Некоторые особенности личности исследователя и работа над понятиями и концепциями.
Качество выполненных исследований будет полностью определяться знаниями, умением и профессиональными навыками исследователей. Здесь уместно привести высказывание Б. Паскаля о том, что случайные открытия делают только подготовленные умы.
В этой связи возникает вопрос: какими качествами должен обладать человек, готовый к научным исследованиям?
Ответ на него заключается в следующем:
ü энтузиазм и настойчивость – преданность цели, устойчивость к неудачам, однообразию и успеху, мужество, здоровье, энергия;
ü оригинальность – независимость мышления, воображение, интуиция, одаренность;
ü интеллект – логика, память, опыт, способность к концентрации внимания, абстрагированию;
ü этика – честность перед самим собой;
ü контакт с природой – наблюдательность, технические навыки;
ü контакт с людьми – понимание себя и других, совместимость с окружающими людьми, способность организовывать группы, убеждать других и прислушиваться к их аргументам;
ü постоянная неудовлетворенность собой.
Необходимо развивать и такие качества творческой личности, как инстинкт, интеллект и интуиция, называемых три «И». Роль этих свойств личности имеет такое же важное значение для исследователя. Кратко остановимся на особенностях их проявления и развития.
Инстинктпроявляется в возникновении неосознанного желания распространять полученные научные результаты с целью повышения прогрессивности общества и своего материального уровня жизни.
Интеллект – способность мышления, рационального познания, а также высшая познавательная способность и способность создавать понятия. Исследователь обладает высокой способностью к познанию, накоплению знаний, их умственной сортировке, селекции и быстрому выбору нужного знания для принятия соответствующего решения. Но здесь вероятность получения эффективных результатов во многом будет зависеть от интуиции.
Интуиция – своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее не хватает, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство на основе опыта, эксперимента.
Интуиция в исследовании – «вещь чрезвычайно важная. Она может приводить к новым идеям, но она способна также порождать ошибки, вводить в заблуждение. Во многом она определяет ход событий, помогает науке, если опирается на накопленный опыт и соответствующий объем усвоенных исследователем фактических сведений».
В основе интуиции лежит опыт. Как проверить, есть у вас интуиция или нет? Путем одного только взгляда на предмет исследования, например, на график флуктуации цены, попытайтесь представить (сформулировать гипотезу), что произойдет с ним в будущем, и зафиксируйте это на бумаге. Желательно проводить эти опыты регулярно в любом настроении и расположении духа. Каждая гипотеза сопоставляется с полученными результатами практики. После получения результата о подтверждении правильности гипотезы, близкого к 80 %, можно будет считать, что ваша интуиция заработала, а каждую вашу гипотезу можно применять как рабочую. Фундаментальность принципа, связанная с выдвижением гипотезы, проверкой ее реальными действиями без большого риска и применением ее как рабочей в случае подтверждения, неоднократно доказана Дж. Соросом.
Рассмотрим источники генерирования идей.Новые идеи появляются как в самой организации, так и извне. В некоторых крупных компаниях есть люди, занимающиеся исследованием потребностей.
Так, в компании IBM поощряется деятельность большого количества «фиксеров» — специалистов высшего ранга, не занимающих руководящих постов, но владеющих собственными методами решения новых, сложных проблем. Они, как правило, являются «фокусом» решения многих проблем. Компания позволяет «фиксерам» достигать положения и уровня зарплаты, которые могут быть гораздо выше, чем у многих руководителей IBM. Наличие такого института открывает для молодых специалистов возможность карьеры, не связанной с руководящей работой.
Для предприятий, работающих в условиях рынка, научные идеи закладываются в концепциях и стратегиях. Например, стратегия следования запросам рынка (идеи появляются извне) или – следования научно-техническому прогрессу в различных областях общественной деятельности (идеи появляются как внутри, так и вне организации).
