Напишите эссе «Зачем нужна гипотеза?».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация для размышления*

Сегодня во многих диссертациях по гуманитарным наукам идут «игры» в гипотезы, которые, как правило, банальны. Используются типовые схемы: «если…, то….», «так как…., то….», «можно предположить, что,…..». Схема может быть любая, важно сформулировать предположения, которые не очевидны и требуют доказательства. Выделяют разные виды гипотез: экспериментальные и теоретические; на­учные и статистические; описательные и объяснительные; простые и сложные.

Теоретические гипотезы выдвигаются либо для устранения внутренних противоречий в теории, либо для преодоления рассогласования теории и экспе­риментальных результатов. Их назначение - совершенствовать теоретические знания. Экспериментальные гипотезы выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования, для подтверждения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями. Любая экспериментальная гипотеза операционализируема, т. е. формулируется в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Статистические гипотезы представляют собой утверждения в отношении каких-либо известных параметров. Формулируются они на языке математической статистики.

Примеры гипотезы.

1. Гипотеза исследования включает совокупность взаимосвязанных предположений о методологии изучения структуры педагогики:

первое предположение касается исследовательской установки, согласно которой научная дисциплина рассматривается как системообразующий элемент ее структуры, который отражает правомерность рассмотрения саморефлексии и саморазвития педагогики;

второе предположение касается того, что выделение научной дисциплины как единицы анализа позволит упорядочить понятийный аппарат общенаучных категорий, используемых при описании структуры педагогики;

третье предположение: научная дисциплина, как структурная единица, обусловливает определение идей и принципов, последовательности шагов по реализации методологического подхода и применения методов исследования структуры педагогики, реализация которых позволит:

· сформулировать обобщающее понимание структуры современной педагогики;

· определить возможные направления развития научных педагогических дисциплин и появление новых научных педагогических дисциплин;

· выявить этапы и уровни развития конкретных педагогических научных дисциплин.

(Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб, 2009).

2. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования будет более эффективным, если:

  • она рассматривается как интегративная динамическая структурно-уровневая характеристика личности студента, отражающая готовность к взаимодействию с иностранными деловыми партнерами для решения организационно-производственных проблем в устной, письменной и комбинированной формах и подразумевающая владение языковой спецификой, национальными коммуникативными правилами, культурными традициями стран, обладание личностными деловыми качествами;
  • в основу положены системный, личностно-деятельностный, коммуникативный, компетентностный, аксиологический подходы, позволяющие в процессе межсубъектного взаимодействия ставить и решать личностно и профессионально значимые познавательные и коммуникативные задачи;
  • оно ориентировано на компетентностную модель культуры иноязычного делового общения с поэтапным развитием ее компонентов и совершенствованием в процессе межкультурной коммуникации;
  • внедряемые интерактивные технологии и педагогические методики будут направлены на актуализацию основных компонентов культуры иноязычного делового общения и включены в образовательный и жизненный контекст.

(Игнатенко И.И.Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования //Автореф. дисс. докт. пед. наук, Москва, 2012).

5. Определите объект и предмет исследования, актуальность которого автор определил следующим образом:

Актуальность исследования.Демографическое развитие России с конца XX в. до настоящего времени можно охарактеризовать как критиче­ское. Несмотря на то, что коэффициент рождаемости с 2002 г. стал несколько повышаться, а коэффициент смертности с 2005 г. – снижаться, в стране не происходит простого воспроизводства населения.

Культура бережного отношения к здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников остаются на очень низком уровне, поэтому крайне важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать у детей осознанное отношение к собственному здоровью. Определенные шаги в этом направлении принимаются на государственном уровне. Принят ряд постановлений Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ: Концепция охраны здоровья населения; Концепция развития физической культуры и спорта, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в которых подчеркивается необходимость формирования системы сохранения и укрепления здоровья; вводятся учебные курсы в школах и педагогических вузах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» одну из основных целей составляют воспитание здорового образа жизни, развитие у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Количество здоровых детей едва достигает 1/5 от их общего числа. Около одной трети детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию (Д.И. Зе­линская). За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась почти в 5 раз, с выраженной патологией рождаются уже 11% детей (И.А. Аршавский, Э.Н. Вайнер), а 20 – 27% детей относятся к категории часто болеющих (С.М. Мартынов).

