Тема: Исследование стратегий использования информации при решении задач

Цель:исследование мыслительных стратегий составления определенного плана действий.

Вводные замечания.

«Известно, что пробным действиям человека предшествует определенный план действий, предположения, гипотезы. Даже в том случае, когда человек встречается с проблемной ситуацией, требующей для своего разрешения «чисто» пробных действий без выдвижения каких-либо гипотез и предположений, человек остается верен себе» (А.Н. Захаров, 1963). Именно связанные с этим особенности мышления рассматриваются в данной работе.

Для того чтобы испытуемому решить поставленную задачу, достаточно выполнить четыре хода. Но для этого нужно: 1) знать некоторые свойства системы, которую решает испытуемый; 2) придерживаться определенной стратегии решения и использовать ряд вспомогательных приемов; 3) выполнять решение в соответствии с набором правил в строго определенной последовательности (т. е. в соответствии с алгоритмом).

Однако испытуемый не знает этих свойств, приемов, алгоритма, поэтому задача является для него сложной. Для ее решения он использует другие, чисто «человеческие приемы», например, пытается угадать признак, который загадал экспериментатор в каждой расстановке.

Цель исследования как раз состоит в том, чтобы реальное решение задачи испытуемым сопоставить с решением, теоретически возможным, обратив особое внимание на использование информации испытуемым в ходе решения.

Стимульный материал и оборудование.

Доска с двумя клетками, восемь различных карточек с рисунками. Протокол для регистрации данных (табл. 6), ручка.

Ход работы.

Экспериментатор присваивает каждой карточке с рисунком определенную букву для регистрации данных в протоколе. После этого он задумывает распределение предметов в клетках (по 4 в каждой) и фиксирует эту информацию в протоколе (в графе – исходная расстановка).

Испытуемому предлагается как можно быстрее отгадать задуманное распределение. Для этого он должен выполнить некоторую расстановку и узнать у экспериментатора, сколько предметов поставлено правильно в каждой клетке (порядок предметов внутри клеток не имеет значения).

Задача экспериментатора состоит в том, чтобы узнать от испытуемого, почему именно так были расставлены предметы, что ожидает испытуемый от этого хода, как намерен поступать дальше. Только после этого испытуемому сообщаются результаты данного хода и выясняется его отношение к полученным результатам, его дальнейшие планы. После этого испытуемый реализует следующую расстановку и так до тех пор, пока не отгадает исходной расстановки, задуманной экспериментатором.

Для анализа наиболее интересны многоходовые решения (более 5 ходов), поэтому экспериментатор проводит такое количество опытов, которое позволяет получить 5 многоходовых решений и несколько коротких.

Экспериментатор весь эксперимент должен организовать как свободную беседу, запротоколировать ход рассуждений испытуемого на протяжении всего опыта (см. табл. 6).

Тема: Исследование стратегий использования информации при решении задач - student2.ru

В ходе выполнения работы экспериментатор заполняет графы 2, 3, 6, 7. Остальные заполняются, когда анализируется полученный материал. После очередного хода и получения информации о том, сколько теперь правильно стоящих предметов, испытуемый говорит о том, в какой мере оправдались его надежды, как он ко всему этому относится, что бы могли значить полученные результаты. Все это заносится в 3 графу. После этого испытуемый производит новую расстановку (фиксируется в графе 2) и объясняет, почему он теперь ставит предметы именно так, какую гипотезу он проверяет и т. п. Его соображения также заносятся в графу 3. Только после этого испытуемому сообщают результаты новой расстановки (графа 6). Все свои соображения по ходу опыта экспериментатор заносит в графу 7.

Инструкция испытуемому.

«Перед Вами восемь карточек с рисунками и игровое поле с двумя клетками. Я загадал определенное расположение карточек по четыре в каждой клетке (порядок расположения карточек в клетке значения не имеет). Ваша задача как можно быстрее угадать исходную расстановку путем одновременного перемещения карточек из одной клетки в другую. За один ход вы можете переместить любое количество карточек – две, четыре, шесть или восемь. После каждого хода я буду сообщать вам количество карточек в каждом поле, соответствующее задуманной мной расстановке. А Вы в свою очередь будете делиться вашим отношением к полученным результатам, гипотезами,

планами относительно следующей расстановки. Данная игра закончится тогда, когда мой ответ будет «4:4». Весь эксперимент будет состоять из нескольких подобных заданий».

