Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЧЕБОКСАРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.В. НИКОЛЬСКОГО» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГАПОУ ЧР «ЧПК» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА: ТРЕБОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА
Учебно-методическое пособие
Чебоксары 2017
УДК 37.377
ББК 74
К 342
Курсовая работа: требования, оформление и защита: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Кириллова, Л. А. Софронова, Н.А.Васильева – Чебоксары: Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского, 2017. – 39 с.
Печатается по решению учебно-методического совета ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии (протокол № 2 от 15.10. 2017 г.)
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура. В пособии даются практические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовой работы, описана методика исследования: от постановки научной проблемы до обработки материалов и оформления полученных результатов исследования. Оно позволит обучающимся организовать свой образовательный маршрут по качественной подготовке курсовой работы, а преподавателю поможет организовать дифференцированную работу в соответствии с их уровнем знаний.
Рецензент:
Парфенова О.В., к.пед.н., доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева
Федотова М.В., преподаватель ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии
© Кириллова А.А., Софронова Л. А., Васильева Н.А., 2017
© ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемое учебно-методическое пособие адресовано для преподавателей и обучающихся учреждений СПО по педагогическим специальностям: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура
Курсовая работа является важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста в области образования.
Учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи преподавателям, занимающимся обучением студентов выполнению качественной курсовой работы, и обучающимся СПО. Содержание учебно-методического пособия позволит студентам выработать собственную научную позицию в отношении дискуссионных проблем в области образования.
Цель данного пособия заключается в том, чтобы содействовать деятельности обучающихся СПО по ознакомлению с требованиями курсовой работы, помочь в углублении, закреплении и систематизации знаний в постановке предмета, объекта, гипотезы исследования, в формировании умения ориентироваться в потоке информации, овладении профессиональными и общими компетенциями.
Учебно-методическое пособие содержит в себе средства контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, терминологический словарь, которые способствуют углубленному изучению и детализированному разбору наиболее сложных вопросов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В стенах образовательной организации студенты делают первые шаги в научно-исследовательской деятельности, знакомятся с логикой и методами педагогического исследования, овладевают основными исследовательскими подходами и умениями, осмысливают свою работу с научных позиций.
Выполнение курсовой работы – одна из форм научно-исследовательской деятельности обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по педагогическим специальностям. Разработанные в данном учебно-методическом пособии методические рекомендации помогут обучающимся СПО ответить на возникающие вопросы и качественно выполнить курсовую работу. Они должны способствовать углубленному усвоению лекционного курса, приобретению навыков решения практических задач, умению связывать вопросы теории с практикой, анализировать, делать выводы и обобщения, выдвигать конкретные предложения при решении тех или иных задач.
В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной и психолого-педагогической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
В процессе выполнения курсовой работы перед студентами появляются следующие вопросы:
1. Как выбрать тему курсовой работы?
2. Как обосновать актуальность темы исследования?
3. Какова структура курсовой работы?
4. Как определить основные характеристики курсовой работы?
5. Как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования?
6. Как оформить текст курсовой работы?
7. Как представить работу на обсуждение?
В первую очередь следует отметить какую работу можно считать научной? Таких признаков четыре.
Первый из них – характер цели, которую ставим в начале. Цель может быть практической или познавательной. Например, педагог организует образовательный процесс с практической целью, чтобы развить умения или навыки обучающихся. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в данных обстоятельствах дают лучший результат, это еще не наука. Такое знание – стихийно-эмпирическое. А вот если ставится научно-познавательная цель – выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода или приема, полученное знание «идет в копилку педагогической науки».
Второй признак — выделение специального объекта исследования. Объект педагогического исследования лежит в сфере педагогической деятельности. Исследуется всякий раз какой-то участок этой деятельности. Объектом может быть, например, организация познавательной деятельности дошкольников, но не сама познавательная деятельность.
Третий признак – применение специальных средств познания. В практической работе педагог применяет методы, приемы, организационные формы, материальные средства обучения и воспитания (компьютеры, таблицы, кинофильмы и т. п.). Исследователь применяет методы науки: экспериментирование, моделирование, создание гипотез и т.д.
