Руководство выполнением дипломной работ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.

1. Работа выполняется с помощью средств вычислительной техники.

2. Должна быть набрана шрифтом Times New Roman Cyr.

3. Размер шрифта 14, через 1,5 интервал.

4. Распечатана на принтере любого типа, с одной стороны листа, на бумаге белого цвета формата А4 (210х297 мм).

5. Расстановка переносов – автоматически.

6. Абзац – 1.25

7. Выравнивание – по ширине, без отступов.

Объем дипломной работы должен быть 50-60 печатных листов, включая титульный лист. Номера листов проставляются на верхнем поле справа арабскими цифрами без дополнительных обозначений. Титульный лист не нумеруют, нумерация начинается с листа содержания, имеющего номер 2. Листы работы должны иметь сквозную нумерацию в пределах всей дипломной работы. Приложение не входит в общее количество листов работы, нумерация листов приложения – отдельная. Листы нумеруют по центру нижнего поля.

Все листы работы должны иметь следующие поля:

· верхнее поле -20 мм;

· нижнее поле – 20 мм;

· правое поле – 10мм;

· левое поле – 30мм;

Иерархическая структура письменной работы предполагает выделение в ее содержании взаимосвязанных друг с другом глав и подразделов, которые описываются в содержании.

Каждую главу дипломной работы рекомендуется начинать с нового листа. Главы нумеруют арабскими цифрами с точкой ( например: Глава 1.). Каждый пункт текста записывается с абзаца. Абзацы должны быть оформлены с красной строки, величина отступа равна 1,25 см.

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими, соответствовать содержанию и записываться в виде заголовка. Перед заголовками глав, частей текста делают 2 интервала, после – 2 интервала.

Заголовки «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» пишут прописными буквами.

Остальные заголовки пишут с прописной буквы строчными по центру, выделяя жирным шрифтом. При автоматическом формировании содержания в текстовом редакторе WORD необходимо выбрать соответствующий стиль, обеспечивающий вышеуказанные требования. Заголовок должен иметь длину строки не более 40 знаков. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Если заголовок большой он делится (по смыслу) на несколько строк.

Точка после заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не пишут в конце страницы, если для текста нет места, он переносится на новую страницу.

Если необходимо сделать библиографическую ссылку на какой-либо литературный источник, то в квадратных скобках после упоминания о литературном источнике (или после цитаты из него) проставляют порядковый номер, под которым источник значится в списке используемой литературы с указанием страниц, где расположена цитата [14, с.45].

Подстрочные примечания (сноски) оформляются в конце страницы в случае необходимости дополнительных пояснений основного текста, разъяснений терминов и пр. В тексте используют знаки сноски в виде цифр. Нумерацию сносок ведут постранично, на новой странице сноски нумеруют заново.

В тексте не должно быть сокращений, за исключением общепринятых в русском языке, установленных в ГОСТ 2.316-68. Если в тексте используется сокращенные наименования или аббревиатура, то в конце текста дипломной работы помещается перечень принятых сокращений.

Все размещаемые в работе иллюстрации, если их более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы. Например, Рисунок 1, или по разделам Рисунок 1.4. Ссылки на иллюстрацию дают следующим образом: «Рис. 1». Иллюстрации должны иметь тематическое наименование. Подрисуночную подпись оформляют полужирным шрифтом и располагают по центру рисунка, в одной строке с номером рисунка без точки в конце.

Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Заголовки граф таблиц пишут с прописной буквы, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение то с заголовком. Если подзаголовки имеют самостоятельное значение, то их начинают писать с прописной буквы. Если цифровые данные в графах имеют разную размерность, то ее указывают в заголовке каждой графы. Все таблицы, если их несколько, должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. Например: Таблица 2, Таблица 3 и т.д. Или по разделам - Таблица 1.5. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью. Если таблица не имеет номера (единственная по тексту), и сокращенно – если имеет номер. Например: «… в табл. 6». Слово «Таблица», при наличии тематического заголовка пишут над заголовком.

Дипломная работа (проект) подшивается в твердую обложку.

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Заданиена дипломную работу оформляется на специальном бланке. Задание не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе задания не проставляется.

Отзыв на дипломную работуоформляется на специальном бланке. Отзыв не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе отзыва не проставляется.

Рецензия на дипломную работу оформляется на специальном бланке. Рецензия не включается в общую нумерацию страниц, номер страницы на листе рецензии не проставляется.

