ГЛАВА 2. Практическое исследование.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ СКОШ №32 (VIII) вида г.Липецк в период с 18.09.2013 по 25.09.2013 г. Экспериментальная группа представлена детьми 1 класса,имеющими задержку психического развития. Средний возраст-6 лет. Из них 3 мальчика: Каширский Алексей (6 лет), Ерохин Сергей (6 лет), Кузнецов Максим (6 лет), 2 девочки: Панина Елизавета (6 лет), Мешкова Елена (6 лет).
Для осуществления поставленных нами в начале исследования задач, в эксперименте принимал участие в качестве помощника представитель педагогического коллектива в лице учителя начальных классов
Экспериментальная часть работы представлена констатирующим экспериментом, организованном в индивидуальной форме.
Для осуществления данного исследования нами были использованы методики,проводенные в игровой форме,направленные на диагностическое исследование познавательных процессов у обследуемых старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это такие развивающий игры как: «Работа с матрешками», «Конструирование», «Назови три».
Результаты исследования
Методика №1. «Работа с матрешками».
Группе испытуемых предлагалось собрать все матрешки в одну,в результате чего выявлялся уровень развития познавательной сферы, понимание инструкции, адекватности и способов действий.
Колличество баллов, котрое могли получить испытуемые за это задание: от 1 до 4 баллов. При понимании цели данного задания и самостоятельном складывании матрешек, пользуясь целенапрпавленно пробами, испытуемые получали 4 балла. За непонимание цели и за неадекватные действия в условиях обучения, испытуемые получали 1 балл.
Испытуемым в индивидуальной форме были объяснены правила выполнения данного задания. Ниже представлены полученные в ходе исследования данные (см.таблицу 1).
"Таблица 1"
Выводы об уровне развития познавательных процессов в процессе игры.
Испытуемые | Баллы | Уровень развития познавательных процессов |
Каширский Алексей | 4 балла | высокий |
Кузнецов Максим | 3 балла | средний |
Мешкова Елена | 3 балла | средний |
Панина Елизавета | 2 балла | ниже среднего |
Ерохин Сергей | 2 балла | ниже среднего |
Максимальное колличество баллов (4 балла) получили 2 испытуемых- Каширский Алексей и Кузнецов Максим, тем самым демонстрируя высокий уровень развития познавательных процессов в время игры. Максим и Алексей правильно собрали матрешку, без посторонней помощи. При выполнении задания они не отвлекались, действовали уверенно и адекватно.
Средний уровень развития познавательных процессов у Мешковой Елены ( 3 балла). Елена старалась быстро выполнить задание, путалась в выборе матрешек (в их величине). Вследствие чего она начинала суетиться, злиться. Однако, задание выполнила верно.
Уровень развития познавательных процессов ниже среднего у Паниной Елизаветы (2 балла). Испытуемая путалась в выборе матрешек. Позднее, при повторном объяснении и подсказке, Елизавета смогла понять свою ошибку. Однако, полностью точно собрать матрешку не смогла.
Низкий уровень развития у Ерохина Сергея (1 балл). Сергей не понял задания, часто отвлекался. Он не смог разобраться в выборе матрешек, путался в складывании. При попытки помочь испытуемому, он неадекватно отреагировал на это, испытывал злость.
Методика №2 « Конструирование».
Группе испытуемых предлагалось выполнить постройку из 5 элементов по образцу. Цель данной методики: выявить способность к принятию и пониманию задания, умения работать по образцу, а также выявление уровня обучаемости. Общее колличество баллов, которое можно было получить за выолнение задания от 1 до 4 баллов. Высший балл ставился за точное понимание задания, его приянятие и самостоятельное выполнение задания по образцу. Минимальное колличество баллов-1, за неприянятие задания, за неадекватное поведение в условиях обучения.
Для проведения данного эксперимента испытуемым в индивидуальной форме были объявлены правила выполнения задания. Ниже представлены полученные в ходе исследования данные (см.таблица 2).
"Таблица 2"
Выводы об уровне развития познавательных процессов в процессе игры.
Испытуемые | Баллы | Уровень развития познавательных процессов |
Каширский Алексей | 4 балла | высокий |
Кузнецов Максим | 3 балла | средний |
Мешкова Елена | 3 балла | средний |
Панина Елизавета | 2 балла | ниже среднего |
Ерохин Сергей | 1 балл | низкий |
Максимально колличество баллов получили Каширский Алексей и Кузнецов Максим (4 балла). Они смогли самостоятельно выполнить задание по образцу, приняли задание. В процессе выполнения были спокойны, не отвлекались, вели себя адекватно. Это дало возможность нам предположить о высоком уровне развития познавательной деятельности во время игры. По окончании задания, Алексей проявил инициативу в повторном выполнении задании,что дает нам возможность предположить о развитой конструированной деятельности.
Средний уровень развития был выявлен у Мешковой Елены ( 3 балла). Елена в начале работы путалась в правильном расположении палочек. Однако, указание со стороны на ее ошибки, помогли ей верно справиться заданием.
Ниже среднего уровень развития познавательной сферы у Паниной Елизаветы (2 балла). Елизавета пыталась сделать посторойку,однако, он отличался от образца. Пр попытке помочь ей,она не обращала внимание на поправки,начинала злиться из-за неверного выполнения задания.
У Ерохина Сергея уровень развития познавательных процессов низкий (1 балл). Он продемонстровал неспособность принимать здание, не обрашал внимания на подсказки, часто отвлекался. Задание ему не удалось выполнить. При попытке сделать постойку, испытуемый проявил неспособность сделать её по образцу.