Четвертый признак, последний по порядку перечисления, но не по важности, – однозначность терминологии. Это непременное требование к научному познанию. Разумеется, привести всю науку к однозначности принудительным способом, по приказу невозможно. В ходе ее развития содержание понятий непрерывно обогащается, развивается. Это закономерный процесс. Но в рамках одного научного труда - курсовой работы или дипломной работы – автор обязан точно определить главные понятия и придерживаться этих определений до конца. Без специальной оговорки он не имеет права употреблять термин в разных значениях.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что принадлежность какого-либо сочинения или изложения к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии.
На подготовку курсовой работы студенту дается три месяца. Рекомендуемый график работы:
- вторая половина сентября – начало октября – выбор темы, общая консультация преподавателей, ведущих междисциплинарные курсы. Заведующий отделением готовит распоряжение об утверждении тем и назначении научных руководителей.
Октябрь-ноябрь – студентом в ходе консультаций с научным руководителем уточняется круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структура работы. Руководителем составляется задание на выполнение курсовой работы, предварительный план. Далее осуществляется обзор литературы по теме, составление списка литературы. В процессе работы над библиографией становятся очевидными степень изученности проблемы, а также малоизученные, еще не затронутые исследователями вопросы. Сведения о литературных источниках следует сразу же подробно записывать на карточках. Они помогут автору курсовой работы правильно и быстро оформить сноски и список использованной литературы. Собранный материал анализируется, идет работа над отдельными главами.
Первая половина декабря - компьютерный набор текста, редактирование, оформление работы. Регистрация курсовой работы и защита.
Результаты совместной работы студента и научного руководителя фиксируются на сопроводительном листе (см. приложение 1).
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»
Луи Паскаль
Формулируя тему исследования, автор отвечает на вопрос: как назвать то, чем мы собираемся заниматься? Тему необходимо так обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от старого имеющегося знания к новому, т.е., с одной стороны, было понятно, с какими более широкими категориями и проблемами дошкольной педагогики тема соотносится, а с другой — какой новый познавательный и практический материал предполагается освоить. Например, в качестве темы исследователь избрал «Экспериментальная деятельность как средство умственного воспитания». Если бы он обозначил эту деятельность как средство умственного развития, темы нового исследования не получилось бы, поскольку именно для умственного развития экспериментальная деятельность предназначались изначально. Новое направление придало познанию намерение изучить, как же этот вид деятельности может быть использованы в другом качестве, в целях воспитания и тем самым способствует осуществлению воспитательной функции развития дошкольников. А это уже более широкая область педагогики, требующая новых подходов к своему освоению.
Темы курсовых работ могут определяться различными способами.
1. Тему предлагает преподаватель. Если он ведет исследовательскую работу по какой-либо проблеме, то может привлечь к ее разработке и студентов, придав их творческому поиску конкретное направление.
2. Студент выбирает тему, связанную с преодолением затруднений, возникших в ходе производственной практики.
Тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
– соответствовать задачам подготовки специалистов;
– учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;
– учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в студенческом научном обществе;
– разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль (как преподавателю, так и обучающемуся) за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовую работу.
Планирование– важнейший этап работы над курсовой работой, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
Хорошо продуманный структурированный план позволит студентам предвидеть и осознанно осуществить определенные действия. Примерная структура планирования представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Примерная структура плана выполнения курсовой работы
№ п/п | Направления деятельности | Ожидаемый результат | Сроки | Корректировка |
1. | Выбор примерной темы курсовой работы | Определение примерной темы исследования | Сентябрь ____ г. | |
2. | Постановка исследовательской задачи | Определение проблемы исследования | Сентябрь ______ г. | |
3. | Изучение литературы по данной проблеме | Составление библиографического списка литературы | сентябрь-октябрь _______ г. | |
4. | Определение исследовательской задачи | Выяснить, различные точки зрения по выявленной проблеме, отметить, что разработано в достаточной степени, выявляет нерешенные вопросы | Внести уточнения до _________ г. | |
5. | Формулировка темы курсовой работы | Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы, объекта и предмета исследования. | ||
6. | Выдвижение гипотезы исследования | Выдвинуть и обосновать гипотезу исследования | ||
7. | Эмпирическое исследование по подтверждению (опровержению) гипотезы | Выбор методов исследования, составление инструкции к проведению эксперимента, протокола наблюдения, | ||
8. | Обработка и интерпретация данных | Формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение. | Внести уточнения | |
9. | Оформление курсовой работы | Окончательное оформление курсовой работы по соответствующим требованиям. | ||
10. | Подготовка к публичному выступлению | Подготовка доклада в письменном виде. | ||
11. | Защита курсовой работы | Окончательный вариант доклада. Тезисы доклада. Защита. |
Все это не исключает того, что план будет меняться и не один раз, но это не имеет большого значения. Главное, хорошо составленный план поможет определить последовательность действий.