Современная школа недостаточно использует свой потенциал для формирования у детей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5–2 раза. С приходом в школу уменьшается и двигательная активность детей, проявляется гиподинамия. Результаты проведенного нами исследования показали, что почти 90% младших школьников, даже те, которые часто болеют и имеют хронические заболевания, считают себя здоровыми, они не могут соотнести состояние своего организма с по-настоящему здоровым организмом. 71% детей считают, что следить за своим здоровьем они должны сами. Однако на вопрос о том, каким образом это делать, они затрудняются ответить. При этом большинство из них считают, что им необходима помощь взрослых: родителей, учителя.

Полученные результаты подтверждают необходимость вовлечения семьи в процесс воспитания здорового образа жизни детей; ей должна оказываться социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь. Только в этом случае мы можем наблюдать положительные результаты в решении многих образовательных вопросов, в том числе и в успешности воспитания у школьников ценностного отношения к своему здоровью.

В настоящее время в теории педагогики сложились следующие концепции воспитания ценностей здорового образа жизни:

– деятельностная (В.М. Выдрин, М.С. Каган, Л.П. Матвеев), заключающаяся в направленности на всестороннее и гармоническое развитие личности, ее способности к самореализации и самоутверждению;

– системно-целостная (Н.М. Борытко, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров), рассматривающая человека с точки зрения природного и социального единства, взаимосвязи физического (телесного) и духовного (социального) развития, целостности и гармонии;

– социокультурологическая (И.М. Быховская, В.А. Петьков, В.И. Сто­ляров), согласно которой феномен здоровья является социокультурным, т.к. тесно связан с различными изменениями в социальном и культурном пространстве конкретного общества.

В современном образовании в настоящее время лишь начинает формироваться аксиологический подход к осмыслению ценностного потенциала здорового образа жизни. В теории педагогики школьного образования ценностное отношение к здоровью рассматривается как процесс приобретения ребенком различных двигательных умений и навыков, развития его физических качеств и сохранения здоровья (С.Н. Белова, В.Н. Беленов, Н.О. Смирнова, Ю.В. Смирнова ).

Однако проблема сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания у младших школьников ценностного отношения к здоровью еще не стала предметом изучения современных педагогов и методистов. В то же время в Государственном образовательном стандарте начального общего образования определены инструменты и механизмы обновления школьного образования, в частности в обеспечении здоровья школьников. Требуются научное обоснование и разработка новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить ряд противоречий, актуализирующих тему исследования и высвечивающих несоответствия между:

– возрастающей социальной значимостью сохранения здоровья людей в условиях кризисного экологического, социокультурного состояния общества и увеличением числа негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников;

– социальным заказом общества на воспитание у подрастающего поколения ценностей здоровья и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ данной проблемы в теории и практике начального школьного образования;

– возрастающей ролью совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка и недостаточным использованием потенциала такого партнерства в современной образовательной практике;

– потребностью школы и родителей развивать сотрудничество в воспитании ценностного отношения к здоровью у младших школьников и отсутствием современных организационных форм и методов их совмест­ной деятельности, обеспечивающих единство требований, согласованность действий по привитию навыков здорового образа жизни, закреплению и развитию успехов в воспитании ценностного отношения к здоровью у детей.

Объект исследования __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет исследования _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Информация для размышления:

Объект исследования это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования, в рамках которого находится исследуемая проблема. Объект научного исследования - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды.

Предмет научного исследования - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Предмет исследования это угол зрения, аспект рассмотрения, особая часть реальности (объекта). Объект исследования должен включать все возможные масштабы исследования, но не быть слишком обширным. Предмет исследования наиболее близко по смыслу отражает тему исследования. Предмет исследования всегда находится в границах объекта; это та его часть, которая подле­жит изучению, на которую и направлено основное внимание субъекта познания. Предмет исследования находит отражение в теме. Несколько научных работ могут иметь один и тот же объект исследования, но разный предмет, так как один и тот же объект может изучаться с разных сторон, в разной системе отношений и т. п.

5 семинар Организация экспериментальной работы

Вопросы для обсуждения

1. Значение и виды экспериментов в научном исследовании

2. Этапы подготовки и проведения опытного исследования

3. Методика построения логики экспериментального исследования

4. Особенности этапа преобразования педагогической действительности в психолого-педагогическом исследовании.

