Потеме «Изучениеиобобщение педагогическогоопыта»

Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

Педагогический опыт — результат педагогической деятельно­сти учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач.

По мнению М.Н.Скаткина, передовым является тот опыт, ко­торый обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

Организация изучения педагогического опыта.В процессе пла­номерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обна­ружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения, чтобы эти начинания были достоянием многих преподавателей.

Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении уста­новленных наукой принципов и методов он явится хорошим об­разцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педаго­гическим мастерством.

О качестве любой работы можно судить по ее конечным ре­зультатам. Педагогическим результатом являются уровень общих и профессиональных знаний, умений и навыков студентов, уро­вень сформированности мировоззрения, развития личности, уро­вень воспитанности.

При определении достоинств передового опыта важно учиты­вать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же педагогические результаты могут быть достигнуты с большей и меньшей затратой времени и сил.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счет перегрузки обучающихся.

Признаки передового педагогического опыта:

· высокие количественные и качественные показатели ре­зультатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования;

· сформированность общественной направленности личности студентов;

· образованность студентов (полнота и прочность знаний, си­стема знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих обще­учебных специальных и профессиональных умений и навы­ков);

· сформированные у студентов познавательные и профес­сиональные интересы и потребности;

· стремление к самообразованию (и преподавателя и студен­тов);

· наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориен­тации в учебной деятельности;

· воспитанность студентов;

· профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. нали­чие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость);

· умение анализировать процесс и результат конкретных ви­дов профессинально-педагогического труда;

· самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь тео­рии с практикой; рационализаторский подход к делу;

· коррекция в организации труда преподавателя;

· оптимальность педагогического опыта (достижение наилуч­ших результатов в учебно-воспитательной работе при наи­меньших затратах сил и времени педагогов и студентов и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для реше­ния других не менее важных образовательных и воспита­тельных задач);

· устойчивость, стабильность опыта;

· возможность повторения и творческого использования опы­та одного педагога другими;

· перспективность опыта: передовой опыт всегда имеет буду­щее, перспектива его развития очевидна;

· научная обоснованность опыта.

Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Одна из задач обобщения передового педагоги­ческого опыта заключается в том, чтобы дать ему научное истол­кование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому. Важно измерить, в какой степени проявляется каж­дый признак. Так, о познавательных интересах студента, сформи­рованных в результате особого подхода к нему преподавателя можно говорить по таким признакам: активность студента на кон­кретном занятии; круг внеучебного чтения; участие в предметных олимпиадах, конкурсах; регулярное слушанье и просмотр учебных радио- и телепередач. Мерой при этом могут быть точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на занятии (по своей инициативе), вопросов к преподавателю, число и качество решенных олимпиадных, конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений студента к преподавателю за консультацией и содер­жание его вопросов; число и содержание выступлений студента перед товарищами с информацией, докладами (во внеучебное время) и, наконец, общая эрудиция студента, знание материала, далеко выходящего за пределы учебного курса.

Структурные единицы, формы и методы изучения передово­го педагогического опыта.Изучение педагогического опыта осу­ществляют следующие структурные подразделения:

методическая секция или объединение. В такой секции (объеди­нении) состоят преподаватели одного учебного предмета и одно­го профиля (одной или нескольких соседних школ);

цикловая комиссия. Она объединяет преподавателей-предмет­ников одного цикла;

научная группа по изучению актуальных проблем педагогики. Например по проблеме: «сравнительная эффективность методов обучения»; «проблемное обучение»; «воспитание у студентов ак­тивной жизненной позиции»;

научно-педагогический семинар. Действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта;

проблемная лаборатория. Включает педагогов разного профи­ля, занимающихся изучением общей проблемы, например, воспи­танием у студентов познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентации, совершенствование качества профес­сиональной подготовки и т.п.;

школа (университет) педагогического мастерства. Имеет це­лью пропаганду передового опыта главным образом в группе на­чинающих педагогов;

спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического ис­следования. Имеет задачей систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и начинающих преподавателей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт;

научная экспедиция. Этот способ организации изучения и обобщения опыта встречается нечасто. Заключается в организа­ции научных экспедиций с целью монографического изучения и обобщения передового опыта всего педагогического коллектива ссуза или отдельных преподавателей.