В содержание выносятся все разделы и подразделы, выделенные в тексте дипломной работы, а также введение, заключение, список использованной литературы и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинается место их расположения в тексте.

Введение– это краткое и сжатое изложение основных идей дипломной работы. Введение должно содержать:

1. оценку современного состояния решаемой в дипломной работе проблемы, в том числе обоснование выбора темы, ее актуальности и практическую значимость для объекта исследования, а также актуальность темы для диплома;

2. формулировку цели и задач дипломной работы;

3. полное наименование объекта и предмета исследования;

4. перечень исходных данных для разработки проекта;

5. основные разработки данной темы и работы на данную тему авторов в юриспруденции.

Введение в работу исследовательского характера должно содержать рабочее предположение и информацию о примененных методах исследования.

Актуальность разработки. При выборе темы разработки необходимо оценить ее актуальность, которая может определяться следующими факторами:

· необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

· потребностью в новых результатах;

· потребностью в более эффективных ( в плане совершенствования) методах и технологиях.

Цель дипломной работы – это желаемый конечный результат, которого требуется достичь в результате проведения исследования по выбранной тематике.

Цели должны быть сформулированы конкретно, быть достижимыми и начинаться со следующих отглагольных существительных:

· определение;

· обоснование;

· создание;

· выявление:

· разработка и т.п. или подобных глаголов.

Задачи дипломной работы конкретизируют ее цели и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование. Задачидолжны быть взаимосвязанными. Одни из них могут быть решены теоретически, другие – экспериментально, третьи – на основании осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Теоретическая часть.В теоретической части дипломной работы (пояснительная записка дипломного проекта) на основании изучения и обобщения литературных источников (монографий, учебников, статей, методик, положений, концепций, законодательных, нормативных материалов и т.п.) дается характеристика и оценка современного состояния теории по теме дипломной работы. Рассматриваются тенденции и перспективы ее дальнейшего развития, выявляются основные проблемы и наметившиеся пути их решения. Выявление понятийного аппарата, сущностной основы, существующих теорий и позиций по изучаемой проблеме предполагает анализ мнений, позиций различных ученых, а также научных школ, нашедших отражение в публикациях.

Аналитический обзор литературы предполагает выявление особенностей понимания различных аспектов исследуемой проблемы разными учеными, обнаружением противоречивости мнений и суждений.

На основе проведенных теоретических исследований студент формулирует те конкретные задачи, которые будут решаться в дипломной работе применительно к выбранному объекту.

В результате обосновывается принимаемая в рамках дипломной работы позиция дипломника по исследуемым вопросам. Центральное место, исходя из темы дипломной работы, может занимать методология решения вопросов, т.е. изложение содержания используемых методов и приемов исследования.

Обзор литературы заканчивается четким определением возможностей использования выбранной теории, технологии, методики или подхода.

В теоретической части следует давать толкования (определения) приводимых понятий, терминов и определений. В заключение теоретического раздела на основе исследованного материала дипломником формируются выводы. Теоретическая часть должна стать основой для выполнения следующей части дипломной работы.

Практическая часть. В практической части дипломной работы (пояснительной записки) на основе исследований теоретической части, выводов и рекомендаций по улучшению (изменению) положения дел в исследуемой области, с учетом целей и задач, поставленных в дипломной работе, излагаются варианты возможных решений рассматриваемой проблемы.

Варианты решений рассматриваются подробно, с различных точек зрения и сопровождаются необходимыми обоснованиями. Состав и глубина проработки различных вариантов решений согласовываются дипломником с руководителем дипломной работы. При этом некоторые из них могут быть разработаны и оформлены в виде проектов.

В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики, делаются выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В заключении не допускаетсяповторения содержания введения и основной части, в частности выводов, сделанных по главам.

Оценка проработанного материала дается с позиций соответствия содержания выполненной работы цели и задачам исследования, а также с позиции подтверждения выдвинутой гипотезы. Также полученные результаты анализируются с точки зрения решений поставленной проблемы исследования.

При обобщении полученных результатов делают заключение о том, соответствуют ли они известным ранее фактам и результатам, не противоречат ли существующим теоретическим положениям, расширяют или дополняют последние.

Выводы предлагают выделение следствия из полученных результатов исследования. Они должны быть четкими по содержанию, а по форме – краткими и лаконичными.