Задание

1. Проанализируйте различные варианты проведения педагогического эксперимента, обоснуйте преимущества одного из них, для исследования, которое может быть выполнено в рамках вашей магистерской программы.

Информация для размышления*

Эксперимент в науке – это искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Словом «эксперимент» часто объединяют такие понятия как поиск, опытная работа, опытно-экспериментальная работа. Отличие эксперимента от опытно-экспериментальной работы заключается, по-мнению, В. Краевского, в том, что эксперимент имеет целью раскрыть сущность, закономерности явления. Опытно-экспериментальная работа служит для проверки уже обоснованных в теории положений, методов, технологий.

Планирование эксперимента важный этап научно исследовательской работы, который обычно завершается составлением программы эксперимента и разработкой его графика. Типовая струк­тура программы эксперимента, приведенная в книге В.С. Безруковой, имеет следующий вид.

Общие данные об эксперименте:

§ Тема эксперимента.

§ Общая характеристика места проведения эксперимента.

§ Общая характеристика участников эксперимента.

§ Виды и типы (модель) эксперимента.

Научный аппарат эксперимента:

§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).

§ Цель экспериментального исследования.

§ Экспериментальная гипотеза.

§ Описание независимых переменных.

§ Описание зависимых переменных.

§ Методы диагностирования независимых переменных.

§ Методы диагностирования зависимых переменных.

§ Методы обработки эмпирических данных.

Организация эксперимента:

§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.

§ Методическое обеспечение эксперимента.

§ Организационная подготовка эксперимента.

§ Психологическая подготовка участников эксперимента.

§ График проведения эксперимента.

В педагогической науке используют несколько сценариев проведения опытной работы.

1. Работа проходит с двумя объектами – контрольной и экспериментальной группой. При таком сценарии должно быть четкое и подробное обоснование выбора контрольной и экспериментальной группы, до начала работы должно проводиться диагностическое исследование двух групп, а после завершения плана, итоговая проверка. Главный недостаток данного сценария заключается в том, что найти вде абсолютно идентичные группы (и даже двух абсолютно одинаковых людей) не возможно.

2. Второй сценарий заключается в проведении опытной работы только в экспериментальных группах, результативность апробируемых новшеств оценивается по динамике экспериментальных групп. До начала эксперимента проводятся контрольные срезы, которые повторяются после окончания работы.

3. Третий сценарий называют еще «выращиванием эксперимента». Такие исследования чаще всего проводят практики образования, которые участвовали в проведении опытно-экспермиентальной работы в своих образовательных учреждениях, авторское исследование является частью всей работы школы. В таком сценарии трудно определить четкие временные границы опытной работы, магистрант может использовать результаты опытной работы, проведенной до осуществления собственного исследования.

4. Четвертый сценарий эксперимента сегодня многие эксперты называют наиболее продуктивным. В таком варианте исследователь является соучастником ряда экспериментов, проектов, в рамках которых происходит апробация его идей на разных площадках.

Задание 1

В диссертационном исследовании в рамках моей магистерской программы

_____________________________________________________________________________

Лучше использовать ___ сценарий эксперимента. Потому, что ______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он предполагает ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, что можно рассказать о возможном экспериментальном исследовании, проводимом ученым, на основании анализа его гипотезы.

«Эффективная организация профадаптационной работы в многоуровневом многопрофильном образовательном учреждении будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей личности в профессиональном самоопределении, самореализации, личностном росте в том случае, если:

· будут выявлены и реализованы условия организации успешной профессиональной адаптации учащихся в многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;

· профадаптационная работа будет организована с учетом характерных этапов и фаз процесса профессиональной адаптации;

· основное содержание профадаптационной работы будет ориентировано на завершенность каждой ступени с учетом срока обучения;

· методы и средства профадаптационной работы будут адекватно соответствовать психофизиологическим особенностям учащихся данного возраста;

· будут определены критерии эффективности профадаптационной работы на каждой ступени обучения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Семинар Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных

Вопросы для обсуждения:

1. Основные требования к магистерской диссертации

2. Требования к различным формам научных работ (статьи, тезисы, доклады, диссертации)

3. Оформление и подготовка к защите магистерской диссертации.

