Тема 5. Логические основы аргументации. Логика вопросов и ответов

Аргументация – приведение доводов, или аргументов, в обоснование какого-либо положения; совокупность таких доводов.

Основными видами аргументации являются обоснование и опровержение.

Обоснование

Обоснование– это совокупность логических приёмов подтверждения истинности какого-либо суждения с помощью других истинных суждений.

Обоснование представляет собой рассуждение, устанавливающее истинность некоего утверждения путём приведения других утверждений (доводов), истинность которых уже доказана и которые логически связаны с доказываемым.

Структуру обоснования составляют тезис, аргументы и демонстрация.

Тезис – суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы – истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Демонстрация (форма обоснования) – способ логической связи между тезисом и аргументами.

Обоснование может иметь слабую (индуктивную или дедуктивную с ошибкой) форму, когда тезис следует из посылок с некоторой степенью вероятности. Сильная, логически строгая связь тезиса с посылками дает доказательство. Доказательство имеет цельюисчерпывающе подтвердить истинность тезиса.

Способы обоснования

1. Прямое обоснование – приведение аргументов, из совокупности которых следует (дедуктивно или индуктивно) истинность тезиса.

2. Косвенное обоснование – устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоречащего ему допущения –антитезиса – на основании закона исключённого третьего.

Опровержение

Опровержение – логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося доказательства.

Способы опровержения

1. Критика тезиса:

а) прямое опровержение тезиса: установление ложности или противоречивости следствий, вытекающих из тезиса ("сведение к абсурду");

в) косвенное опровержение тезиса: опровержение тезиса через доказательство истинности антитезиса (конструктивная критика).

2. Критика аргументов. При этом выявление ложности аргументов не означает ложности тезиса, а только показывает его необоснованность.

3. Критика демонстрации. Обнаружив логические ошибки в ходе демонстрации, мы опровергаем её, но не тезис.

Нередко встречается особая форма опровержения, так называемая неявная оппозиция, или пассивное сопротивление, когда оппонент по каким-то мотивам прямо не приводит противоположных тезисов и аргументов, но и не соглашается с оппонентом, выражает сомнение.

Общие правила аргументации

Правила тезиса

1. Тезис должен бытьясно и точно сформулирован.

Ошибки: неопределённость и двусмысленность при доказательстве, что ведёт к бесплодным спорам.

2. Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Нарушением этого правила может быть ошибка "потеря тезиса" либо уловка "подмена тезиса" (полная или частичная), или "логическая диверсия".

Правила аргументов

1. Аргументы должны быть истиннымисуждениями. Ошибка: основное заблуждение, т.е., принятие за истину ложного аргумента.

2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса. Ошибки: "предвосхищение основания" – приведение аргументов, которые предполагают истинность тезиса, а не обосновывают его; "круг в доказательстве" или "порочный круг": тезис обосновывается аргументами, которые, в свою очередь, опираются на этот тезис как на аргумент.

3. Аргументы должны быть достаточными основаниями для доказываемого тезиса. Ошибки: "мнимое следование"; переход в другой род: "кто много доказывает, тот ничего не доказывает; кто мало доказывает, тот ничего не доказывает" – нарушение соразмерности, достаточности оснований.

4. Аргументы должны не противоречить друг другу.

В качестве аргументов корректно использовать:

1. Удостоверенные единичные факты.

2. Ранее доказанные законы науки и техники.

3. Аксиомы и положения, принимаемые без доказательства, т.к. подтверждены практикой. В этом качестве выступают очевидные положения, моральные нормы и т.п.

4. Определения как аргументы доказательства.

5. Опытное, практическое подтверждение тезиса.

6. Ссылка на авторитетное мнение, цитата. Данный аргумент не является достаточным, его корректное применение возможно только вместе с другими видами аргументов.

Эти виды аргументов называются аргументами "к существу дела". Они имеют непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого тезиса. Существуют аргументы другого рода, называемые аргументами "к человеку". К существу дела они не относятся и используются для того, чтобы одержать победу в споре любой ценой. Логически эти аргументы некорректны:

1. Аргумент к авторитету

2. Аргумент к публике

3. Аргумент к личности

4. Аргумент к тщеславию

5. Аргумент к силе

6. Аргумент к жалости

7. Аргумент к невежеству

Если при доказательстве, в споре замечены аргументы подобного рода, следует указать на то, что это некорректные способы и потребовать перейти к существу вопроса или оставить спор, если оппонент не хочет придерживаться этики дискуссии.

Правила демонстрации

Демонстрация должна удовлетворять требованию: тезис должен быть заключением, логически следующим из суждений-аргументов по всем общим правилам умозаключений (дедуктивных или индуктивных).

Логика вопросов и ответов

Вопрос– это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса.

Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.

Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным, для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость(возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность(отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).

Виды вопросов

1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.

Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабыйвопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.

2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли–вопросы"),направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;

б)восполняющие ("что–вопросы"),направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.

3. По составу вопросы делятся на:

а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;

б) сложные– включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.

4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а)релевантные вопросывопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;

б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:

а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;

б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).

Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.

Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.

Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.

Виды ответов

Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.

1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.

При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.

2. По области поиска ответы делятся на:

а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;

б) косвенные– ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.

3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.

а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;

б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.

4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.

а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;

б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.

5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный). Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).

Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.

Вопросы для повторения

1.Какова коммуникативная сущность и логическая структура аргументации?

2.В чём особенность опровержения как вида доказательства?

3.Что такое тезис, каковы правила тезиса и к каким ошибкам ведёт их нарушение?

4.Что называется аргументами, какие виды аргументов существуют? Какие из них являются логически корректными?

5.Каковы требования к аргументам, какие ошибки возникают в доказательстве по отношению к аргументам?

6.Что называется демонстрацией в доказательстве? Каковы правила и ошибки по отношению к демонстрации?

7.Объясните понятия софизм, паралогизм, парадокс, абсурд, приведите примеры.

8.Что называется вопросом? Каковы условия осмысленности вопроса?

9.Что называется корректностью вопроса?

10.Какие вопросы называются сильными, какие слабыми?

11.Какие существуют наиболее распространённые логические и речевые ошибки в вопросах?

12.Что такое ответ? В чём состоит логическая связь ответа и вопроса?

13.Что такое косвенный ответ, когда он используется?

14.Чем краткий ответ отличается от неполного?

15.Чем полный ответ отличается от развёрнутого?

16.Какой ответ можно считать неправильным и на каких основаниях?

Резюме по теме

Аргументация и вопрос – несмотря на то, что логической основой первой является умозаключение, а второй представляет собой автономную форму мысли – связаны в процессе реального мышления самым непосредственным образом. Действительно: если нет вопроса, то незачем подбирать аргументы; если никто не сомневается в приведенном обосновании, неоткуда взяться опровержению; без спорного вопроса нет и предмета спора как конфликтной формы аргументации. Именно поэтому, чем лучше осознаны логические качества обсуждаемого вопроса, начиная с его предпосылок, тем более эффективной будет аргументация ответа. И наоборот, чем тщательнее соблюдаются логические правила аргументации, тем меньше она вызывает «лишних» вопросов, стимулирует мысль в направлении плодотворной дискуссии и достижения истины.

Наши рекомендации