Контрольно-измерительные материалы к курсу

Вопросы к зачету

1. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

2. Общая характеристика методологии науки.

3. Методология научного исследования: задачи, содержание, специфические характеристики.

4. Научный аппарат научного исследования: назначение, состав.

5. Общая характеристика логики научного исследования.

6. Принципы психолого-педагогического исследования.

7. Философские основания современного научного исследования.

8. Основы работы с научной информацией

9. Основы работы с научной информацией

10. Принципы работы с научной информацией.

11. Виды и типы источников.

12. Основные приемы работы с текстом.

13. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики

14. Специфика и классификация методов психолого-педагогического исследования

15. Специфика и основные методы теоретиче­ского познания, его ключевые категории и понятия.

16. Математические и социологические методы в педагогических исследованиях.

17. Методы эмпирического исследования

18. Этапы подготовки и проведения экспериментального психолого-педагогического исследования

19. Особенности этапа преобразования педагогической действительности в психолого-педагогическом исследовании.

20. Подходы к оценке качества научного исследования

21. Системный подход - общенаучная основа современного психолого-педагогического исследования.

22. Идеи педагогической синергетики в современных исследованиях по педагогике и психологии.

23. Культурологические основания современного психолого-педагогического исследования.

24. Личностно-деятельностный подход в психолого-педагогических исследованиях: цель, содержание, методики.

Тест для самоконтроля

1.Проставьте нумерацию, отразив логику исследования.

Выбор области (объекта) исследования

Определение задач

Определение актуальности

Формулировка положений научной новизны, теоретической и практической значимости исследования

Определение методологической базы исследования

Определение методов

Выбор темы

Формулировка противоречий

Выдвижение гипотезы

Целеполагание

Формулировка положений, выносимых на защиту

Формулировка проблемы

Формулировка содержания этапов исследования

Определение предмета исследования;

Определение теоретических основ исследования

2. Методология исследования – это:

а) концепция исследования;

б) научный способ установления основ расстановки акцентов смысла понятий;

в) парадигма образования;

г) методика исследования;

д) система принципов, способов организации построения теоретической и практической деятельности;

е) теоретические основы исследования.

  1. Системный подход в исследовании предполагает, прежде всего:

а) создание системы;

б) системное видение объекта и предмета исследования;

в) построение логики исследования;

г) моделирование.

  1. Автором антропоэкологического подхода в педагогике является:

а) К.Д.Ушинский;

б) Ю.К.Бабанский;

в) В.И.Загвязинский;

г) А.А.Макареня;

д) Е.В.Бондаревская.

3. Личностно-деятельностный подход в психолого-педагогическом исследовании связан с методологическими позициями, обозначенными:

а) К.Роджерсом;

б) А.С.Макаренко;

в) Л.С.Выготским;

г) В.П.Зинченко;

д) А.П.Тряпицыной;

е) З.Фрейдом;

ж) А.Маслоу.

4. Синергетика в психолого-педагогическом исследовании находит отражение в использовании принципа:

а) детерминизма;

б) объективности;

в) нелинейности;

г) развития;

д) системности.

5. Концепция личностно-ориентированного образования нашла отражение в исследованиях:

а) Н.В.Кузьминой;

б) М.М.Поташника;

в) В.В.Серикова;

г) М.Т.Громковой;

д) Н.С.Пряжникова.

6. Культурологическими основаниями психолого-педагогического исследования являются:

а) теория самоорганизуемого воспитания В.С.Кульневича;

б) теория коллективного воспитания А.С.Макаренко;

в) концепция полипарадигмальности современного образования И.Г.Фомичевой;

г) концепция логики культуры В.С.Библера;

д) педагогика воспитания И.Ф.Гербарта.

7. К теоретическим методам исследования относятся

а) проектирование;

б) анализ;

в) педагогический эксперимент;

г) анализ продуктов деятельности;

д) контент-анализ.

8. К эмпирическим методам исследования относятся:

а) моделирование;

б) индукция;

в) анкетирование;

г) обобщение;

д) корреляционный анализ.

Дополнительные интерактивные задания

1. Выберите из списка предложенных проблему и составьте кластер.

1. Магистерская диссертация

2. Гипотеза

3. Научный аппарат исследования

Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде.

В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.

Пример кластера: «Лягушка»

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru

2. Нарисуйте генеалогическое древо по одной из проблем современной педагогической науки. Корни должны означать причину, ствол – проблему, ветви следствия.

2. Проанализируйте проблему, которая лежит в основе вашего диссертационного исследования, используя прием «Фишбоун».

На голове – отмечаются проблемы, на нижних костях факты рассматриваемой проблемы, на верхних – причины, подтверждающие проблему.