Задание:

1. Подготовьте доклад (статью) на магистерскую конференцию по одной из проблем, в рамках вашей магистерской программы.

Информация для размышления*

Внимательно прочитайте требования к тексту (докладу), прописанные в информационном письме. В любой статье и докладе есть вводный раздел, за которым следует методический раздел, далее раздел результатов, и, наконец, обсуждение или заключительный раздел. Во вводном разделе автор должен описать причину проведения своего исследования, т.е. обосновывает актуальность своей работы, описывает, какую работу, и какие аспекты проблематики были изучены его предшественниками. В методическом разделе исследователь описывает логику своего варианта решения проблемы, характеризует объект исследования, исследовательский инструментарий, используемые методы. В разделе результатов автор описывает те данные, которые он получил. В последнем разделе подводятся главные выводы и итоги работы. Примерно такой же является структура доклада. Но в отличие от текста, в устном выступлении не нужно перегружать слушателя обилием фамилий, цифр, эти данные плохо воспринимаются на слух, лучше представить их на слайдах.

В конце статьи или магистерской диссертации приводится список использованных источников. Сведения об источниках располагаются в порядке появления ссылок в тексте или в алфавитном порядке. В тексте ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя квадратными скобками.

В список использованных источников включаются публикации всех видов: патентные материалы, отчеты по НИР, проспекты выставок и т.п. Ссылки на неопубликованные материалы не допускаются.

Каждый включенный в библиографический список литературный источник должен быть отражен в рукописи диссертации. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. В случае использования таких изданий их следует приводить в подстрочных сносках в тексте диссертационной работы.

7 семинар Качество научного исследования

1.Оценка актуальности научного исследования

2. Оценка значимости результатов научного исследования.

3. Оценка экспериментальной части исследования.

Задание:

1. Оцените актуальность темы одной из диссертаций,близкой к теме вашей магистерской программы, отразите результаты анализа в таблице.

Информация для размышления*

Важным элементом экспертизы является анализ соответствия основных результатов исследования выделенным теоретико-методологическим основам исследования. При этом анализируется, действительно ли те работы, которые обозначены в исследовании как теоретико-методологическая основа (а не теоретические источники) позволили выбрать необходимые методы исследования, развить (опровергнуть) известные ранее теоретические утверждения, получить значимый для практики результат.

Таблица

Рабочая матрица анализа актуальности исследования по теме ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

параметр Характеристика параметра Пример и наличие данного параметра в тексте автореферата
социальная аргументация педагогической проблемы   Какие новые социальные условия, предпосылки обусловливают актуальность изучаемого педагогического явления в настоящее время.   Освещение данной проблемы в официальных документах.   Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы.    
Научная аргументация проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень научной разработки проблемы.   С решением каких научных проблем связана проблема исследования.   Какие потребности науки могут быть удовлетворены решением данной проблемы.   Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук.    
Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем   Когда и как данная проблема трактовалась раньше.   Почему в настоящее время проблема вновь актуальна.     В чем новизна проблемы сегодня.    
Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности   Почему данная проблема привлекает внимание практических работников.     Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы.    

2.Проанализируйте результаты этого же исследования, заполнив матрицу.

Матрица

Проблема исследования Задачи исследования Гипотеза Положения, выносимые на защиту.
         
       
       
     
     

3. Оцените практическую значимость результатов данного исследования, используя методику В.М. Полонского. Отметьте, какой уровень имеют результаты в данной работе по каждому параметру.

Уровень А Уровень Б Уровень В Уровень Г Уровень
Результаты исследования важны для решения методологических вопросов областей общей педагогики Результаты исследования важны для решения общеметодических вопросов областей общей педагогики Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов областей общей педагогики Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов, имеющих второстепенный интерес для практики.  
Разработаны нормативные документы, программы, учебники и т.д. Разработаны программы, рекомендации и предписания учителям. Разработаны общепедагогические или методические рекомендации. Практически отсутствуют разработки.  
Результаты исследования апробированы, готовы к внедрению. Результаты исследования готовы к апробации. Результаты исследования частично готовы к апробации. Результаты исследования не готовы к апробации.  
Масштаб значимости результатов федеральный. Масштаб значимости результатов региональный. Масштаб значимости результатов для отдельных видов ОУ. Масштаб значимости результатов для отдельных групп субъектов образования.  

Наши рекомендации