системы управления созданием новшеств часть новшеств, особенно в виде патентов на изобретения и объектов авторского права, создается индивидуальными творческими личностями, отдельными учеными и далёкими от науки людьми, особенно новшество в духовной сфере. Управление созданием новшеств в этой области осуществляется через общественные организации (союзы, ассоциации и т.д.). Новшества, созданные частным образом проходят ту же процедуру правовой охраны.

Кроме того, все системы создания интеллектуальной продукции, в том числе и в духовной сфере, управляются через систему нормативных актов (законы, постановления Правительства, положения экспертно-инспекционных организаций), через систему государственного регулирования, то есть осуществляется управление на макроуровне.

Наши рекомендации