Практические задания
Попробуйте выполнить следующие практические задания:
1. Предложите примерные темы курсовых работ к следующим ключевым словам: интеллектуальное развитие, преемственность, творческие способности дошкольников, коррекционно-развивающая работа.
2. Сформулируйте тему исследования, используя следующие понятия одновременно: экспериментирование, проблемно-игровая технология, развитие познавательного интереса.
3. Предложите примерные темы курсовых работ к следующей проблеме:
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям народа, народному искусству, потеря народных корней, привели наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Возникает необходимость создания новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее.
4. Выберите неудачные формулировки темы, аргументируя свою точку зрения.
· «Забыто ли имя П.П. Блонского?»;
· «Анализ некоторых вопросов…»;
· «Творчество А.С.Макаренко»;
· «Атмосферное электричество»;
· «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»;
· «Музыкант в годы войны»;
· «С цепочкой родительных падежей …»;
· «Секрет успеха в воспитании»;
· «Неравнодушным гражданам посвящается»;
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (Приложение 2)
2. Содержание или оглавление (Приложение 3)
3. Введение
4. Основная часть, включающая главы и параграфы внутри глав (если таковые имеются)
5. Заключение
6. Список использованной литературы
7. Приложения
Титульный лист курсовой работы должен содержать полное наименование образовательного учреждения, отделения, тему курсовой работы, фамилию, инициалы и, при наличии, академические звания научного руководителя, фамилию и инициалы автора, номер группы, курс, специальность, где он учится; название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы (образец см. в приложении 2).
На следующей странице, которая нумеруется снизу номером 2, помещается содержание (оглавление). Онообычно состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть, как правило, разбивается на две или три главы, каждая из которых может быть разбита на параграфы.
Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого при необходимости его печатают не через полтора, как весь текст, а через один интервал при компьютерном наборе. Текст должен соответствовать содержанию. Названия глав и параграфов не должны повторять названия работы. Пример содержания представлен в приложении 3.
Особенно тщательно регламентирована форма Введения к работе. В нем требуется отражение следующих пунктов:
– определение актуальности проблемы исследования, обоснование выбора темы, определение ее значимости для науки и практики;
– степень разработанности проблемы исследования – краткий обзор литературы по этой теме;
– определение границ исследования (предмет, объект исследования);
– определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
– определение гипотезы и методов исследования;
– определение практической значимости выполненной работы;
Введение
Объем введениядолжен составлять примерно одну десятую часть от общего объема работы.
Все названные элементы (пункты) образуют методологический аппарат данного исследования. Рассмотрим более подробно каждый элемент.
Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Следует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той и другой. Может случиться так, что в науке вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. Это значит, что к уже имеющимся научным трудам не стоит добавлять еще один. Лучше сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения. Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 – Обоснование актуальности темы исследования
Желательно, чтобы во введении нашли свое отражение первые три пункта схемы. Четвертый пункт следует раскрыть в содержательном обзоре. Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц.
Рассмотрим более подробно другие характеристики педагогического исследования.
Постановка проблемыпредполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? В проблеме находят отражение противоречия, возникающие в науке и практике, между фактами и их теоретическим осмыслением. Эти противоречия и разрешаются автором в процессе исследования. Исходя из выше обоснованного, формулируется тема исследования.
Определить объект исследования – выяснить, что именно рассматривается в исследовании.
Объект исследования в педагогике и психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.
Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.
Таким образом, выделяя предмет, мы рассматриваем объект весь, целостно, в определенном ракурсе: предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Объект принадлежит всем, а предмет — личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату. Итак, предмет исследования уже и конкретнее объекта, а также указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором.
Цель определяет результат исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Они должны отражать те шаги, которые позволяют достигнуть цели и решить выдвинутую в исследовании проблему.
