Лекция 11. Управление созданием новшеств
В специальной литературе рассматриваются вопросы управления интеллектуальной продукцией, например, «Управление интеллектуальной собственностью» [8], «Внутрифирменное управление интеллектуальными активами» [15], «Управление знаниями» [6].
В инновационном менеджменте вопросы управления весьма разносторонне описаны различными авторами [2, 16, 18, 19, 20].
По своей сути инновационный менеджмент – это система управления инновационной деятельностью. Очевидно, рассматривая аналогичным образом креативный менеджмент, мы может сказать, что это система управления творческой деятельностью или деятельностью по созданию интеллектуальной продукции на стадии идей и новшеств.
Система управления созданием новшеств, как и всей интеллектуальной деятельностью, является многоуровневой.
Можно выделить:
– международный,
– национальный,
– региональный (мезоуровень),
– микроуровень управления.
Новшество становится инновацией в момент его коммерциализации – внедрения, то есть включается в инновационный процесс, и с этого момента происходит переименование новшества в инновацию. Отсюда понятно, что одни и те же стратегии управления, принимаемые решения в начальной своей фазе касаются процесса создания новшества. Затем в процессе его применения (использования) объектом управления выступает инновация.
Инновационная деятельность на ранних стадиях является этапом, именуемым интеллектуальной (творческой) деятельностью. Одна из стадий интеллектуальной деятельности – создание новшеств осуществляется в виде исследований (разработок). Исследования могут быть фундаментальные, научно-поисковые, научно-исследовательские (НИР), опытно-конструкторские (ОКР), так и сочетание их – НИОКР.
Новшества могут создаваться субъектами (организациями) с различным видом деятельности. В зависимости от стоящей задачи (проблемы) к её решению подключаются соответствующие уровни науки и уровни управления, создаются определенные программы и проекты. Иерархия управления создания новшеств соответствует их масштабности.
Методы выполнения работ по созданию интеллектуальной продукции, в том числе и новшеств, классифицируются следующим образом:
1) теоретические фундаментальные работы;
2) научно-поисковые работы;
3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
4) опытно-экспериментальные исследования;
5) опытно-промышленные исследования;
6) научно-исследовательские работы;
7) лабораторно-экспериментальные исследования;
8) информационно-аналитические исследования;
9) внутрифирменные исследования (методом формирования портфелей проблем (задач), портфелей идей их устранения (решения), используя интеллектуальный потенциал организации.
Организации, занимающиеся производством интеллектуальной продукции, в том числе, и новшеств, классифицируются по своим возможностям выполнения работ:
1 Организации, способные выполнять теоретические фундаментальные работы и создавать масштабные (эпохальные, базовые) новшества:
– государственные академические научные организации со своими опытно-экспериментальными, лабораторными базами и специальными конструкторскими бюро (СКБ);
– крупные научно-исследовательские, конструкторско-технологические отраслевые институты, имеющие в своем составе опытно-экспериментальные производства;
– крупные государственные университеты, имеющие свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские структуры (лабораторные и опытно-экспериментальные базы).
2 Организации, способные выполнять научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР) и создавать базисные и улучшающие новшества:
– крупные отраслевые и специализированные научно-исследовательские конструкторско-технологические институты (НИКТИ);
– специальные научно-технические центры, включающие СКБ и опытные производства.
3 Организации, способные выполнять научно-исследовательские работы, создавать улучшающие и микро-новшества:
– научно-исследовательские институты (НИИ);
– вузы;
– проектно-конструкторские (технологические) организации.
4 Прочие организации, для которых производство интеллектуальной продукции является сопутствующей деятельностью или деятельностью по необходимости (конкурентная борьба). Такие организации создают, как правило, микроновшества, может быть псевдоновшества и антиновшества. Управлением создания новшеств занимаются специализированные структуры. Формы управления: исследовательская работа по диагностике и анализу работы организации с формированием портфеля проблем (задач) и портфеля идей, новшеств по их устранению путем активизации интеллектуального потенциала организации.
При всей кажущейся логичности изложенной системы управления созданием новшеств часть новшеств, особенно в виде патентов на изобретения и объектов авторского права, создается индивидуальными творческими личностями, отдельными учеными и далёкими от науки людьми, особенно новшество в духовной сфере. Управление созданием новшеств в этой области осуществляется через общественные организации (союзы, ассоциации и т.д.). Новшества, созданные частным образом проходят ту же процедуру правовой охраны.
Кроме того, все системы создания интеллектуальной продукции, в том числе и в духовной сфере, управляются через систему нормативных актов (законы, постановления Правительства, положения экспертно-инспекционных организаций), через систему государственного регулирования, то есть осуществляется управление на макроуровне.