При формулировании выводов необходимо прослеживать их связь с целью и задачами исследования.

В завершающей части следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме и дать рекомендации по применению результатов исследования.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, могут включать материалы, дополняющие текст. К таким материалам относятся:

· перечень иллюстрированного материала (плакатов, слайдов и т.д.), демонстрируемого при защите дипломной работы;

· таблица вспомогательных цифровых данных;

· протоколы исследований;

· разработанные методические материалы;

· исходная документация;

· акты внедрения;

· копии авторских свидетельств;

Приложения помещаются в конце дипломной работы. Каждое приложениедолжно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами. Номер приложения размещают посередине страницы над заголовком приложения после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью дипломного проекта сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части дипломного проекта должны быть ссылки.

Правила оформления библиографического списка используемой литературы

Список литературы является необходимой структурной частью любого научного исследования: реферата, курсовой, дипломной и диссертационной работы.

Большое значение имеет правильное библиографическое описание документов и рациональный порядок их расположения в списке. Существует несколько принципов группировки материала.

Наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещаются по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей.

Предметно-тематический принципорганизации применяется в том случае, когда массив библиографических описаний источников разбивается на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок. Внутри раздела материал располагается в алфавитном порядке.

При логическом принципе разделы списка располагаются в логической последовательности, которая отражает структуру работы, и тогда источники размещают в зависимости от содержания (от простого к сложному или от общего к частному). Внутри разделов соблюдают алфавитный порядок записей.

Хронологический принцип (по годам издания) применяется, когда произведения располагаются в порядке их написания (или публикации).

Персональный принцип подразумевает размещение сведений о каком-то лице, а список литературы подразделяется на два раздела: произведения автора и литература о его жизни и творчестве. Внутри разделов часто применяется хронологический принцип, хотя могут быть и другие варианты.

Группировка по видам документов – это выделение в особые разделы списка источников, имеющих яркую специфику и требующих иных правил библиографического описания: нот, аудиовизуальных материалов, патентов и нормативно-технических документов, диссертаций, архивных материалов и т.д.

Независимо от выбранного способа группировки в начало списка, как правило, помещаются официальные документы (законы, постановления, указы, и т.д.). После определения места источника в списке каждое библиографическое описание нумеруется.

Очень важно правильно описать книгу, статью, диссертацию, CD-ROM или другой документ.

Существуют строгие правила библиографического описания документов, которые регламентированы специальными библиотечными ГОСТами. С 1 июля 2004 года введен в действие ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Согласно ГОСТу, библиографическое описаниесодержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. ГОСТ 7.1.-2003, заменивший все предыдущие стандарты по библиографическому описанию, содержит только универсальные правила, общие для всех видов документов (опубликованных и неопубликованных на любых носителях).

Главным (предписанным) источником информации для составления библиографического описания является элемент документа, содержащий основные выходные и аналогичные им сведения – титульный лист, титульный экран электронного ресурса, этикетка и наклейка на аудиовизуальном ресурсе. Сведения, заимствованные не из предписанного источника, но необходимые и сформулированные на основе анализа документа, приводятся в квадратных скобках.

Основные обязательные элементы описания:

1.Заголовок (фамилия и инициалы автора)

2.Заглавие документа (название книги, статьи из журнала, газеты, сборника)

3.Сведения, относящиеся к заглавию (жанр, вид издания, перевод, номера

томов, выпусков и т.п.)

4.Сведения об ответственности (фамилии и инициалы авторов, составителей,

редакторов, переводчиков, иллюстраторов и др.)

5.Данные о повторности издания

6.Место издания

7.Издательство

8.Год издания

9.Количество или интервал страниц.

Пунктуация в библиографическом описании выполняет две функции: обычных грамматических знаков препинания и знаков препинания, имеющих опознавательный характер для областей и элементов библиографического описания (предписанная пунктуация). Предписанная пунктуация требует обязательных пробелов до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел ставится только после знака).

Знаки предписанной пунктуации:

. – (точка-тире)

, (запятая)

: (двоеточие)

; (точка с запятой)

/ (одна косая черта)

// (две косые черты)

( ) (круглые скобки)

[ ] (квадратные скобки)

Общее обозначение материала приводится после основного заглавия в квадратных скобках, с прописной буквы, означает класс материала. (общее обозначение материала, описания которого преобладают в конкретном информационном массиве, может быть опущено).

