Формулирование цели и задач исследования
Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполняется. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются шагами, приближающими к ее реализации. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ» и др.
Описание их решения и составляет содержание соответствующих глав (если они есть) и параграфов в работе. Заголовки глав (если они есть) следуют из формулировок задач исследования. Таким образом, задачи исследования определяют логику и этапы работы. В сумме задачи должны «укладываться» в цель, не выходить за ее пределы, не превышать ее. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.
Описание задач должно представлять собой определенную последовательность.
Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от характера исследования):
1. Решение определённых теоретических вопросов, входящих в общую проблему. Чаще всего такие задачи начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и др.
2. Эмпирическое или экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и пр. В этом классе задач часто используются такие действия как: описать, охарактеризовать, определить, изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и др.
3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной педагогической или иной задачи. Исследовательские действия данного класса задач: определить, разработать, смоделировать, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, произвести, выработать, сформулировать и др. Эти задачи самым прямым образом связаны с преобразованием предмета исследования.
4. Разработку на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов. Виды исследовательских действий: разработать, составить, раскрыть, описать, создать, выработать, наметить, сформулировать и др. Эти действия всегда предполагают определенные дополнения, указывающие на составление программ, учебных планов, рекомендаций, указаний, инструкций, карт, схем , проектов, и др.
Например:
Цель исследования –определение особенностей и педагогических условий организации воспитательной работы по ознакомлению с профессиями взрослых детьми старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями
2.Изучить педагогические условия трудового воспитания и формирования позитивного отношения к труду у дошкольников на возрастном этапе 5-6 лет
3. Изучить программы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых
Цель исследования –исследовать природу конфликтов в детском коллективе и способы их разрешения
Задачи исследования:
1.Рассмотреть конфликт как социально-психологический феномен
2.Изучить природу детских конфликтов, особенности протекания и их причины
3.Проанализировать основные способы разрешения конфликтов среди детей дошкольного возраста.
Цель исследования —теоретическое изучение проблемы правового регулирования забастовки как способа разрешения коллективных трудовых споров.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие коллективных трудовых споров
2.Рассмотреть виды коллективных трудовых споров
3.Изучить право на забастовку и ее реализацию
Цель исследования —Теоретическое изучение проблемы правового регулирования социальной защиты материнства, отцовства, детства и семьи в России
Задачи исследования:
1.Раскрыть причины введения института защиты материнства, отцовства, детства и семьи в России.
2.Рассмотреть понятие и значение социальной защиты материнства, отцовства, детства и семьи в России.
3.Проанализировать проблемы реализации права на социальное обеспечение семей, имеющих детей.
4.Рассмотреть понятие многодетной семьи и проблемы её социального обеспечения.
Цель исследования – выявить проблемы правового регулирования положения беженцев в Российской Федерации
Задачи:
1. Раскрыть понятие «беженец» и правовое положение беженцев.
2. Рассмотреть получение и утрату статуса беженца.
3.Проанализировать нормативно-правовое регулирование статуса беженца в российском законодательстве.
4.Рассмотреть права и социальную поддержку беженцев в Российской Федерации
Цель исследования – Изучить особенности социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении
Задачи:
1. Представить общее понятие о несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
2. Изучить основные проблемы несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
3.Рассмотреть основные принципы и методы социальной работы с несовершеннолетними
4.Изучить особенности работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении