Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК

Показатели Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
Количество Пунктов   Средние по шкалам   Стандартные отклонения       33,4   23,4       6,2   8,3       8,4   7,9       3,6   7,1       11,8   8,4       2,4   4,4       4,4   3,5  
Ио       0,74***   0,71***   0,61***   0,72***   0,45***   0,47***  
Ид           0,33**   0,58**   0,44***   0,54***   0,25*  
Ин               0,60**   0,40***   0,36** 0,22*  
Ис                   0,22*   0,37***   0,17  
Ип                       0,18   0,18  
Им                           0,21  

Исследование самооценок людей с разными типами субъек­тивного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедли­вых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, неса­мостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК счита­ют себя добрыми, независимыми, решительными, справедливы­ми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением чело­веком своей силы, достоинства, ответственности за происходя­щее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельно­стью личности.

Бланк к тесту УСК

№_________________________Дата_________________________

Ф.И.О.__________________________________________________

№   -3   -2 -1     +1   +2   +3   -3   -2 -1     +1   +2   +3    
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                               
                               
                               
                                                                 



тест “дерево”1

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследова­ние как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: "Вам предлагается на листе бумаги выпол­нить рисунок дерева.Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом".

Интерпретация I ("типология рисунков")

При анализе значительного количества рисунков, выполнен­ных лицами различного пола и возраста (авторамипроанализи­рованы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования де­рева, а также определить ряд конкретных деталей, использова­ние которых в изображении дерева свидетельствует о некото­рых индивидуальных различиях людей.

На рис. 1 представлена схема дифференциации изображе­ний дерева.

Тип 1 — "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множе­ством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к домини­рованию, организаторские способности, активность.

Тип 2 — "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы — это обычно ствол и крона. Наиболее час­то такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".

__________________________________________________________________

1 Изучение учащихся при помощи проективных методов. Тест «Дерево» /Серия Психологическая диагностика в школе //Сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Старикова Л.Л. Мозырь, 1998.

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 2. Разновидности I типа в изображении дерева

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 3. Переход от схемы к детализации в рисунке

На рис. 3 представлен переход от схематического изображе­ния дерева к детализированному.

Тип 3 — "педантичное". Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева при­бегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встре­чается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а так­же склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каж­дая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "анали­тический когнитивный стиль". . .

Тип 4 — "зимнее". Для 4-ого типа дерева характерно изоб­ражение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выра­жены черты детской непосредственности. Их умение удивлять­ся и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встре­чается у детей.

Тип 5 — "пикническое". Для этого типа характерно подчер­кивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева час­то присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно так­же встречается у лиц интуитивного типа, о котором упомина­лось ранее.

Тип 6 —"эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичес­кое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилиза­ции, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или лю­бителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Тип 7— "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в даль­ние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 — "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, ориги­нальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на вет­ках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необыч­ностью характера, самобытной индивидуальностью.

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 4, Разновидности эстетического изображения ели

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 5. Разновидности эстетическою выполнения рисунка дерева

Тип 9 — "сюжетный". Для данного типа характерно рисова­ние пейзажа, на котором изображено одно или несколько дере­вьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к при­думыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнес­ти к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, со­держащие элементы различных типов и относящиеся к смешан­ному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II ("психология деталей")

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правиль­но построить диалог с ребенком или взрослым, более целенап­равленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным наше­го обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внут­реннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных час­ты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево — чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 8. Уменьшенное изображение деревьев

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроничес­ком заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следую­щие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для челове­ка, часто старающегося ответить на влияние противополож­ным действием, контрвопросом и др. "Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень". Можно иногда услышать комментарий: "Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую". Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто — дупло. Такое изображение можно ин­терпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о пере­утомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).

Слишком большие размеры изображения —внутренняя рас­кованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сест­рами, даже двоюродными, очень значимы.

Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Комментарий к тесту

На рис. 9 выполнен тест "Рисунок дерева". Наиболее приме­чательными чертами изображения являются:

1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.

2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям — стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, облада­ющих детской непосредственностью, оживленностью, отлича­ющихся умением смотреть на мир "свежим взглядом".

3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, ха­рактерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поис­ке "своих корней".

Интерпретация III теста "Дерево"

(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х —80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек — от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: "Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку". Затем лист переворачивается и инструкция по­вторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова "еще", которое может послужить стимулом к повторению изображе­ний предыдущего дерева.)

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 9. К интерпретации теста "Дерево"

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать "дерево мечты" (т. е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что "дерево мечты" позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику ре­шения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глаза­ми, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрика­ции, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрика­ции можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т. д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оп­тимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение побе­ды и т. п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т. д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лжи­вость

Форма деятельности: регулярность, системность, находчи­вость, медлительность и т. п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, во­ображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графи­ческого материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фи­гуры сгруппированы по 15 категориям:

I.1-6 — свобода от инструкции;

II.6-10 — почва;

III. 10-15 — корни;

IV. 15-22 — симметрия;

V. 23-26 — кресты;

VI. 26-35 — положение на странице;

VII. .35-69 — форма листвы;

VIII. 69-78 — штриховка;

IX. 78-97 — ствол;

X. 97-101 — общая высота дерева;

XI. 101-113 — высота кроны;

XII. 113-120 — ширина кроны;

XIII. 120-125 — выступающие части;

XIV. 125-146 — особенности линий;

XV. 147-149 — разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналити­ческую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет со­бой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стаби­лизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представ­ляется, получить более надежные сведения об особенностях лич­ности автора рисунка.