[Видеозапись]

[Звукозапись]

[Изоматериал]

[Карты]

[Кинофильм]

[Электронный ресурс]

При создании библиографической записи можно применять сокращения слов и словосочетаний. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области (за исключением случаев, когда сокращение имеется в самом источнике информации) и общее обозначение материала. Не сокращается одно слово, составляющее сведения, относящиеся к заглавию.

С прописной буквы начинается только первое слово области, а в элементах строчные и прописные буквы применяются в соответствии с нормами языка.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

КНИГ :

1. С одним автором

Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века / Т. В. Артемьева. – СПб. : Алетея, 1996. – 317 с.

2. С двумя авторами

Горышкина Т. К. Ботанические экскурсии по городу / Т. К. Горышкина, М. Е. Игнатьева. – СПб. : Химиздат, 2000. – 149 с.

3. С тремя авторами

Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках / И. Г. Васильев, М. И. Илле, Д. К. Равинский. – 2-е изд. – СПб. : Профессия, 2001. – 176 с.

4. С четырьмя авторами и более

Математические методы исследования операций : учебное пособие / Ю. М. Ермолаев [и др.]. – Киев : Вища школа, 1981. – 311 с.

СБОРНИКОВ :

1. Вопросы инженерной сейсмологии: сборник научных трудов / Рос. акад. наук; Ин-т физики Земли. – М. : Наука, 2000. – 182 с.

2. Учитель: сборник статей / сост. Д. Брудный. – М. : Политиздат, 1991. –

348 с.

МНОГОТОМНЫХ ИЗДАНИЙ :

1. Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача. В 3 ч. Ч. 2. / В. Д. Казьмин. – М. : Астрель, 2002. – 503 с.

2. Брэм А.Я. Жизнь животных. В 3 т. Т. 2. Птицы / А. Я. Брэм. – М. : Наука, 1992. – 352 с.

ПРИМЕРЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО
ОПИСАНИЯ :

СТАТЬИ ИЗ СБОРНИКОВ :

1. Широков Д. В. Новый метод теоретической физики / Д. В. Широков // Наука и человечество : сб. ст. / под ред. Ю. Г. Литвинова. – М. : Просвещение, 1987. – С. 127-139.

2. Цивилизации Запада в ХХ веке / Н. В. Шишов [и др.] // История и культурология : учебное пособие / под ред. Н. В. Шишова. – 2-е изд. – М. : Наука, 2000. – С. 347-366.

СТАТЬИ ИЗ МНОГОТОМНЫХ ИЗДАНИЙ :

1. Баренбаум И. Е. А. М. Ловягин как историк книги / И. Е. Баренбаум // Книжное дело в России во второй половине 19 века : сб. науч. трудов. –

СПб. : Питер, 2000. – Вып.10. – С. 208 -219.

2. Власов Б. В. Тип Моллюски. Общий очерк / Б. В. Власов, П. В. Матекин// Жизнь животных : в 7 т. – М. : Наука, 1988. – Т. 2. – С. 5-9.

3. Пушкин А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин // Соч. : в 3 т. – М., 1986. – Т. 2. – С. 432-437.

СТАТЬИ ИЗ СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ :

1. Отношение // Философская энциклопедия. – М. : Просвещение, 1994. –

Т. 4. – С. 182-183.

2.Функция // Советский энциклопедический словарь. – М. : Просвещение, 1984. – С. 143.

СТАТЬИ ИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ :

ЖУРНАЛОВ :

1. Кочергина Г. Личность учителя / Г. Кочергина // Учитель. – 2005. – № 3. –

С. 73-74.

2.Залесов Н. Г. Записки / Н. Г. Залесов // Русская старина. – 1903. – Т. 14, вып. 4. – С. 41-64.

3.Боголюбов А. И. О вещественных резонансах в волноводе с неоднородным заполнением / А. И. Боголюбов, А. Л. Делицын // Вестник Московского уни-верситета. Сер. 3, Физика. – 2001. – № 5. – С. 23-25.

ГАЗЕТ :

Колесникова О. Равнение на центры / О. Колесникова // Поиск. – 2002. –

5 июля (№ 27). – С. 12.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ :

Постановления:

Российская Федерация. Правительство. Об отдельных вопросах осуществле-ния опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан : постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 17(июнь). – С. 52-81.

