Опознание знакомых объектов.

При этом две первые операции относятся к перцептивным действиям, а вторые – к опознавательным. Различие между этими действиями в том, что перцепция – это действие по созданию образа, в то время как опознание – это действие сличения наличного стимула с уже созданными и записанными в памяти эталонами и отнесения стимула к определенной категории. В процессе опознания происходит процесс выдвижения и проверки гипотез.Выделяют два типа опознания в процессе восприятия: сукцессивное и симультанное.

Сукцессивное опознание – это затрудненное узнавание. Имеет место при опознании мало знакомых объектов или при опознании в затрудненных условиях, т. е. в процессе ознакомления с объектом. Внешне это проявляется в большом количестве движений глаз и многократном обследовании объекта.

Симультанное опознание – это мгновенное узнавание. Так, в процессе изучения алфавита процесс сличения резко сокращается. Узнавание при этом типе опознания возможно и без движения глаз наблюдателя. О механизмах симультанного опознания можно судить по высокой точности и скорости решения опознавательных задач.

Оборудование:набор простых слов, состоящих из 4 букв, рулетка, секундомер.

Ход работы.

Обязательным требованием к проведению работы является равномерная и хорошая освещенность места исследования. Таблица с изображением слов помещается на стену на уровне глаз испытуемого. Испытуемый встает на расстоянии больше 5 метров от таблицы, закрывает левый глаз и разворачивается к таблице спиной. Когда экспериментатор дает команду «Начали!», испытуемый поворачивается лицом к таблице и начинает медленно приближаться, стараясь прочитать написанное слово. Как только испытуемый правильно прочитает изображенное слово, он останавливается. Экспериментатор замеряет расстояние и заносит результат в таблицу (см. табл.12).

При этом фиксируется расстояние, с которого испытуемый прочитал слово, тип опознания слова по отчету испытуемого (симультанный или сукцессивный), изображенное слово и наличие ошибки. Кроме этого замеряется время, которое потребовалось на прочтение слова, что потом будет учитываться при определении преобладающего типа опознания стимула. Данная процедура проводится 10 раз. По такой же схеме проводится работа для определения точности восприятия изображенного слова левым глазом.

Обработка результатов.

Для нахождения величины абсолютного порога зрительного восприятия необходимо найти среднее значение расстояния, на котором было верно прочитано заданное слово испытуемым. Кроме этого подсчитывается общее количество ошибок, допущенных при опознании изображенного слова. Величина абсолютного порога и количество ошибок находится для левого и правого глаза отдельно. При работе с полученными результатами необходимо обратить внимание на преобладающий тип опознания стимулов испытуемого. Кроме этого необходимо найти значение порога для правого и левого зрительного анализатора и сравнить данные результаты с величиной абсолютного порога зрительных ощущений. Объясните выявленные закономерности.

Таблица 12 - Индивидуальные особенности зрительного восприятия

Заданное слово Правый глаз Левый глаз
Названное слово Наличие ошибки Тип опознания Расстояние (м) Время опознания (мин) Названное слово Наличие ошибки Тип опознания Расстояние (м) Время опознания (мин)
Мыло Мила + Симульт.          
                     
                     
                     

Контрольные вопросы:

1. Объясните, почему данная работа направлена на изучение восприятия? В чем её отличие от предыдущей лабораторной?

2. Назовите основные типы опознавательных процессов восприятия.

3. Какие факторы влияют на точность восприятия изображенных стимулов?

Лабораторная работа № 10 Изучение индивидуальных особенностей восприятия и оценки времени

Цель–выявить индивидуальные особенности восприятия временных промежутков испытуемым.

Задачи:

1. Выявить тип восприятия времени испытуемого.

2. Определить влияние вида выполняемой деятельности на восприятие временных промежутков.

3. Проверить закономерности восприятия заполненного временного интервала для малых и больших длительностей.

Теоретическое обоснование.

Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Простейшие формы восприятия времени основаны на элементарных ритмических явлениях, которые известны как «биологические часы». Такие явления позволяют давать непосредственные оценки времени. Сложные формы восприятия времени опираются на выбираемые человеком эталоны оценки времени. Для изучения восприятия длительности временных промежутков можно использовать различные методы.

1. Метод количественной оценки– основывается на использовании общепринятых единиц времени, т. е. испытуемого просят оценить временной интервал в секундах, минутах и т. д.