После постановки задач необходимо определить методы исследования, которые позволят всесторонне изучить предмет. Для каждого этапа исследования определяется своя группа методов, соответствующая логике исследования и позволяющая правильно решить поставленные задачи. Методы делятся на теоретические, эмпирические и методы математической обработки результатов.
Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представление исследователя о том, что не очевидно в объекте, что автор работы видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза — предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Гипотеза должна быть достаточно простой, и проверяемой. Типичная ошибка –тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что выдвигается как научное предположение.
По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Первые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т.е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.
Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины … .
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»; «это возможно, если…»; «будет обеспечено, если…»; «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»; «предположим, что…»; «может быть…»; «при условии, что...»; «так..., как ...»; «использование (создание)…позволит обеспечить…» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно–следственных связей. Сначала лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику.
Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики педагогического исследования, ответьте на следующие вопросы:
1. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность)
2.Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема)
3. Как назвать исследование? (Тема)
4. Что рассматривается? (Объект исследования)
5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)
6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель)
7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи)
8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения)
Практические задания
Попробуйте выполнить следующие практические задания:
1.Выделите предмет и объект исследования к теме: «Групповые и коллективные игры математического содержания как средство интеллектуального развития дошкольников».
2. Предложите возможный вариант гипотезы относительно недостаточной разработанности одного из аспектов проблемы развития умений творческого рассказывания у дошкольников с использованием моделирования.
3.Определить категориально-понятийный аппарат выбранной темы исследования: проблему, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотезу исследования.
1.Театрализованная игра – средство знакомства детей дошкольного возраста с культурой других народов.
2. Роль дидактических игр в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
4. Труд в природе – средство умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Содержание и методика руководства трудом детей в младших группах ДОУ.
6.Поручения – форма организации труда детей дошкольного возраста.
7. Условия организации самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
8. Особенности развития компонентов трудовой деятельности дошкольников.
Основная часть
В основной частинепосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов.
Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
С чего начинать?
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяют три источника библиографической информации:
– первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
– вторичный (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);
– третичный (обзоры, справочные книги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Воспитание дошкольника», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» и др.
Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
§ какие исследователи, в каком направлении работали и работают по проблеме исследования?
§ где (в каких источниках) опубликованы результаты по теме исследования?
§ что конкретно изучено, проанализировано по проблеме исследования?
Вся изученная информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным источникам информации.
Первичные материалы — записи, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащиеся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы и т.д.
Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться или определяться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:
§ энциклопедии: общие и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
§ толковые словари: общие и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
§ оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируют и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.
Для упорядочения работы можно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей:
Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т. е. создается понятийный аппарат будущей работы.
Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.
Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой работы.
Изучение литературы предполагает:
– составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором (приложение 4);
- реферирование, т.е. сжатое изложение основной информации первоисточника на основе её смысловой переработки;
- составление тезисов, т.е. положений, отражающих смысл значительной части текста;
- конспектирование, т.е. краткое изложение главных положений и идей изучаемого текста;
- аннотирование, т.е. краткая характеристика печатного материала с точки зрения содержания, назначения и других особенностей;
- цитирование, т.е. точная, буквальная выдержка из текста.
Также необходимо помнить, что литературный источник, на который ссылается автор в тексте курсовой работы, должен быть включен в список использованной литературы. И, наоборот, источник, включенный в список, должен быть назван в тексте работы.
Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 15-20 источников.
Заключение
Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор в ходе решения поставленных задач, в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:
– С какой целью предпринято данное исследование?
– Что сделано?
– К каким выводам пришел автор?
Список использованной литературы
Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.). В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Образец оформления литературных источников представлен в приложении 4.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
по теме «Работа с литературными источниками и оформление работы»
1. Укажите литературные источники, которые необходимо включать в список литературы педагогического исследования
а) учебники
б) словари
в) монографии
г) научные статьи.
Приложения
Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты мероприятий, сценарии праздников, протоколы наблюдений, фотографии и т.д. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, по центру иметь надпись «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Объем курсовой работы должен составлять не менее 20, но не более 30 страниц печатного текста.
ГОСТ 7.1: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5 с отступом. Поля: слева – 3 см., справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.
Заголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине листа шрифтом №12.
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основная часть работы состоит из глав, параграфов, которые нумеруются (кроме введения, заключения, списка использованной литературы,