Тема 14. Методы и методики исследования процессов памяти.
Задание 1
Исследование состоит из двух опытов и проводится с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.
В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. После окончания чтения через 10 с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке. Экспериментатор отмечает у себя в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Протокол исследования представлен в таблице.
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам ряд слов, слушайте меня внимательно и постарайтесь их запомнить. Когда я кончу читать слова и скажу «Говорите!», назовите те слова, которые Вы запомнили, в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начали!»
Протокол исследования объема памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей
Испытуемый: Экспериментатор: | Дата: Время опыта: | ||
Опыт 1 | |||
№/п слова | Предъявлено | Воспроизведено | Примечание |
1. 2. 3. ... ... ... 20. | |||
Словесный отчет испытуемого о запоминании и воспроизведении слов | |||
Наблюдения экспериментатора |
Слова для запоминания в опыте 1:
1. Рыба | 6. Власть | 11. Белка | 16. Чулки |
2. Фунт | 7. Огонь | 12. Песок | 17. Волк |
3. Бант | 8. Кофта | 13. Зубы | 18. Завод |
4. Нога | 9. Хлеб | 14. Окно | 19. Лилия |
5. Сено | 10. Совок | 15. Ручка | 20. Пирог |
По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова. Этот отчет и наблюдения экспериментатора записывают в протокол.
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.
В опыте используют метод удержания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения экспериментатором нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10 с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно воспроизведенные слова, причем ошибочные – фиксируют в примечании.
Инструкция испытуемому: «Я назову Вам пары слов. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить вторые слова каждой пары. Когда я закончу чтение этих пар, то буду снова читать первые слова, а Вы в ответ на названное первое слово отвечайте запомнившимся вторым словом этой же пары. Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»
По окончании опыта экспериментатор записывает в протокол словесный отчет испытуемого и свои наблюдения об особенностях запоминания слов.
Слова для запоминания в опыте 2:
1. Курица – яйцо | 11. Перо – бумага |
2. Кофе – чашка | 12. Закон – декрет |
3. Стол – стул | 13. Грамм – мера |
4. Земля – трава | 14. Солнце – лето |
5. Ложка – вилка | 15. Дерево – лист |
6. Ключ – замок | 16. Очки – газета |
7. Зима – снег | 17. Туфли – обувь |
8. Корова – молоко | 18. Полка – книга |
9. Вино – стакан | 19. Голова – волосы |
10. Печка – дрова | 20. Голос – певец |
Обработка результатов
По каждому из двух опытов подсчитывают количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.
Протокол исследования
Слова, воспроизведенные | Опыт 1 | Опыт 2 |
правильно неправильно |
Анализ результатов
Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнивая количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.
Если запоминание в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей, облегчающих воспроизведение.
Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.
Если в исследовании приняло участие несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы ими для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы завязан бантом».
Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладения мнемотехникой.
Задание 2
Сравнительное исследование непосредственного
и опосредованного запоминания отвлеченных понятий.
Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.
Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с. По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок.
Инструкция испытуемому. «Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу «Пишите!», запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать».
После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.
Слова для запоминания в первом опыте:
1. Санкция | 8. Уверенность | 15. Законность |
2. Фантазия | 9. Терпение | 16. Одиночество |
3. Надстройка | 10. Понятие | 17. Узнавание |
4. Обобщение | 11. Отречение | 18. Способность |
5. Вероятность | 12. Мышление | 19. Индукция |
б. Эстетика | 13. Пространство | 20. Сочинение |
7. Интуиция | 14. Созидание |
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.
Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом. так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.
В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 20 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: «Пишите!» испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.
Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 20 пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.
Слова для запоминания во втором опыте:
1. Эрудиция | 8. Авантюризм | 15. Невежество |
2. Восприятие | 9. Равнодушие | 16. Отношение |
3. Базис | 10. Раздумье | 17. Ликование |
4. Абстракция | 11. Призвание | 18. Склонность |
5. Возможность | 12. Ощущение | 19. Аналогия |
6. Этика | 13. Отражение | 20. Суждение |
7. Констатация | 14. Разрушение |
Инструкция испытуемому: «Я буду читать Вам 20 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: «Пишите!». Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!»
Обработка результатов
Показателем объема памяти на отвлеченные понятия является количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Поскольку ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания, то правильно и ошибочно воспроизведенные слова заносятся в сводную таблицу.
Протокол исследования
Слова, воспроизведенные | Опыт 1 | Опыт 2 |
правильно неправильно |
Анализ результатов
Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.
В обсуждении результатов желательно проследить характер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим их абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышление, предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.
Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям. В том случае, когда испытуемые участвовали еще и в исследовании 8, появляется основа для обобщений и выводов относительно значения вспомогательных средств, то есть смысловых связей и рисунков для удержания и воспроизведения слов.