Материал к методике «изучение типа памяти»


I

ДИРИЖАБЛЬ

ЛАМПА

ЯБЛОКО

КАРАНДАШ

ГРОЗА

УТКА

ОБРУЧ

МЕЛЬНИЦА

ПОПУГАЙ

ЛИСТОК

III

ПАРОХОД

СОБАКА

ПАРТА

САПОГИ

СКОВОРОДА

КАЛАЧ

РОЩА

ГРИБ

ШУТКА

СЕНО



II

САМОЛЕТ

ЧАЙНИК

БАБОЧКА

НОГИ

БРЕВНО

СВЕЧА

ТАЧКА

ЖУРНАЛ

МАШИНА

СТОЛБ

IV

ВОЛК

БОЧКА

КОНЬКИ

САМОВАР

ПИЛА

ВЕСЛО

ЗАГАДКА

ПРОГУЛКА

КНИГА

ТРАКТОР

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ

ПАМЯТИ МЕТОДОМ ЗАПОМИНАНИЯ ДВУХ РЯДОВ СЛОВ

Ход выполнения задания.

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10—15 пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интерва­лом 10—15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова пра­вой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами вто­рого ряда.

материал к методике «изучение типа памяти» - student2.ru

Обработка результатов.

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Ре­зультаты заносятся в таблицу.

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической па­мяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуе­мого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Первый ряд

КУРИЦА – ЯЙЦО НОЖНИЦЫ — РЕЗАТЬ КУКЛА — ИГРАТЬ ЛАМПА — ВЕЧЕР ГРУША — КОМПОТ КНИГА — ЧИТАТЬ КОРОВА — МОЛОКО УЧЕНИК — ШКОЛА ПАРОВОЗ — ЕХАТЬ РУЧКА — ПИСАТЬ

ЛЕД - КОНЬКИ

ЩЕТКА — ЗУБЫ

СНЕГ — ЗИМА ЛОШАДЬ — САНИ БАБОЧКА — МУХА

Второй ряд

СПИЧКИ - КРОВАТЬ

ЖУК — КРЕСЛО

СИНИЦА - СЕСТРА

РЫБА — ПОЖАР

ШЛЯПА — ПЧЕЛА

БОТИНКИ — САМОВАР

ЛЕЙКА — ТРАМВАЙ

КОМПАС — КЛЕЙ

МУХОМОР - ДИВАН

НЕБО — РАК

ДЕРЕВО — ОВЦА

ГРЕБЕНКА — ВЕТЕР

БУСЫ - ЗЕМЛЯ

ПИЛА — ЖУРНАЛ

ГРАФИК — ТУМАН

МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» (методика А. Р. Лурия)

Анализируется состояние памяти (непосредственного запомина­ния), утомляемости, активности внимания.

Ход выполнения задания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не име­ющие между собой связи, и фиксирует их последующее называние ис­пытуемым с помощью знаков «+» и «—» в бланке, где отведено не­сколько строк под номерами (№ 1 — № 5) для результатов соответст­венно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к ме­тодике).

С. Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в не­сколько этапов (14).

Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо вниматель­но. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запом­нишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. По­нятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».

Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника после­дующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов эксперимен­татором.

По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоми­нания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет чис­ло правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизво­дят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лиш­них» словах.

Если ребенок сразу воспроизвел 8—9 слов, а потом с каждым ра­зом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на гра­фике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Число слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует, по Рубинштейн, «о памяти в узком смысле слова» (15 с. 135).

Наши рекомендации