Следование запросам рынкаозначает такую стратегию, когда производится только то, что можно продать. Таким образом, идеи новых товаров и услуг должны приходить с рынка: или непосредственно от потребителей, или от работников организации, тесно связанных с потребителями. Предполагается, что успех новой разработки обеспечен, если удается идентифицировать продукт, который нужен или будет нужен потребителю, но пока не производится. Этот подход представляется весьма разумным, однако он предполагает, что потребители знают, чего они хотят, а потенциальные поставщики обладают средствами узнать их желания.
Следование научно-техническому прогрессу – стратегия, основанная на предположении, что для создания новых товаров требуются принципиально новые фундаментальные идеи и разработки. Идеи новых товаров должны рождаться внутри организации, в результате деятельности отделов исследований, а также самостоятельными научно-исследовательскими организациями. Эта стратегия превалирует в организациях, занимающихся высокими технологиями. Ее обоснованием служит тезис о том, что «потребители не могут желать того, о чем они еще не знают». Примером следования этой стратегии служат компании Sony и IBM, которые опережают действия конкурентов по созданию новой продукции или услуги.
Представляется разумным комбинированный подход: проектировать, разрабатывать и производить с помощью новых технологий то, что, согласно прогнозам, будет нужно потребителям. Лучший способ достичь этого заключается в объединении усилий специалистов нескольких функциональных направлений.
Работа над понятиямизаключается в следующем. Новые идеи всегда генерируют появление новых категорий, терминов и понятий.
Категория – это предельно общее фундаментальное понятие, отражающее устойчивые связи и отношения реальной действительности и познания.
Понятие – это форма обобщения (абстрагирования) предметов и явлений действительности и связей между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и их взаимоотношения. Обобщение достигается за счет абстракции, формализации, сравнения и других мыслительных действий.
Термин(от лат. terminus – граница, предел, конец) – это понятие, фиксирующее устойчивые, непреходящие аспекты реальности. Термин – имя с оттенком специального, научного значения, уточняемого в контексте какой-либо теории или отрасли знаний.
В каждом понятии различают его содержание и объем.
Содержание понятия – это совокупность признаков, отраженных в понятии.
Объем понятия – это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.
По последнему признаку понятия делятся на единичные – «треугольник»; единичные собирательные – «Большая медведица»; общие – «химический элемент»; общие собирательные – «система управления».
Понятия подвижны: углубляется содержание, расширяются границы использования, что обусловливает их различные толкования.
Работа с понятиями включает два основных этапа:
1 этап – теоретическое уточнение основных понятий;
2 этап – эмпирическая интерпретация понятий.
Теоретическое уточнение основных понятий состоит:
в соотнесении специфических понятий с системой фундаментальных знаний;
достижении однозначности в понимании содержания понятийного аппарата данного исследования;
достижении точности употребляемых терминов.
В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:
а) выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам данной теории;
б) придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования;
в) выработки нового понятия.
Уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем посредством комментария к тексту, ссылок, определений.
Цель эмпирической интерпретации понятий – последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на восприятие таких изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению. Для этого проводятся сопоставление теоретических понятий с фактами, отражением которых они являются, и выбор наиболее существенных признаков для изучения, а также поиск методов измерения изучаемых признаков.
Работа над концепцией включает уточнение основных понятий, научных фактов, формулировку общей гипотезы, разработку рабочих гипотез – описательных и объяснительных, проверку новой идеи и представление ее в более конкретной форме. Она начинается с подготовки предложения – представления предварительной идеи в более конкретной форме. Цель предложения – сформулировать проблему и обеспечить руководство информацией, необходимой для принятия правильного решения. Предложение оформляется в виде эскизного проекта, который иногда называют формулированием концепции. Особая роль в проекте отводится вопросу обеспеченности знаниями процесса разработки идеи. Если потребуется создавать новые знания, то могут возникнуть рисковые ситуации. Если риск можно предвидеть, то наилучший образ действия – его минимизация. Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения экспериментального исследования.
Научные факты – это определенная единица знания, выражающая действительное, реально существующее событие, явление, процесс. Научный факт служит одним из аргументов правильности принимаемых утверждений, полученных научных результатов, установленных законов и т.д.
Требования по выполнению магистерской диссертации.