Тема: Исследование процесса формирования искусственных понятий
(Методика Выготского–Сахарова)
Цель:изучение процесса формирования искусственных понятий испытуемого.
Вводные замечания.
Теоретическую основу данной методики составляет теория Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций. Методика Выготского–Сахарова известна в психологии еще и под названием методики двойной стимуляции, так как в ней в одинаковой степени роль стимулов играют перцептивные (чувственные) и вербальные (словесные) признаки объектов.
Впервые методика была использована в совместном исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова при изучении процесса образования понятий. Сущность этой методики, писал Л.С. Выготский, заключается в том, что она исследует развитие и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из которых выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется.
В исследовании Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а как стимулы-средства – слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями (они обозначали определенную совокупность признаков стимулов-объектов). В ходе эксперимента испытуемый постепенно раскрывал признаки, входящие в экспериментальное понятие, отбирая фигуры, на которых, по его мнению, написано одно из понятий, и проверяя каждый раз правильность своего выбора.
Методика также используется для изучения основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Применение метода двойной стимуляции дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий.
В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.
В данном случае методика Выготского–Сахарова прежде всего используется для изучения процесса образования понятий испытуемым.
Стимульный материал и оборудование.
Для проведения исследования необходимо подготовить набор из 21 картинки разных стереометрических фигур, отличающихся также заливкой и величиной (см. приложение 12). Фигурам, принадлежащим по какому-либо из этих признаков к одному классу, присваивают одинаковые условные надписи, которые сами по себе ничего не значат.
(Например, на красных фигурах делают надписи «биг», на больших «цев» и т. д.) Надписи делают лишь на одной из сторон фигур так, что-бы испытуемому их было не видно.
Для регистрации времени решения задачи необходим ручной секундомер. Для регистрации экспериментальных данных подготавливают протокол и ручку.
Ход работы.
Для проведения эксперимента необходимо участие двух экспериментаторов и двух испытуемых. Экспериментатор 1 определяет для себя, с каким из классов фигур он будет работать (например, с обозначенными «биг» в качестве понятия «красные фигуры»). Затем он в беспорядке размещает весь набор фигур на столе надписанной стороной вниз и сообщает испытуемому инструкцию. Экспериментатор 2 записывает в протоколе порядковый номер выбора, выбранную фигуру, гипотезу _______испытуемого относительно задуманного экспериментатором понятия, время выбора каждой фигуры, а также реакции испытуемого в ходе проведения эксперимента (табл. 7).
Каждый испытуемый должен отгадать по два понятия, т. е. принять участие в двух экспериментах.
Инструкция испытуемому.
«Сейчас я покажу Вам одну из фигур. Посмотрите на нее внимательно. Скажу Вам, что на ее нижней стороне имеется надпись «биг». Надпись эта условна. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, по какому из признаков объединены фигуры, имеющие такую же надпись «биг», выбрав для этого минимальное количество фигур из предъявленного Вам набора».
Обработка результатов:
1) подсчитать число выборов (п), которое нужно было сделать испытуемым, чтобы правильно определить каждое задуманное экспериментатором понятие;
2) оценить качество выдвигаемых испытуемым гипотез – их логичность и последовательность;
3) определить среднее время (Мt), понадобившееся испытуемому на обдумывание одного выбора фигуры;
4) определите, на каких этапах обдумывание заняло наибольшее и наименьшее время, почему?
Во время качественного анализа результатов опыта необходимо обратить внимание на специфические для данного испытуемого ошибки, которые он допустил в поисках нужного признака. Для этого следует тщательно сопоставить последовательность выбранных им фигур с последовательностью выдвигаемых гипотез. Кроме того, необходимо обратить внимание на аффективно-личностные особенности испытуемого, проявляющиеся в его реакциях на неуспех. В анализе следует указать, где проявились мыслительные действия испытуемого по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению.
Контрольные вопросы:
1. Дайте краткую характеристику методики двойной стимуляции.
2. Какие мыслительные операции обеспечивают успех решения задачи в методике Выготского–Сахарова?
3. Какие мыслительные стратегии проявляются в процессе образования понятий испытуемым?
Лабораторная работа № 10
Тема: Исследование видов мыслительных стратегий в процессе решения задач (Методика Брунера)
Цель:исследование видов мыслительных стратегий человека в процессе решения задач.
Вводные замечания.
Стратегия – система правил, выбираемых человеком в процессе решения любой задачи. Каждую стратегию характеризуют два важных свойства. Первое свойство – это ее эффективность: оптимальной будет такая стратегия, которая позволяет в максимальной степени адекватно реализовать поставленные цели. Второе свойство стратегии характеризует степень трудности ее самой, которая определяется величиной умственных усилий, затрачиваемых человеком при ее использовании.
Автор предлагаемой ниже методики, американский психолог Дж. Брунер исходил из представления, что овладение субъектом тем или иным понятием представляет собой цепь процессов – классификацию, сравнение и обобщение признаков объектов, и выделение среди них наиболее значимых. В естественных условиях этот процесс осуществляется, например, по мере овладения человеком родным языком. Для экспериментального исследования Брунер предложил модель формирования искусственных понятий, которые можно образовать, применяя операцию конъюнкции, т. е. логического сложения. Следовательно, искусственное понятие в данном случае представляет собой комбинацию произвольно выбранных, ограниченных по числу, существенных признаков объектов, позволяющую объединять последние в один общий класс. В методике Брунера используются специфические объекты – на- бор карточек, которые могут быть описаны с помощью конъюнкции четырех признаков: формы фигур, их цвета и количества, а также числа рамок, обводящих карточку. Понятие, образуемое с помощью данного набора объектов-карточек, не идентично каждому отдельному объекту карточке. Это понятие содержит всегда (С – 1) признаков, где С – число всех возможных для описания объектов признаков.