Обработка результатов.

В ходе анализа протоколов необходимо установить и записать в графу 4, что мог узнать испытуемый на основе данных, полученных от экспериментатора, об очередном ходе.

Так, если испытуемый от расстановки ОСКП, РЛЗД перешел к расстановке ОЗКП, РЛСД, т. е. поменял З на С, то в результате он может узнать от экспериментатора, что 1) количество правильно стоящих предметов увеличилось на 1.

Это значит, что данные предметы пришли в свои клетки, т. е. З стоит слева, а С – справа. В этом случае в графе 4 мы можем начертить «доску» с двумя клетками и поместить З в левую, а С – в правую клетку:

З С

2) количество правильно стоящих предметов уменьшилось на 1. Рассуждая тем же способом, мы придем к выводу, что С надо поместить в левую, а 3 – в правую клетку:

С З

3) количество правильно стоящих предметов не изменилось. Это значит, что оба предмета принадлежат одной и той же клетке, но мы пока не знаем, какой. В графе 4 («мог установить») этот факт мы можем изобразить, например, следующим образом:

(с з)  

Продолжая анализ протокола, переходя от хода к ходу, мы сможем установить, что должен был бы знать испытуемый к данному моменту о задуманном расположении предметов. Его реальные ходы и рассуждения должны дать нам материал для заполнения пятой графы.

В восьмой графе («комментарии при анализе») экспериментатор должен попытаться объяснить, почему испытуемый не выявил, не использовал, утерял ту или иную информацию во время очередного хода. Данная работа позволяет проанализировать полученный материал еще и с другой стороны. Мы уже говорили о том, что для правильного решения задачи испытуемый должен открыть для себя различные особенности и свойства системы, которая лежит в основе игры. Вот некоторые из свойств этой системы:

а) количество правильно стоящих предметов всегда одинаково в обеих клетках, т. е., например, может быть два правильных слева и два справа, 1 слева и 1 справа, но не может быть 1 слева и 3 справа;

б) если справа и слева нет ни одного правильно стоящего предмета, то это очень хорошая ситуация: достаточно поменять содержимое клеток местами, и мы получим правильную расстановку:

в) из последнего становится ясно, что ситуации с одним предметом, правильно стоящим в каждой клетке, равноценны ситуациям, когда в каждой клетке верно стоят по три предмета.

Решая задачу, испытуемый может пользоваться разными стратегиями, вытекающими из разных рабочих гипотез. Например, можно принять, что задача сложна и ничего в ней рассуждениями не узнаешь, и придерживаться стратегии слепых проб, пока случайно не получится верная расстановка. Можно предположить, что экспериментатор задумал расстановку по какому-то закону, например, слева – все предметы, имеющие стеклянные части, справа – все остальные. Тогда стратегия будет заключаться в выдвижении и проверке гипотез о том, что задумал экспериментатор. Возможны и другие стратегии. В то же время испытуемые могут применять различные приемы, помогающие решать задачу, например, откладывать правильно стоящие фигуры в сторону, не повторять расстановку, которая была правильной в прошлый раз и т. д. Чтобы быстро решить эту задачу, нужно за один ход менять местами только два какие-либо предмета. Если удалось установить, что данные два предмета из одной клетки, но неизвестно из какой, нужно следующим ходом поменять местами один из этих предметов с каким-нибудь другим.

Экспериментатор должен описать: 1) как постепенно испытуемый открывает для себя свойства системы; 2) как находит правила быстрого решения задачи; 3) какими пользуется стратегиями, как и почему они сменяют друг друга.

Контрольные вопросы:

1. Каковы, по вашему мнению, сильные и слабые стороны человеческого способа решения задач, по сравнению с машинным?

2. Каковы причины потери информации в ходе решения задачи?

3. Можно ли сказать, какая часть информации, поступающей к испытуемому, используется?

Лабораторная работа № 9

Наши рекомендации