Экскурсии как способ стимулирования поисковой активности
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчеркивает несколько «затершееся» от частого употребления, но от того не переставшее быть верным утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Еще в начале XX века специалисты в области исследовательского обучения отводили экскурсии особое место. Она рассматривалась как постоянный спутник исследовательского метода обучения. Некото-
рыми педагогами даже утверждалось, что существует особый экскур-сионно-исследовательский метод обучения. Вряд ли с этим можно согласиться, скорее об экскурсии следует говорить как об одной из форм организации учебной деятельности, которая может и должна использоваться при проведении детьми собственных исследований.
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. В ходе нашей работы мы активно использовали эту форму организации. Часто экскурсия, так же как и тот или иной мини-курс, служила стартовой площадкой для детских исследований, давала мощный импульс детскому мышлению, позволяла увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Бесконечно большое количество источников для получения новых сведений создавало прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки суждений, умозаключений и выводов.
Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения
Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, с полным правом может считаться коллективной, но мы в данном случае называем коллективными другие варианты организации детской исследовательской практики. Когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или большая группа детей.
С этой целью мы разрабатывали собственные и использовали игровые сюжеты, созданные разными авторами для развития различных личностных качеств. Приведем примеры нескольких игровых сюжетов, которые могут быть легко воспроизведены в практике любого образовательного учреждения.
Коллективное занятие «Жилой дом»
Эта коллективная игра учит не только умениям работать вместе с другими, но и активизирует внимание детей к проблемам современного жилища. Заставляет детей исследовать эту проблему. Пробуждает интерес к выработке собственных идей в этой области.
Каждый ребенок получает картонную заготовку, напоминающую железобетонную панель строящегося многоэтажного дома. В ней вырезано относительно большое окно. Поверх панели нарисован балкон. Можно дать каждому ребенку по две-три панели, ведь в обычной квартире, как известно, не одно окно.
Надо объяснить детям, что к вырезам, обозначающим окна, мы впоследствии приклеим (клеящим карандашом или клеем) листочки бумаги, на которых ими будут нарисованы интерьеры квартир. Затем соединим панели скотчем, и таким образом мы получим многоквартирный жилой дом, выполненный целым классом.
Работу лучше всего начать с экскурсии и наблюдений за тем, как строятся и функционируют жилые многоэтажные дома в городе. Можно заострить внимание детей на самых разных моментах: эстетических (что украшает жилой дом); эксплуатационно-технических (подчеркнуть особенности функционирования системы жизнеобеспечения) и др.
Затем каждый ребенок рисует «собственную квартиру», тщательно прорабатывая ее интерьер. Конечно, необязательно воспроизводить ту квартиру, в которой он живет, лучше нарисовать несуществующую, идеальную с его точки зрения. Как только квартиры готовы, надо провести сборку жилого дома. Для этого готовые панели склеиваются скотчем. Дом готов.
Завершает работу коллективное обсуждение выполненной работы. Каждый может рассказать об особенностях своей квартиры, «пригласив» других детей в гости. В ходе выполнения работы активизируется внимание детей к современной архитектуре жилых зданий. У многих возникает интерес к тому, чтобы сделать более интересные жилые дома для людей будущего.