Указы Президента:

Российская Федерация. Президент. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 16(июнь). – С. 5-6.

Законы:

Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2009. – № 18(июнь). – С. 2-75.

Книги на CD-дисках

1. Энциклопедия истории России. 862-1917 [Электронный ресурс]. – Электронные данные и программа. – М. : ЗАО «Новый диск», 2002. –

1 электрон. оптич. диск (CD-ROM)

Интернет-сайт

1. Информационные ресурсы и услуги // Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»: [сайт]. – М., [2002-2009]. – Режим доступа : http : //www.nilc.ru/

2. Вяземский П. А. Записи 1 – 32 [Электронный ресурс] // Российский мемуарий: [сайт] / Константин Дегтярев. – 2003-2008. – Из содерж.: «Старая записная книжка» / П. А. Вяземский; сост., вступ. ст. и коммент. Л. Я. Гинзбург. – Л. : Издательство писателей в Ленинграде, 1927. – Режим доступа : http : //feshal.narod.ru/Memories/Texts/Vyazemsky/Vyazemsky.htm/

После списка литературы помещаются приложения. Приложения обязательно нумеруются и озаглавливаются в соответствии с содержанием помещенного в них материала. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения (например, (см. Приложение №1)).

Приложения должны давать читателю работы возможность составить полное представление о проведенном исследовании – его методической базе, полученных результатах и способах их обработки, а также возможность проверить сделанные выкладки и выводы. Поэтому информация, содержащаяся в приложениях, должна быть точной и полной.

В приложения выносятся: тексты и ключи методик; таблицы первичных данных; результаты статистической обработки полученных данных; объемные графики, гистограммы, диаграммы, рисунки и схемы, таблицы, которые выглядели бы громоздко в основном тексте работы.

Кроме того, в приложения включаются данные о пилотаже методик; индивидуальные данные (полностью, выборочно или единичные для примера) – протоколы заполнения методик, протоколы интервью, протоколы наблюдения и иные материалы.

Критерии оценки дипломной работы

Основными качественными критериями оценки дипломной работы являются:

1. актуальность и новизна темы;

2. достаточность использованной отечественной и зарубежной литературы по теме;

3. полнота и качество собранных эмпирических (практических) данных;

4. обоснованность привлечения тех или иных методов решения поставленных задач;

5. глубина и обоснованность анализа и интерпретации полученных результатов;

6. четкость и грамотность изложения материала, качество оформления работы, учет настоящих «Правил»;

7. умение делать выводы по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов.

Оценки «отлично» заслуживают дипломные работы, темы которых представляют научный, методический или практический интерес, свиде­тельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач. Структура работы, оцененной на «отлично», должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выво­ды, вносящие вклад в разрешение поставленной пробле­мы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки.

Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат – соответствовать действующим ГОСТ и настоящим «Правилам», содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д.

Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения дипломной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов ГАК.

В тех случаях, когда дипломная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Оценка за диплом может быть снижена в следующих случаях:

Оформление

1.1. Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

1.2. Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

1.3. Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

1.4. Отсутствие авторской интерпретации содержания таблиц и графиков.

1.5. Отсутствие в работе «Введение» или «Выводы», или и того, и другого.

1.6. Наличие ошибок в оформлении библиографии: много «глухих» сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу, где эта идея обсуждается).

1.7. Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТ.

1.8. Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

Оформление библиографического описания литературных источников

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА ГОСТ 7.0.5—2008
Общие требования и правила составления
System of standards on information, librarianship and publishing.
Bibliographic reference. General requirements and rules of making

Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата документа и служит источником библиографической информации о документах — объектах ссылки.

Библиографическая ссылка содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики.

Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального и удаленного доступа), а также составные части документов.

Совокупность библиографических сведений в ссылке должна обеспечивать идентификацию и поиск объекта ссылки.

По составу элементов библиографическая ссылка может быть полной или краткой, в зависимости от вида ссылки, ее назначения, наличия библиографической информации в тексте документа.

Полную ссылку, содержащую совокупность библиографических сведений о документе, предназначенную для общей характеристики, идентификации и поиска документа— объекта ссылки, составляют по ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.82, ГОСТ 7.80.

4.5.2. Краткую ссылку, предназначенную только для поиска документа — объекта ссылки, составляют на основе принципа лаконизма в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.6. По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:

· внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

· подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

· затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

7.4.2. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой.

