Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна

По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышления выступает как процесс, как деятельность.

Хотя в качестве исходного материала привлекаются две основные логические операции - абстракция и обобщение, а также их элементарные формы - анализ и синтез, но психологически они рассматриваются как процессы взаимодействия субъекта с объектом - условиями и требованиями задачи.

Абстракция и обобщение – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.

Выделяется проблема переноса, применения прежде найденных решений (знаний) к новым задачам.

В основе переноса лежит обобщение, которое есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи.

Опыты К.А. Славской показали, что перенос совершается только в том случае, когда обе задачи соотносятся и включаются испытуемым в процессе единой аналитико-синтетической деятельности. Опыт с трапецией и прямоугольником. Необходимость проведения обощения.

Исследования процессуальной стороны мышления в школе С.Л. Рубинштейна - student2.ru

Не существует никакой непосредственной однозначной зависимости между тем, когда испытуемому предъявляется вспомогательная задача, и тем эффектом, который её предъявление даёт.

В анализе задачи, подлежащей решению, заключены внутренние условия использования при её решении других задач и любых «подсказок».

Поэтому предъявляемые в ходе эксперимента вспомогательные задачи – точно дозируемые подсказки и т.п. – могут служить объективным индикатором внутреннего хода мысли, её продвижения в решении задачи.

9. Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П.Я. Гальперина)

По П.Я. Гальперину, психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.

Разработан метод обучения, который позволил ребенку после анализа нескольких первых объектов самостоя­тельно исследовать любой новый объект того же рода, устанав­ливать его строение и его характерные признаки, по ним само­стоятельно воспроизводить его и в действии усваивать и зна­ние объекта, и действия с ним.

Гальперин выделил различные типы ориентировок, в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений:

· Ориентировка на признаки. Обучение идет медленно, путем проб и ошибок и дает низкие результаты.

· Ориентировка на признаки и отношения. Признаки и отношения подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет быстрее, но результаты получаются ограниченными.

· Ориентировка на существенные свойства и отношения. Они специально выделяются путем анализа внутренней структуры объекта и его положения среди др. объектов того же рода. Усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.

Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства (включая внешнюю речь), что отличает умственное действие от других видов человеческих действия (физических, перцептивных, речевых). Умственные действия могут быть направлены на решение познавательных (например, мыслительных) и практических задач.

Умственные действия – действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Умственное действие обобщенное и сокращенное.

Виды умственных действий:

· Чётко развёрнутая речь про себя

· Наивысшая форма внутреннего речевого действия – действие по формуле

Характеристики умственных действий:

· Мера обобщения. Выделение существенных свойств, необходимых для выполнения данного действия

· Полнота фактического выполнения операций

· Мера освоения действия

Теория поэтапного формирования умственных действий:

· Выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия.

· Среди условий действия особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (знаки, эталоны, меры).

· Образование действий (мышления, восприятия и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в умственный план (т.е. путем интериоризации).

Три уровня действия: с материальными предметами, в громкой речи, в уме.

Усвоить действие – значит не просто вспомнить, как оно было показано, но и суметь повторить его с новым материалом и заново получить из этого материала указанный продукт.


Наши рекомендации