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК - student2.ru

Рис. 10. К тесту "Дерево"

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. "Свобода от инструкции "

1. Множество деревьев (не связанных почвой — детское по­ведение; не подчиняется инструкциям).

2. 2. Два дерева — может символизировать "он и другие" (см. расположение на странице и использованные фигуры).

3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева — воображение, эмоциональность.

4. Пейзаж вокруг дерева—чувствительность.

5. Поворачивание листа по горизонтали — независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. "Основание"

6.Одной чертой — фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7.Разные основания (разные линии особой формы) — навя­зывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа— спонтан­ный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол — задор, энту­зиазм, увлеченность.

9. Основание вниз — отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто,

11. Корни на высоте ствола — любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол — большое любопытство, вы­зывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой, — инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами, — способен разли­чать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют пря­мой угол и расположены напротив друг друга — слиться, ка­заться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично—напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон —колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность — источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование—подвижность, сопровождающа­яся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свиде­тельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии вообра­жения у личности, никак не проявляемого внешне.

V. Крест

23. Крест в корнях.

24. Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция — привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру —двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо — желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен на­клон вправо или влево. При доминировании наклона слева на­право.— направленность к внешнему миру, будущему.

29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция — потребность опереться на авторитет. Иногда — мать, не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру — поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) — ком­пенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск са­мообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) — впечат­ление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность,

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколь­ко деревьев — может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригиналь­ностью форм.

34а. Центр дерева — личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола — нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов — фрустрированная нежность.

37. Круги в листве — словесная активность, поиск ободряю­щих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья — чувствует себя поки­нутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва — отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) — порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны —ищет уверенности в разнооб­разных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) — чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) — ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем,

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях — при­нятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы — немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва — умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) — сохране­ние самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) — непроявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), — ин­фантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали — тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве —разнообразит свои зна­ния. Память.

49а. Детали на стволе — помнит о мелочах в повседневной жизни;

50. Множество серий деталей — тенденция к систематичес­кой деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой,— круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят вет­ви в разные стороны— инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),— нормально для детей 7 лет. Признаки отставания — после 7 лет.

53. Ветви на одной линии — побег от неприятной реальнос­ти, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке — поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий — хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь — аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве — неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии — менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги — отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенса­ции нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов — больше зре­лости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги — испытуемы осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противопо­ложными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, что­бы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба pij двух линий без кругов — умеет луч­ше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) —находится в обороне;

остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва — желание пользоваться своим оба­янием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям — осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва — ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением — поиск про­гресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве — общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

б5в. Листва, подобная вышивке — женское начало, обаяние;

любезность.

65г. Переделанная листва — хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его — мягкость, сен­тиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви — внезапные гневные ре­акции, более или менее предвидимые.

б5з. Плакучая ива— отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо,— желание прочной под­держки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево,— возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления — затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе;/ или в корнях — интерпретируется в зависимости от места штри­ховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная — акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ог­раниченная или нет) — значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулиру­ется злобность, тоска от покинутости

72. Равномерная штриховка — значимость ощущений, впе­чатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое -- ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ог­раничить себя.

74. Штриховка в виде петли — детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка, — желание предвидеть, лю­бовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) — страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях — повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77а. Заштрихованные круги — неудовлетворенность аффек­тивных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева— желание быть похожим на мать или поступать так же. как она..

79. Изолированная ветвь на стволе справа — желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.

80. Шрам на стволе — сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,— чувствует воспи­тательное принуждение, отрицает или принимает его,

82. Ствола форме конуса—оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода — сильно чувствует внешнее принуждение и "проваливается" в желание ему проти­виться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой,— пассив­ность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии —отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии — видит ре­альность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой,— хороший ин­теллект, нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву — желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой,— отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом - повседневная и интел­лектуальная жизнь плохо связаны).

89. Ствол, отделанный от почвы чертой, — чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо — ищет поддержки.

92. Ствол с разным наклоном — напряженное сомнение. Мо­жет внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, — дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, — разочарование грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, — поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, — чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96а. Ствол, "приваренный" к основанию,— изолируется и хочет укрепить свое "Я" перед миром, который признается бес­покойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 — зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 — зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 — хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 — хочет быть замеченным, значимым для дру­гих, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревь­ев одного испытуемого) — амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты - отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты — способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты — хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4-й высоты — интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты -— интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение

106. Листва 6-й высоты — интеллектуальное напряжение.

107. Листва 7-й высоты — высота листвы находится в пря­мой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духов­ным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

108. Ствол больше листвы — живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза — сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, ко­торую трудно сдерживать.

110. Ствол равен высоте листвы — поиск равновесия. Хочет .удовлетворять требования среды.

111. Листва больше ствола — рефлексия помогает в поисках ав­тономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Ширина 1-й листвы — сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Ширина 2-й листвы — еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Ширина 3-й листвы — хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.

116. Ширина 4-й листвы — любит говорить, привлекать вни­мание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго — узкая — проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребно­стью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго — широкая — упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показ­ной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Мож­но добавить поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся пере­вернутым V — защита от опасности, настоящей или подозрева­емой, воспринимается как атака па личность.

XIII. Выступающие части

120. Листва, выступающая слева,—одновременно привязан­ность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудов­летворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа,—желание воздействовать на другого, атака или защита. Избир

Наши рекомендации