Изучение личностных особенностей детей дошкольного возраста

Работа 15. Изучение самооценки дошкольника и представлений ребенка об отношениях к нему других людей

(Методика В.Г. Щур)

Экспериментальный материал: нарисованная на бумаге лесенка с 7 ступеньками, где средняя ступенька имеет форму площадки.

Ход эксперимента.

I серия. Испытуемому показывают лист бумаги с изображением лестницы и говорят, что если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети («плохие», «очень плохие», «самые плохие»), на площадке – не плохие и не хорошие («средние»), а на трех верхних ступеньках – хорошие дети («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). После этого ребенка просят нарисовать человечка на той ступеньке, которой, по его мнению, соответствует он сам, и объяснить, почему он выбрал именно данную ступеньку.

II серия. Ребенку прелагают поместить человечка на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама и другие близкие взрослые. Нужно спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (если он считает, что мама не поставит его на эту ступеньку), и кто – на самую нижнюю ступеньку. После каждого ответа выясняется, почему ребенок так думает.

В протоколе подробно фиксируются вопросы экспериментатора, ответы и действия испытуемого, особенности его поведения. Проводится сопоставление ответов ребенка в I и II сериях эксперимента.

Выводы.

Работа 16. Выявление мотивов поведения ребенка в ситуации выбора

I серия. Экспериментальный материал: несколько интересных для старшего дошкольника игрушек, четыре коробочки и полоски бумаги четырех цветов.

Ход работы: в эксперименте участвуют 6 дошкольников. Каждый ребенок ставится в конфликтную ситуацию и должен сделать выбор – или заняться малоинтересным, значимым для других делом, или поиграть интересными игрушками.

Инструкция: «Нас просили помочь приготовить материал для занятий в младшей группе. Эти полоски бумаги надо разложить в коробочки, каждый цвет отдельно. А это игрушки. Ты можешь выбрать сам: либо поможешь младшей группе, либо будешь играть».

Действия и высказывания ребенка фиксируются. Если ребенок выбирает малоинтересное задание, отмечается время его выполнения и довел ли ребенок начатое дело до конца (устойчивость мотивации).

II серия. Экспериментальный материал: мяч, нарисованные на бумаге два круга диаметром не менее 50 см. Расстояние между кругами 20 см. Над левым кругом – изображение человечка, над правым – трех человечков.

Ход работы: в эксперименте участвуют те же дети, объединенные в две группы. Состав группы формируется с учетом желаний детей. С детьми проводится игра – соревнование на точность попадания мяча в цель.

Инструкция: «Давайте поиграем в мяч. У нас две команды. Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в левый круг, то очки идут в его пользу, если в правый – в пользу команды. Если мяч не попадет в цель, то можно по желанию вычитать очки или из личных, или из командных».

Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч. Ответы ребенка и результаты броска фиксируются.

Результаты эксперимента позволяют выявить, какой вид мотивации (личную или общественную) демонстрирует ребенок в условиях индивидуального выбора и в присутствии сверстников и насколько эти виды мотивации устойчивы.

Протокол

Фамилия, имя ребенка I серия II серия
Виды мотивации Виды мотивации
Личная Общественная Устойчивость обществ. мотивации Броски Вычитание очков
Личная Общественная Личная Общественная
               

Выводы.

Работа 17. Изучение особенностей волевых действий в дошкольном возрасте

Эксперимент проводят таким образом, чтобы основная цель восприятия блокировалась побочным более интенсивным раздражителем.

Экспериментальный материал: альбом, на четных страницах которого наклеены цветные, интересные по содержанию картинки (например, персонажи сказок, изображения животных и т.п.), а на нечетных – малоинтересные для дошкольников изображения квадратов, треугольников различного цвета и величины, всего по десять картинок на каждой странице.

Ход эксперимента: Ребенок получает инструкцию: «В альбоме есть разные картинки, но ты будешь рассматривать только те, на которые я укажу. Альбом раскрывается по сигналу. Дошкольнику предлагают рассмотреть первый рисунок, расположенный на нечетной странице (например, четыре кружочка: синего, зеленого, голубого и желтого цвета), и ответить на вопросы, связанные с содержанием изображенного материала (назвать количество кружочков, их цвет и т.п.). После этого ребенку разрешают рассмотреть картинку на четной странице альбома.

В процессе выполнения задания следует внимательно наблюдать за движением глаз испытуемого и тщательно фиксировать все его реакции и действия, даже взгляд мельком на изображение слева надо регистрировать в протоколе как показатель отсутствия целенаправленности восприятия. Важно проследить, делает ли ребенок какие-либо усилия, чтобы не отвлекаться от поставленной цели.

Количественный анализ материалов исследования состоит в вычислении данных свидетельствующих о наличии или отсутствии у дошкольника целенаправленного восприятия. Подсчитывают средние показатели в каждой возрастной группе. Определяют их динамику в дошкольном возрасте.

Качественный анализ направлен на выявление уровня, способов самоконтроля при восприятии. Он позволит установить:

а) отключаются ли дети от основного задания без колебаний (самоконтроль наименее развит);

б) применяют ли элементы самоконтроля (отворачиваются от четных страниц, закрывают их рукой и т.д.) – (средний уровень самоконтроля);

в) не отвлекаются от поставленной цели (самоконтроль наиболее развит).

Протокол

Фамилия, имя, возраст ребенка Нечетные страницы альбома Количество отвлечений внимания Наличие элементов самоконтроля
Саша А. 5 л. 6 мес. + + + - +

Выводы.

Наши рекомендации