Политико-методологические проблемы
Сопротивление оцениванию эффективности. В США одной из самых общих причин, по которым доступные
интерпретации примеры оценивания программ представляют собой такую редкость, является широко распространенное сопротивление различных институтов и администраторов попыткам оценить эффективность их программ. Методология исследований по оценке эффективности должна учитывать причины этого сопротивления и способы его преодоления.
В США главным источником сопротивления является идентификация администратора и административной единицы с самой программой. В условиях политического климата США оценка программы становится оценкой данного учреждения и его руководителей. К тому же средства, применяемые для оценки программы, могут намеренно использоваться для оценивания администраторов. Помимо этого, ряд других факторов приводит к тому, что администраторы вполне обоснованно предвидят разочаровывающие результаты. Как указывает Росси [76], для специальных программ, находящихся в центре внимания исследований по оценке эффективности, отводятся обычно хронически неразрешимые проблемы, которые оказались не под силу, как правило, успешно работающим традиционным институтам. Это само по себе обусловливает пессимистический прогноз. Кроме того, финансирование обычно является неадекватным как из-за неизбежного соперничества множества причин для ограничений фондов, так и вследствие имеющейся у части законодательных и исполнительных органов тенденции предпринимать действие лишь на словах либо осуществлять косметические операции, рассчитанные скорее на то, чтобы убедить общественность в том, что меры принимаются, чем на решение проблемы. Даже если речь идет о действительно ценных программах, большое усилие, необходимое, чтобы преодолеть институциональную инерцию, препятствующую принятию каждой новой программы, ведет к непомерно преувеличенным притязаниям. Тем самым создается «ловушка сверхагитации» («overadvocacy trap») (Campbell [16]), так что даже хорошим и эффективным программам не удается в полной мере то, что было обещано, а это еще больше усиливает страх перед оценкой.
Серьезность этих и связанных с ними проблем трудно переоценить. Хотя я в настоящем очерке и уделил
больше места более оптимистическим случаям, для сегодняшних американских исследований по оценке эффективности более типично положение, описанное в предыдущем абзаце. Мы, методологи, работающие в США, вынуждены принимать участие в политическом процессе, чтобы попытаться исправить это положение. Но прежде чем мы осуществим это, мы должны, сидя за столом в своих башнях из слоновой кости, изобрести политические и/или организационные альтернативы, которые позволили бы решить эту проблему. К этой задаче мы едва приступили, и это дело такого рода, где нас вполне может постичь неудача. Два небольших предложения послужат иллюстрацией. Я рекомендовал бы всем специалистам по методам оценки эффективности отказаться от использования наших умений в исследованиях ad hominem1. Хотя дорогостоящая технология социального экспериментирования и может применяться для оценки индивидов, ее не следует использовать для этого. Такие результаты доступны обобщению лишь в весьма ограниченных пределах. Наши умения следовало бы приберечь для оценки стратегий и программ, которые могут применяться более чем в одной совокупности условий, и которые при надлежащем финансировании мог бы освоить любой администратор, если только у него будет на то желание. Мы должны тщательно обрабатывать данные опроса общественного мнения, чтобы с их помощью собрать сведения только об установках в отношении предлагаемых программой альтернатив и исключить такие темы, как эффективность надзора. Этот запрет на исследования ad hominem нужно было бы распространить также и на тех, кто участвует в программе. Следовало бы оценивать не учащихся или тех, кто получает помощь, а альтернативный подход к их проблемам. Я чувствую, что такой запрет морально оправдан, это ясно. Но я все же должен сознаться, что в условиях США он рекомендуется еще и из опасений. Администраторы программы и ее участники в силах саботировать наши усилия по оценке
_____________________________________________________________________________
1 «К человеку» (лат.). Средство убеждения, основанное не на объективных данных, а рассчитанное на чувства убеждаемого. В данном случае автор отмечает, что в исследованиях описываемого типа недопустимо использовать информацию о конкретных испытуемых. — Прим. ред.
эффективности, и они попытаются воспользоваться этим, едва только будут задеты их собственные карьеры и интересы. Хотя от такой нашей стратегии администраторские страхи не рассеются окончательно, я все же считаю, что, если бы мы добросовестно следовали ей, это могло бы послужить толчком к формированию политического климата, менее настоятельно принуждающего к самозащите.
Вторая рекомендация адресована тем, кто защищает новые программы исходя из серьезности вопроса, а не достоверности того или иного ответа и при этом настаивает на необходимости переходить к следующим попыткам решить проблему, если не удастся первая (Campbell [16]). Шейвер и Стейнс [83] оспорили данную установку на том основании, что занять эту позицию проведения научных опытов означает для администратора сложить с себя обязанности руководителя. Убежденность, упорство, энтузиазм, вера — вот что требуется для всякого эффективного стремления изменить традиционную институциональную практику. Допустить всего лишь временную веру в новую программу — значит гарантировать равнодушие при ее осуществлении. Проблема, однако, остается: «Ловушка сверхагитации» по-прежнему грозит сорвать работу по оценке эффективности программы. Ясно, что здесь нужны социально-психологические и организационно-теоретические подходы.