У детей общественного поведения

Провести с группой заикающихся детей из 4-5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных). Учитывать следующее: ребенок сам выполняет правила игры; требует выполнения правил от других детей; устанавливает новые правила.

Логопед должен отметить также:

- общее отношение к правилам: непонимание самих правил или непонимание важности или не­обходимости их выполнения, негативное отношение, безразличие и т.д.

- характер взаимоотношений детей в игре: гла­венство — подчиненность, частичное главенство - подчиненность, отношения равенства;

- отношение ребенка к выигрышу и роль это­го отношения для характера выполнения правил игры; стремление к выигрышу является самоце­лью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнени­ем правил и соблюдение правил стимулирует бы­стрый выигрыш.

Определение степени игровой активности

Заикающихся детей

Логопед проводит целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятель­ных творческих играх, в организуемых взрослыми сюжетно-ролевых играх, после этого уточняет, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

ГРУППА А - дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распре­делить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовле­нии игрового места, вносят предложения по сю­жету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их вы­полнения от участников игры.

ГРУППА Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготов­ки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играю­щим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

ГРУППА В - дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою де­ятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу испол­нения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

ГРУППА Г - дети способны играть, только при­нимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; пред­ложения по сюжету высказывают, действия с за­мыслом играющих согласовывают только по сове­ту более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

ГРУППА Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предло­жения темы и роли товарищем или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложен­ные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Исследование эмоционального состояния

Заикающихся детей в играх

В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, органи­зованных с помощью взрослого или по замыслу са­мих детей, отмечаются следующие проявления:

- повышенная эмоциональная возбудимость ре­бенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватность выражения радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей, движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не до­водимые до конца, нескоординированные, синкинезии;

- сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети сбиваются с общего темпа игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ве­дущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слез­ливости, психомоторика заторможена.

- эмоциональные проявления соответствуют те­ме и сюжету игры, адекватны.

Логическое заключение

Динамическое обследование заикающихся детей проводится в начале коррекционно-воспитатель­ного воздействия на заикающихся. Такие проявле­ния, как способность заикающихся детей к по­дражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведе­ния, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплекс­ной работы с детьми.

Данные динамического обследования заикающе­гося ребенка обобщаются логопедом в виде логопе­дического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывается сле­дующее:

- форма судорог, их локализация, степень выра­женности;

- характер общительности;

- степень подражательности;

- характер моторики;

- наличие соответствующих движений, уловок, синкинезий и других подобных проявлений;

- наличие эмболофразий;

- отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания);

- характер игровой деятельности (отнесение к определенной группе);

- особенности эмоциональной сферы заикания;

- наличие нарушений звукопроизношения, эле­ментов общего недоразвития речи, недоразвития отдельных сторон речевой функциональной систе­мы.

Примерное содержание логопедического заключения:

Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности. Об­щительность неустойчивая, подражательность пол­ная. Моторно напряжен, сопутствующие движения (притопывает ногой во время речи). Эмболофразии А, НУ, ВОТ. Фобии ситуаций неярко выражены. Степень игровой активности - группа Г. В эмо­циональном отношении сниженные проявления, отличатся нерешительностью, вялостью. Стертая форма дизартрии: призубный сигматизм свистя­щих звуков, боковое произношение шипящих зву­ков и Р, недоразвитие фонематического анализа при относительно высокой сохранности лексико-грамматического строя речи.

Дата.

Логопед.

Наши рекомендации