Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация»

Задача – это объект мышления.

По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определённых условиях.

Мышление как субъект-объектное отношение между решающим и задачей. Задача – объект мышления.

С точки зрения объективных условий задача предполагает наличие требований и искомого.

Происходит переход из объективной структуры в субъективную через акт принятия задачи. Средства и цель. Каждый субъект индивидуальным образом достраивает условия задачи.

Над задачей стоит проблемная ситуация. Она предшествует возникновению задачи. Проблемная ситуация – это особое состояние субъекта, характеризующаяся удивлением и желанием что-то узнать. Проблемная ситуация имеет три компонента:

· познавательная мотивация

· возможности субъекта

· открытие нового и интересного

Внутренняя мотивация – основа мышления. Иначе мышление носит поверхностный характер.

Классификации типов задач:

По особенностям условий:

· с избыточными условиями

· с недостаточными условиями

По типу:

· действенные

· образные

· словесные

Задача имеет две структуры: объективную (объективные условия и требование) и психологическую (цель и средства ее достижения).

Мышление – процесс, а не продукт решения и иногда постановки (когда цель неясна) задачи.

Акт принятия задачи – связывание задачи с некоторой уже существующей, актуализованной в данной ситуации (или целенаправленно создаваемой) мотивационной структурой.

Решаемая задача всегда вызывает некоторое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в них и проявляются особенности мотивации мышления.

Отношение:

· по модальности (позитивное или негативное отношение)

· по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы)

· по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям в опытах).

Решение задачи – всегда взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется не только задача, объект мышления, но и сам субъект.

Задача выступает как объект, как предмет мыслительной работы челове­ка. Задача имеет определенную объективную структуру, одним из параметров которой является сложность задачи. Осо­бенности структуры задачи влияют (конечно, не однозначно) на деятельность по ее решению, поэтому психологу важно их учитывать. Тот факт, что одни задачи решаются человеком легко, а другие (конечно, при прочих равных услови­ях) трудно, известен достаточно хорошо, но практически не вы­являются факторы, детерминирующие это различие.

Детерминанты трудностей решения задачи (эксперимент Л.П. Гурьевой).

Вискусственно составленной задаче обычно выделяют требованиеи условия, которые определяют пути реализации этого требования.

Условия задачимогут быть словесно описаны, доступны не­посредственному восприятию (предметы и их изображения), быть представляемыми. Напомним, что в структуру задачи входят не только условия, но и требования. Задачу характеризуют также соотношения между условиями и требованиями: все элементы условий нужны для решения, есть лишние элементы, отсутствуют необходи­мые элементы

При характеристике условий, определяющих дея­тельность по решению задачи, обычно используются следующие признаки:

1) привычность — непривычность ситуации (от этой характе­ристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возмож­ность или невозможность достижения желаемого результата гото­вым способом);

2) характер представленности условий (словесное описание, изображение, реальная ситуация);

3) степень выделенности в ситуации существенного отноше­ния, учет которого является ключевым для решения.

Под идеей задачи имеют в виду не заданные прямо промежу­точные стратегические и тактические цели, которые нужно по­ставить и достигнуть, чтобы получить решение задачи, известное ее составителю.

Опыт составления искусственных задач привел к формулиро­ванию ряда требований к задаче и замыслу ее решения:

а) решение, замысел должны быть скрытыми. Для этого вво­дится парадоксальный первый ход, противоречащий правилам ведения данного вида деятельности, создающий видимость отхо­да от решения. Иногда в задаче создается так называемый «лож­ный след» — действие, кажущееся сильным, но на самом деле не приводящее к решению;

б) решение должно быть динамичным, острым, обе стороны должны быть активными;

в) замысел должен быть оригинальным;

г) задача должна удовлетворять художественным требованиям. Суть всех приемов маскировки решения задачи сводится к тому, чтобы у решающего оказалось как можно меньше возможностей обнаружить в начальной позиции те ориентировочные вехи, ко­торые могли бы подсказать ему путь к решению.

Элементы ситуации. Элементы условий могут находиться между собой в различных соотношениях. К их числу относятся пространствен­ные отношения и функциональ­ные. Отношения эти определяются допустимыми правилами преобразования ситуации.

Решение задачи(а в искусственных задачах оно всегда извест­но) часто заключается в выборе определенного элемента из мно­гих и выборе определенного действия с этим элементом. Отсюда возникает такая характеристика ситуации, как объективная сво­бода выбора, то, из чего может быть сделан выбор.

Заданный ситуацией набор альтернативпреобразования ситуа­ции характеризуется числом правильных, т. е. ведущих к нужному результату.

К изменившейся ситуацииприменимы все те характеристики, которые применяются к исходным ситуациям, но только кон­кретное их значение может измениться.

Конечная ситуация, т.е. ситуация, полученная после всех за­висимых и независимых преобразований исходной ситуации, ха­рактеризуется степенью и конкретной формой участия каждого элемента этой конечной ситуации в достижении результата.

Функциональные взаимодействияв ситуации обладают разной ценностью, то же относится и к разным изменениям ситуации.

Существуют по крайней мере два разных источника создания ценности:

а) через отноше­ние к конечному результату — способствует или не способствует достижению результата,

б) через отношение осуществляемого из­менения ситуации к определенному типу, к общим принципам осуществления данного вида деятельности, воплощенность в этом конкретном изменении ситуации общих принципов (которые сами приобрели положительную ценность), т.е. как бы через отноше­ние к ценностям более высокого порядка.

Замыселесть некоторое возможное преобразование наличной ситуации, установление не­которого определенного взаимодействия. Замысел может быть различным в зависимости от того, какое именно функциональное взаимодействие было выбрано соста­вителем.

Проблемная ситуация: ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а потребность решить задачу есть -> формулировка задачи.

Проблемная ситуация – это далеко не одно и то же, что задача.

Проблемная ситуация может выступать как часть видимо лёгкой на первый взгляд задачи.

И задача может выступать как часть большой проблемной ситуации.

Проблемная ситуация характеризует­ся тем, что ранее применявшиеся методы, способы не ведут к достижению необходимого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что иное, как актуализация новой познавательной потребно­сти: «А что мне делать дальше?», «Как быть?». Эта потребность в рассмотренном случае возникает лишь на определенном этапе решения задачи. Однако чаще соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, поэтому словесно сформулированная за­дача — это частный объект даже для человеческого мышления. Более общим является ситуация.

В психологической литературе теория проблемных ситуаций была разработана А.М.Матюшкиным. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную по­требность, побуждающую человека к интеллектуальной деятель­ности;

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия (т.е. предмет потребности);

в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт, которые как бы определяют диапазон возникновения по­знавательной потребности. Если для выполнения задания доста­точно усвоенных знаний, то проблемная ситуация не возникает. Она не возникает и в том случае, если наличные знания не позво­ляют человеку понять поставленное перед ним интеллектуальное задание.

А. М. Матюшкин предложил трехмерную модель основ­ных планов проблемных ситуаций, основываясь на таких пара­метрах, как степень трудности, этапы становления действия, струк­турные компоненты действия.


Наши рекомендации