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагоги­ческого опыта.

1. Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Эта форма изучения и обобщения опыта широко используется во всех учебных заведениях. Коллеги и руководители школы посещают открытые занятия опытных педа­гогов, коллективно обсуждают тот опыт, который действительно является передовым, выявляют условия, при которых он стано­вится таковым.

2. Педагогические советы, производственные собрания, сове­щания по проблемам педагогики. Перед ними проводится большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, организуется выставка, отражающая опыт, готовятся доклады и содоклады. На совете, собрании, совещании коллективно обсуж­даются поставленные в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса даются рекомендации об использовании пе­редового опыта.

3. Научно-методическая и научно-практическая конференции. Это эффективная форма изучения и обобщения опыта. В соответ­ствии с темой конференции преподаватели изучают литературу и осмысливают собственный опыт, а также опыт коллег.

4. Педагогическая выставка. Она отражает опыт использова­ния, например, дидактического материала, способствующего ак­тивизации учебного процесса; различных схем и материалов о межпредметных связях; представляет образцы планов, конспек­тов и методических разработок по разным вопросам учебно-вос­питательной работы и т.д. Педагогическая выставка организует­ся так же, как составная часть других форм (конференций, сове­щаний и т.д.).

5. Педагогические чтения. Предполагают анализ, осмысление и обобщение преподавателем своего опыта. Сначала учитель высту­пает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педа­гогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на областные, региональные чтения, рекомендуются для опубликования в жур­налах, сборниках статей и т.д.

6. Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-вос­питательной работы. Организуются как в устной, так и в печат­ной форме. В педагогических коллективах обсуждаются педагоги­ческие проблемы. Мнения, высказываемые разными преподавате­лями, взаимно дополняют друг друга или оказываются совершен­но противоположными. Каждый участник диспута стремится ар­гументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящейстороны фактами из собственной практики, материалами передо­вого опыта.

7. Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семи­нара определяется на учебный год или на несколько лет. Изуча­ется теоретический и методический литературный материал, ана­лизируется личный опыт педагогов — участников семинара, дела­ются обобщения.

8. Практикумы по методике изучения и обобщения педагогиче­ского опыта. Если в учебном заведении есть группа учителей-эн­тузиастов, занимающихся изучением опыта, то проведение таких практикумов оправданно. На занятиях обсуждаются такие вопро­сы, как составление списка литературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, методы изучения и их выбор по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация получен­ных материалов, обобщение всего материала.

9. Педагогические консультации. Они могут быть устными и письменными. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая кон­сультация проводится опытными учителями для начинающих, ма­лоопытных преподавателей.

10. Самообразование. Это доступная, эффективная и необходи­мая для любого педагога форма изучения опыта других, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, монографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обобщать зафиксированный опыт можно при наличии большого количества описаний по одной теме.

Этапы изучения и обобщения передового педагогическо­го опыта.Первый этап изучения и обобщения педагоги­ческого опыта — обнаружение противоречия между сложив­шимися формами и методами работы, с одной стороны, и по­требностями повышения ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется про­блема в терминах (понятиях и категориях) педагогической на­уки.

Второй этап — выявление находок, новшеств в работе от­дельных педагогов или целых коллективов, имеющих определен­ные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Третий этап — составление развернутой программы изуче­ния и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект (учебное заведение, группа, учебная дисциплина, педагог, предметная/цикловая комиссия и др.) и предмет изучения и обобщения.

Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изу­чаться и какими методами;

· устанавливаются этапы работы и календарные сроки изуче­ния конкретных объектов;

· назначаются персональные исполнители (по какому вопро­су должен обобщать материал каждый исполнитель).

Четвертый этап — работа по сбору педагогических фак­тов и другого эмпирического и информационного материала на основе программы. Полученный материал уточняется, проверяет­ся его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения пе­дагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычле­нить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставля­ются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимо­связи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсю­да следуют конкретные выводы.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — ше­стой этап.

Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяют­ся и дополняются другими методами научно-педагогического ис­следования и в первую очередь — через педагогический экспери­мент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.

Опорныйконспектлекции

Наши рекомендации