2. Метод воспроизведения. Испытуемому предлагается воспроизвести длительность, равноценную той, которая была предложена ему в качестве эталона.

3. Метод сравнения. Экспериментатор предлагает испытуемому две каких-либо длительности, которые тот должен сравнить.

4. Метод продуцирования. Испытуемому предлагается выполнить какое-либо задание в течение определенного времени.

Закон заполненного временного отрезка: чем более заполненными, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психического времени воспоминания прошлого от объективного времени. Для времени переживания настоящего

имеет место обратное положение: чем оно беднее событиями и однообразнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно ощущается; и чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает, тем меньше кажется временная длительность.

В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия. В опытах Х. Эренвальда одни испытуемые обнаруживали очень стойкую тенденцию недооценивать, а другие – переоценивать время. Эренвальд различает два типа восприятия времени: брадихронический (тенденция к ускорению течения времени) и тахихроничский замедление, запаздывание).

Оборудование:Секундомер, тексты различного содержания.

Ход работы.

Эксперимент проводится в несколько этапов.1-й этап – фоновый замер двух временных промежутков (малого – 55 сек. и большого – 3 мин. 40 сек.). Испытуемому дается следующее задание: «По моему сигналу вы начинаете отмерять временной промежуток (малый или большой). Когда, по вашему мнению, он завершится, скажите «Стоп!» Фоновый замер производится по три раза для каждого промежутка времени.2-й этап – испытуемому предлагается какая-либо интеллектуальная задача, решая которую, он должен одновременно отмерять заданные промежутки времени. Для повышения значимости выполнения интеллектуального задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмечает правильность решения задачи (в процентах).3-й этап – испытуемому предлагается за выделенные промежутки времени запомнить научный текст. Для повышения значимости выполнения задания, кроме фиксации времени, экспериментатор отмечает правильность воспроизведения заученного материала (в процентах).Каждый этап эксперимента выполняется испытуемым по три раза для большого (3 мин. 40 сек.) и малого (55 сек.) промежутка. Форма фиксации результатов свободная и выбирается экспериментатором.

Обработка результатов.

Вычислить среднее значение и знак ошибки в каждой серии опытов; выявить тип восприятия времени испытуемого (по фоновому замеру); сравнить полученные данные с теоретическими закономерностями восприятия времени.

Контрольные вопросы:

1. Чем различаются «непосредственное» и «опосредованное» восприятие времени?

2. Какие методы изучения восприятия длительности временного промежутка были использованы в данной лабораторной работе?

3. Обоснуйте свое утверждение.

4. Как объясняются указанные в теоретическом обосновании закономерности восприятия и оценки временных промежутков?

Приложение

Опознание знакомых объектов. - student2.ru

Раздел 2. Внимание и память

Лабораторная работа № 1 Исследование избирательности внимания (методика Мюнстерберга). Изучение особенностей переключения внимания (с помощью проб Крепелина).

Исследование избирательности внимания (методика Мюнстерберга).

Теоретическое обоснование.

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или после произвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

Поскольку избирательность внимания в приведенных методах изучается на примере зрительных восприятий, т. е. перцептивной деятельности, поэтому для точности вводится термин «перцептивное внимание».

Избирательность перцептивного внимания можно измерять с помощью различных методик. Дело в том, что на это качество внимания влияет не только выбранный психический процесс (восприятие, мышление и т. д.), но и сам материал методики, с которым работает испытуемый. Поэтому можно использовать такие методики, которые измеряли бы одно и то же качество внимания, но различались материалом, с которым оперирует испытуемый (буквенный, цифровой, предметный). Во всех этих методиках задачей испытуемого является выделение объекта из фона.

Избирательность внимания- это выбор из множества сигналов, которые наиболее актуальны. Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом, каких- либо объектов находящихся в сенсорно - прецептивной зоне, а не выделенные объекты используются им как фон. Количественным параметром избирательности считается скорость осуществления испытуемым выбора стимула из множества других, а качественным - точность, т.е. степень соответствия результатов выбора исходному стимульному материалу.

Цель –изучение особенностей избирательности внимания.

Стимульный материал: буквенный текст, среди которого имеются слова, секундомер.

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст, среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания.

Инструкция.

«На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть слова. Вам необходимо найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой буквы и кончая последней. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Наши рекомендации