Стимульный материал для исследования факторов, влияющих на сохранение материала в памяти
15 не связанных между собой слов: метель, стакан, утка, мрак, книга, мундир, солнце, школа, вода, злоба, песок, пирог, война, гордость, лимон.
7 пар двузначных чисел: 12 и 11, 15 и 10, 13 и 13, 14 и 11, 17 и 10, 20 и 21, 21 и 11.
10 не связанных между собой слов: луч, мед, елка, месяц, вилка, река, дверь, звезда, пояс, ваза.
Лабораторная работа № 14 Исследование влияния эмоциональности, значимости материала на запоминание
Цель:изучить влияние эмоционально окрашенного материала на запоминание.
Стимульный материал:25 не связанных между собой по смыслу слов.
Ход выполнения работы.
Эксперимент проводится с группой испытуемых.
Экспериментатор зачитывает испытуемым 25 не связанных между собой по смыслу слов. После этого испытуемые должны воспроизвести их в любой последовательности. Затем экспериментатор предлагает группе испытуемых определить слова, которые несут эмоциональную нагрузку или значимы для испытуемого, и определить частоту встречаемости данных слов в группе испытуемых.
Инструкция:
«Вам будут предъявлены 25 не связанных между собой по смыслу слов. Ваша задача – запомнить как можно больше слов и письменно воспроизвести в любой последовательности».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить частоту встречаемости каждого слова в группе испытуемых.
2. Определить слова, которые несут эмоциональную нагрузку или являются значимыми для группы испытуемых.
3. Полученные данные занести в таблицу:
4. Сделать вывод о влиянии эмоциональности и значимости материала на запоминание.
Лабораторная работа № 15 Исследование процесса заучивания и воспроизведения вербального материала модифицированным методом свободных (удачных) ответов (ММСО)»
Цель:изучение влияния проактивного и ретроактивного торможения на процессы заучивания и воспроизведения вербального материала.
Стимульный материал: 15 бессмысленных слогов (список А), 15 прилагательных (список В), 15 прилагательных (список С)
Ход выполнения работы.
Используется модифицированный метод свободных ответов, предложенный Р. Мелтоном.
Эксперимент состоит из трех серий.
В первых двух сериях используется классический метод удачных ответов.
1-я серия. Используется лист А-В, состоящий из списка бессмысленных слогов (А) и прилагательных (В), составляющих пары.
Экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому карточки с каждой парой. Время показа каждой пары – 2 сек., интервал между парами – 4 сек. Материал предъявляют до тех пор, пока он не будет полностью и безошибочно воспроизведен испытуемым. Экспериментатор регистрирует число предъявлений, которое потребовалось для безошибочного воспроизведения, и ответы испытуемого.
2-я серия. Проводится аналогично 1-й серии, используется лист А-С.
3-я серия. Экспериментатор проверяет усвоение обоих листов – А-В и А-С. Для этого экспериментатор предлагает испытуемому элементы списка А, на которые он должен ответить соответствующими двумя словами из списков В и С в любом порядке.
Во всех трех сериях устные ответы испытуемого записываются экспериментатором.
Инструкция к 1-й и 2-й серии:
«Вам будут последовательно предъявляться карточки с бессмысленными слогами и прилагательными, составляющими пары.
Эксперимент будет продолжаться до безошибочного воспроизведения».
Инструкция к 3-й серии:
«Вам последовательно будут предъявляться бессмысленные слоги, ваша задача – назвать прилагательные из 1-й и 2-й серии, которые соответствовали этим слогам».
Обработка и анализ результатов:
1. Подсчитать общее количество правильных воспроизведений слов при каждом повторении для листов А-В и А-С, обозначив его VВ и VС.
2. Построить по этим данным графики заучивания. По оси абсцисс – порядковые номера повторений, по оси ординат – значения VВ и VС.
3. Подсчитать число правильных воспроизведений слов из списков В и С.
4. Проанализировать форму полученных графиков с точки зрения возможного влияния проактивного торможения на заучивание листа А-С.
5. Дать анализ ошибок воспроизведения списков В и С, вызванных интерференцией ассоциаций.
6. Проанализировать ответы испытуемого в 3-й серии с точки зрения возможного влияния ретроактивного торможения на воспроизведение списка В.