Заполнение пропущенных в тексте слов

1. Методика, предложенная Эббингаузом, применялась для самых разнооб­разных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успе­хом может быть использована для проверки критичности больных.

2. Для проведения опытов существует множество вариантов текстов: отдель­ные фразы, более или менее сложные рассказы. В лаборатории Института пси­хиатрии на протяжении последних десяти лет применяется следующий текст.

Над городом низко повисли снеговые...............Вечером началась...............Снег повалил большими...............Холодный ветер выл как..............дикий...............На конце пустынной и глухой...............вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с...............пробиралась по...............Она была худа и бедно...............Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и...............ей идти. На ней было плохое.............с узкими рукавами, а на плечах.............Вдруг девочка..............и, наклонившись, начала что-то...............у себя под ногами. Наконец она стала на..............и своими посиневшими от..............ручонками стала..............по сугробу.

Больным, имеющим меньше 7 классов образования, предлагать это задание нецелесообразно.

3. Больному предлагают просмотреть текст и вписать в каждый пропуск — только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.

4. При оценке работы больного следует учесть скорость подбора слов, зат­руднения в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (на­пример: холодный ветер выл как... или начала что-то...), а также критичность больного, т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с остальным текстом. Некоторые больные производят этот контроль, прежде чем заполнят пропуск, другие—исправляют и переделывают уже написанное. Однако если больной заполняет текст, а затем беззаботно отдает его экс­периментатору в качестве выполненной работы, так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении критичности.

Больной К. Над городом низко повисли снеговые туча. Вечером началась перестрелка. Снег повалил большими пятаком хлопья. Холодный ветер выл как собаки, дикий... На конце пустынной и глухой горе вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с тарелкой пробиралась по столовой. Она была худа и бедно выглядела. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и тяжело ей идти. На ней было плохое одеяло с узкими рукавами, а на плечах мешок. Вдруг девочка испуганно и наклонившись начала что-то кричать у себя под ногами. Наконец, она стала на ноги и своими посиневшими от озноба ручонками стала по сугробу.

ЛИТЕРАТУРА

Зейгарник Б. В. Патология мышления. Изд. МГУ, 1962.

Урусова-Белозерцева В. И. Особенности нарушения мышления у больных с пора­жениями лобных долей мозга. Дипломная работа. Изд. МГУ, 1954.

Цимкин Г. Сравнительные опыты с методом Эббингауза и пересказом продиктованно­го текста. Отдельный оттиск. Рига, 1914.

Объяснение сюжетных картин

1. Проба, заключающаяся в том, что больного просят рассказать о содержа­нии сюжетной картинки, является одной из очень распространенных и самых простых. Применяется для исследования сообразительности больных, их умения выделять существенное из деталей, а также для исследования того эмоциональ­ного отклика, который вызывает у больного сюжет той или иной картинки.

2. Для проведения опыта экспериментатор должен иметь набор разнообраз­ных сюжетных картинок. Желательно, чтобы среди них были простые и сложные по сюжету, веселые, красочные и печальные, мрачные, реалистичные и более сложные по оформлению. Для этой цели пригодны открытки — репродукции картин художников.

3. Методика проведения опыта предельно проста. Больному показы­вают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. В редких слу­чаях от экспериментатора требуется мотивировка—указание, что таким путем надо проверить зрение больного.

4. Апатичные больные, больные с паралитическими и депрессивными синдромами небрежно смотрят на картинки, не задерживая на них своего взора и не всматриваясь. Как ни странно, но такие различные по психопатологи­ческой сущности синдромы (паралитический и депрессивный) при исследова­нии методом сюжетных картинок проявляют себя в отношении активности вос­приятия сходно, так как больные не обнаруживают заинтересованности в рас­познавании нового содержания. Однако ответы больных о содержании картин оказываются различными. В то время как депрессивные больные отвечают с паузами, скупо, односложно, но с пониманием существенного смысла картин­ки, больные с клинической картиной паралитического слабоумия отвечают на­обум, высказывая неправильные, часто нелепые суждения о сюжете картинки по случайным, бросившимся в глаза деталям.

Понимание сюжетных картинок затруднено у олигофренов. Известны мно­гие экспериментальные данные относительно того, что олигофрены неправиль­но понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изобра­женных на картинках людей, медленно обозревают картинку в целом (К. И. Вересотская, И. М. Соловьев, Э. А. Евлахова). Больные эпилепсией также не скоро

доходят до объяснения существенного в сюжете картинки, так как они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей. При ши­зофрении понимание картин редко бывает затруднено, но больные часто по бредовому толкуют содержание, рассматривают картинку как намек на свои болезненные переживания.

ЛИТЕРАТУРА

Евлахова Э. А. О некоторых особенностях восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательное шкоды. В сб.: Учебно-воспитательная работа в специ­альных школах. Учпедгиз, 1957.

Рубинштейн С. Л. К вопросу о стадиях наблюдения. Ученые записки Института им. Герцена. Т. XVIII, Л., 1939.

Вересотская К. И. Восприятие глубины (третьего измерения) на картинках учащи­мися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы психологии глухонемых и умственно отста­лых детей. Учпедгиз. М., 1940

Соловьев И. М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми. В сб.: Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Изд. АПН РСФСР. М.,1953.

Наши рекомендации