В тексте

[10, с. 81]

Использованная литература :

1. ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. – Минск : Издательство стандартов, 1995. – 17 с.

2. ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. – Минск : Издательство стандартов, 2001. – 11 с.

3. ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Минск : Издательство стандартов, 2002. – 26 с.

4. ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: межгосударственный стандарт. – М. : ИПК Издательство стандартов, 2004. – 47 с.

5. Евсеева И. П. Правила оформления библиографических ссылок и реферата / И. П. Евсеева // Библиотеки учебных заведений. – 2008. – № 26. – С. 25-36.

6. Евсеева И. П. Правила оформления библиографического списка при выполнении учебных и научных работ / И. П. Евсеева // Библиотеки учебных заведений. – 2008. – № 25. – С. 54-64.

7. Кикалова Н. С. Новые правила библиографического описания / Н. С. Кикалова [Электронный ресурс] // Моя Научка. Газета Зональной научной библиотеки имени В. А. Артисевич [сайт]. – Саратов, 2006-2009. – Режим доступа : http : //library.sgu.ru/gazeta/index.php?id=2005-2

8. Кузнецов И. Н. Диссертационные работы : Методика подготовки и оформления: учебно-метод. пос. – 3-е изд., перераб. и доп. / И. Н. Кузнецов. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 456 с.

9. Савина И. А. Библиографическое описание документа : Семиотический подход: учебно-метод. пос. / И. А. Савина; под ред. Н. Б. Зиновьевой. – М. : Либерея, 2004. – 88 с.

10. Савина И. А. Методика библиографического описания: практическое пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 144 с.

Руководство выполнением дипломной работ

На первом занятии с научным руководителем студент знакомится с методикой написания курсовой или дипломной работы, правилами ее оформления, демонстрируя наглядные материалы с видами библиографического описания, образцами цитирования, способами включения ссылок на источники.

Для эффективности этого занятия студент предварительно должен получить перечень тем и список рекомендуемой литературы, внимательно изучить полученные материалы, выделить и записать вопросы, требующие пояснения преподавателя, ориентировочно наметить тему, составить проект рабочего плана работы.

Основными функциями руководителя курсовой выпускной квалификационной работы являются:

o руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения курсовой выпускной квалификационной работы;

o консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой выпускной квалификационной работы (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы);

o оказание помощи в подборе необходимой литературы;

o контроль хода выполнения курсовой выпускной квалификационной работы;

o подготовка письменного отзыва на курсовую выпускную квалификационную работу, включая ее оценку;

o присутствие на защите курсовой выпускной квалификационной работы.

По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть.

Требования к содержанию и оформлению научной работы

Выбор темы, требования к названию

ТЕМА. Темы дипломных работ разрабатываются преподавателями совместно со специалистами образовательных учреждений, заинтересованных в разработке данных тем, и утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Темы работ должны отвечать современным требованиям развития науки, экономики, культуры и образования.

Студент, как правило, выбирает тему работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем дипломных работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

Тема должна раскрываться таким образом, чтобы она приближалась по своей направленности к небольшому исследованию и заключала постановку проблемы, указание задач, аргументацию, анализ материала, примеры, выводы.

Название - должно соответствовать содержанию, ограничивать круг вопросов, которые разрабатывает автор; раскрывать исследуемую идею;

- должно отражать замысел автора, т.е. полное или частичное изложение проблемы;

- должно быть достаточно развёрнутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов.

Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов содержанию учебной дисциплины.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Наибольшую трудность вызывает выполнение курсовой работы. Поэтому на 2-м курсе рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность задачи обеспечит студенту интерес к выполняемой работе.

Рационально первоначально выбранную тему для курсового исследования развивать в последующем. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа в виде дипломной.

По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ совместно со студентом разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями, подписываются руководителем работы и утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. Примером выполнения выпускной квалификационной работы группой студентов может быть постановка музыкального спектакля, создание художественного панно при росписи помещения и т.п. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту в начале последнего года обучения.

Задания на дипломную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначения и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей дипломной работы.

Структура дипломной работы

Дипломная работа обязательно включает в себя титульный лист, оглавление, введение, обзорно-теоретическую и эмпирическую главы, заключение и/или выводы и

Наши рекомендации