Методика №3. « Назови три предмета».
Детям предлагалось ответить на вопросы, по ответам которых, испытуемые получали баллы от 1 до 4. Максимальное колличество баллов ставилось детям, правильно и быстро отвечающим на вопросы. Минимальное колличество баллов за неверный ответ на вопрос.Ниже представлены полученные в ходе исследования данные (см.таблицу 3).
"Таблица 3"
Выводы об уровне развития познавательных процессов в процессе игры.
Испытуемые | Баллы | Уровень развития познавательных процессов |
Каширский Алексей | 4 балла | высокий |
Кузнецов Максим | 3 балла | средний |
Мешкова Елена | 3 балла | средний |
Панина Елизавета | 2 балла | ниже среднего |
Ерохин Сергей | 2 балла | ниже среднего |
Максимальное колличество баллов получил Каширский Алексей (4 балла). Он внимательно слушал вопрос, не отвлекался, демонстируя тем самым интерес к задани. Алексей правильно и быстро ответил на все вопросы, тем самым демонстрирую высокий уровень развития познавательных процессов.
Средний уровень был выявлен у Кузнецова Максима и Мешковой Елены (3 балла). Испытуемые путались в ответах, долго обдумывали ответ, необходимо было повторить заданные вопросы несколько раз.Однако, продумав ответ,Максим и Елена отвечали верно.
Ниже среднего уровень развития познавательной деятельности был выявлен у Паниной Елизаветы и Ерохина Сергея(2 балла). Испытуемые пытались учавствовать в игре,однако, очень часто отвлекались. Смогли ответить на некоторые вопросы только при помощи воспитателя. Они не проявили интерес к этому заданию, с неохотой ответили на некоторые вопросы.
Таким образом,по результатам исследования мы можем позволить себе сделать следующие выводы:
1.Результаты исследования показали,что продолжительность игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР небольшая, дети часто отвлекались на другие задания и посторонние действия.
2. Мы наблюдали у детей непродолжительность игры,отсутствие предварительного замысла. Не проявляется активность и самостоятельность в групповых играх.
3. Так же мы выявили, что у ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) очень слабо проявлена игровая мотивация. Они либо «не хотят» играть, либо дети не в состоянии развернуть предложенную игру.При этом игровой замысел у детей отсутствует. Старший дошкольник с ЗПР действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры.
4. Мы установили, что большинство детей переживают трудности и в процессе восприятия.Ограничена скорость выполнения перцептивных операций в игре. Ориентировочно-исследовательская деятельность у детей в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: они не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, продолжительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
5. Особые трудности старший дошкольник с ЗПР испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает некоторые параметры величины:длина, ширина, высота, толщина. У них затруднен процесс анализирующего восприятия: у них отсутствуют знания и уменя выделения основных структурных элементов предмета,их пространственное соотношение, мелкие детали. Это свидетельствует о замедленном темпе формирования целостного образа предметов у детей в процессе игровой деятельности, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
5. К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не могут выделить существенные признаки при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.
6. Мы также можем констатировать о наличии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР сниженного интереса к игре и к игрушке. У них с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретические аспекты данной темы, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:
1. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой одну из распространенных форм психической аномалии детского возраста. У детей ЗПР является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают различные составляющие их психической и физической деятельности.
2. Главным видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Именно в процессе игры как ведущей деятельности формируются важные психические новообразования данного возраста.
3. В игре ребёнок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
4. Для игры старших дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ её организации. Без специального обучения игра у детей с ЗПР не может занять главное место и, следовательно, оказать прямое действие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития ребенка с задержкой психического развития.
5. Дети с ЗПР выбирают наиболее простые игры. Свойственная детям старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра, требующая выполнения определённых правил, осуществляется ими в ограниченной форме.
6. Игровая деятельность старших дошкольников с ЗПР требует коррекции и правильно организованной систематической работы по коррекции, в частности, сюжетно-ролевой игры.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая значительное влияние на развитие всех сторон его психики. Именно в ней формируютсяи главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
Игровая деятельность ребенка является обобщенной,так как мотив-это не отражение какого-то определённого явления, а совершение данного действия, как личного отношения. Игра обращена на познание ребенком окружающего мира, путем активной сопричастности в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Одним из главных диагностических критериев задержки психического развития у детей старшего дошкольного возраста выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются недостаточно развитыми все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры зачастую не выходит за границы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли недостаточны. Масштаб нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень мал, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
Для игровой деятельности дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ её построения. Если нормально развивающимся дошкольникам уже на самых начальных этапах формировании игровой деятельности важно, чтобы в их игре присутствовали воображаемая ситуация и роль, то дети с ЗПР испытывают трудности в осознании воображаемой ситуации и принятии на себя роли. Обозначить игровую ситуацию, связать название роли с системой действий, необходимых для её реализации, на первых порах должен взрослый. Без его помощи дети с ЗПР зачастую склонны условный план игры свpдить к реальному плану предметной деятельности.
Таким образом, для того чтобы игровая деятельность детей с ЗПР достигла такого развития, при котором появляется возможность её использования в качестве одного из ведущих методов воспитания этих детей в дошкольном возрасте, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, необходимо заранее сформировать в ней отдельные структуры. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать связанно, необходимо овладевать более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
В ходе выполнения данной научно-исследовательской работы, нам удалось выполнить поставленные задачи и доказать правильность выдвинутой гипотезы.