Ж. Научная новизна исследования.

Актуальность исследования – это, во-первых, – значение предпринятого исследования для устранения существующих пробелов в теоретическом психологическом знании, без чего невозможна дальнейшая продуктивная разработка конкретной психологической проблемы. Во-вторых, – это степень научной разработанности этой проблемы.

В данной части работы, в частности, указывается, кто из ученых внес наиболее значительный вклад в изучение проблемы, что конкретно было установлено в ходе теоретических и практических исследований. Заключает эту часть введения вывод о недостаточной изученности того аспекта проблемы, которая выбрана в качестве предмета исследования в курсовой работе.

Например:

Актуальность исследования. Изучение знаково-символической деятельности имеет первостепенное значение при анализе психического развития ребенка. С помощью специальных символических средств и действий (письменность, математические символы, различные бытовые знаки, используемые человеком и т.д.), выступающих как аспект сложной структуры человеческой деятельности, обеспечивается ориентировка ребенка в объективном мире. Уровень владения знаково-символическими средствами зависит от способов их усвоения, методов обучения восприятию, пониманию и оперированию ими.

Повышение эффективности обучения и развития учащихся с необходимостью ставит проблемы анализа структуры, описания конкретных видов знаково-символической деятельности, условий ее формирования.

К моменту прихода в школу ребенок должен иметь некоторый уровень развития знаково-символической деятельности, чтобы усвоить систематические знания. Отсюда актуальность проблемы выявления уровня развития знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте, необходимость в разработке специальных методик для диагностики сформированности знаково-символической деятельности, ее коррекции и формирования необходимых семиотических знаний и умений.

Исследованием проблемы возникновения и развития знаково-символической деятельности занимались такие ведущие психологи, как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А. Валлон и др. Отдельные семиотические аспекты разных видов деятельностей изучались в работах Д.Б. Эльконина, Д. Брунера и др. В то же время основные виды деятельностей дошкольного возраста не рассматривались как целостные семиотические системы, не выделялись их алфавиты и синтаксисы, не показывалось развитие этих деятельностей с семиотической точки зрения.

Объект исследования – это конкретное психологическое явление (процесс, теория), существующее в рамках научной психологической отрасли, подвергаемое исследованию.

Предмет исследования – часть объекта исследования.

Например:

а) Объект исследования – память.

Предмет исследования – формирование памяти.

б) Объект исследования – школьный возраст.

Предмет исследования – внимание в школьном возрасте.

Типичная ошибка: не могут быть объектом или предметом психологического исследования – «школьник», «подросток», «юноша» и т.п.

Цель исследования – это конкретный научный результат, для получения которого проводится научное исследование.

Задачи исследования – конкретные действия, направленные для достижения цели исследования.

Например:

Цель исследования: выявление особенностей формирования памяти на уроках математики в старших классах.

Задачи исследования:

1). Выделение особенностей памяти в старшем школьном возрасте.

2). Анализ уроков математики с точки зрения возможностей формирования мнемонических умений (умений запоминать и воспроизводить математические знания).

Гипотеза исследования – это предположение о психологических факторах, закономерностях, причинах и т.п., которое проверяется в ходе исследования.

Например:

Гипотеза: мы предположили, что формирование логических операций на уроках математики обусловлено системностью математического знания.

Научная новизна исследования – это новые научные знания, впервые полученные в результате проведенного научного исследования.

Например:

Научная новизна исследования состоит в том, что предложена авторская методика выявления эффективности запоминания на уроках математики.

Содержание теоретической главы исследования (главы I)

Наши рекомендации