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru

Проблема _____________________________________________________________

Факты ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причины ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обоснуйте социокультурную актуальность вашего исследования, используя схему треугольник УПК: У вершина – Установка, П слева– поведение, К– контекст.

В центре треугольника проблема.

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru У

 
 
проблема

П К

Установка _________________________________________________________

Поведение _________________________________________________________

Контекст __________________________________________________________

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru 4. Используя схему луковицы (матрешка) – представьте несколько ключевых понятий вашей работы. Эта схема показывает соподчинённость единиц в целостном процессе.

           
  Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru
   
   
 
 

1. __________________________________________________________

___________________________________________________________

2. __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Представьте одну из тем лекции или семинара в виде «Карты памяти». Основными элементами схемы должны быть круги, слова, стрелки. Представить структуру аргументации. Сделать заметки относительно фрагментов содержания.

Контрольно-измерительные материалы к курсу - student2.ru

5. Составьте синквейн на: науку, в рамках которой будет проводится ваше исследование и на ведущее понятие (проблему) исследования.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в начале ХХ века в США под влиянием японской поэзии.

Правила составления

первая строка – одно слово, о чем идет речь.

Вторая строка – два слова – прилагательные или причастия описание признаков или свойств объекта,

Третья строка – три глагола или деепричастия, означающие действия объекта

Четвертая строка – четыре слова, означающие личное отношение к объекту

Пятая строка – одно слово, резюме, означающие суть предмета или объекта.

Примеры:

"психология":
1. психология
2. эмпатичный, духовный
3. помогать, чувствовать, интерпретировать
4. без психологии нет жизни
5. человек

"Социализация"
1. Общество
2. Социальное, общее
3. Работать, учиться, взаимодействовать
4. Соиализация -усвоение ролей и функций
5. Социум

1.

2.

3.

4.

5.

6. Составьте интеллектуальную модель процесса или системы, которая будет использоваться в вашем исследовании.

Моделирование – описание предмета или явления на формализованном языке, для уточнения его свойств.

Правила моделирования.

1. Отобрать все элементы, без которых система не может функционировать

2. Мысленно заменить изучаемое явление схемой.

3. Нарисовать модель.

4. Сравнить ее с оригиналом.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

Основная литература:

1.Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009. - 320 с.

2.Рузавин Г. И. Методология научного познания : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 287 с.

3. Шипилина Л. А. Методология психолого-педагогических исследований [] : Учеб. пособие / Л. А. Шипилина ; Омск. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск : ОмГПУ, 2007. - 203 с.

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 144 с.

2. Краевский В.В. Актуальные проблемы методологии педагогики в постнеклассический период развития науки Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки. – М. – Краснодар: Изд-во КубГу, 2008. – С. 14-22.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

4. Краевский В.В. Место методологии в подготовке научно-педагогических кадров Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. - № 4.– С. 56-64

5. Аристер Н. И. Управление диссертационным советом: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник ; ред. Ф. И. Шамхалов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 464 с.

6. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований : Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2008. - 320 с.

7. Борытко Н. М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009. - 320 с.

8. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст] : науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.] ; ред. Н. В. Чекалева ; Омск. гос. пед. ун-т. - СПб. : Книжный дом, 2009. - 247 с.

9. Краевский В. В. Методология педагогики: Новый этап : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. - 394 с.

10. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008. - 207 с.

11. Коржуев А. В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академ. проект ; М. : Трикста, 2008. - 287 с.

12. Михайлычев Е. А. Математические методы в педагогическом исследовании : учеб. пособие / Е. А. Михайлычев, Б. Е. Механцев. - М. : Высш. шк., 2008. - 196 с. - Библиогр.: с.194

13. Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика, 2001, №9. С. 33-39

14. Краевский В.В. Актуальные проблемы методологии педагогики в постнеклассический период развития науки Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки. – М. – Краснодар: Изд-во КубГу, 2008. – С. 14-22.

15. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

16. Краевский В.В. Место методологии в подготовке научно-педагогических кадров Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. - № 4.– С. 56-64.

17. Краевский В.В. Проблема парадигмы в методологии педагогики Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования: Материалы Всероссийской методологической конференции- семинара: В 2 ч. Ч. 1: Парадигма педагогики в контексте развития научного знания/ Гл. ред. В.В.Краевский; Ред. А.А.Арламов, Е.В.Бережнова. - Краснодар, 2006. – С. 15-21.

18. Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты, практическое пособие для докторантов, аспирантов, магистрантов. – 2-е изд-е, доп. М. 2008.

19. Лаптев В.В., Писарева С.А. Современные диссертационные исследования в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества, СПб. 2008

Наши рекомендации