Организация развивающей предметно- пространственной среды группы

Образовательная область Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды группы
Содержание Срок (месяц)
Социально-коммуникативное развитие Пополнение материала в уголках по социально-коммуникативному развитию (сюжетно-ролевые игры, уголок ряжения, доктор и т.д.) - Создание портфолио дошкольника - Пополнение картотеки «Игры социально-коммуникативные» - Пополнение картотеки «Эмоции» Сентябрь-июнь  
Познавательное развитие Пополнение материала в уголках по познавательному воспитанию (уголок дидактических игр, уголок художественной литературы и т.д.) - Пополнение познавательными журналами, энциклопедиями, художественной литературой по лексическим темам. - Дидактические и развивающие игры. Сентябрь-июнь  
Речевое развитие Пополнение материала в уголках по речевому развитию (строительные и конструктивные игры, театрализованный уголок и т.д.) - Разрезные картинки по лексическим темам с привлечением к работе родителей.. - Пополнение развивающей среды дидактическими играми речевого содержания. - Пополнение уголка строительно-конструктивных игр, игрушками и предметами для обыгрывания (пример: игрушки из киндер-сюрпризов, самодельные игрушки из бросового материала и т.д.) - Изготовление пособий для дыхательной гимнастики (бабочки, кораблики) Октябрь-июнь   Октябрь-июнь Октябрь-июнь   Апрель
Художественно-эстетическое развитие Пополнение уголка художественно-эстетического развития -Создание альбома «Русская сказка» (иллюстрационный материал). - Организация подборки материалов по русскому народному творчеству (книги, альбомы, открытки и т.д.) с привлечением в работу родителей. Декабрь   Январь - апрель
Физическое развитие Пополнение уголка физического развития - атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. -дорожки массажные, со следочками - Картотека: игры малой степени подвижности, хороводные игры. Октябрь,   Ноябрь

3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности

Набор оборудования

(по областям: наглядный материал)

область оборудование
1.Социально-коммуникативное развитие Пособия и материал к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, настольно-печатные игры, театр, инструменты для труда, иллюстрации, картины, художественная литература и прочее…
2.Познавательное развитие Наглядные иллюстрации, картины, игрушки, пособия по математике, раздаточный и демонстрационный материал. Художественная литература, книги, дидактические, настольно-печатные игры.
3. Речевое развитие Наглядные иллюстрации, картинки, пособия по речевому развитию, игры на развитие речи. Художественная литература, дидактические игры, драматизация.
4.Художественно-эстетическое развитие Художественная литература (малые формы фольклора, сказки). Иллюстрации, изображения предметов, книги с иллюстрациями, произведения народного творчества, игрушки, предметы, конструктор, сборник аудиозаписей.
5.Физическое развитие Оборудование физкультурного уголка, настольно-печатные игры о спорте, иллюстрации о спорте, атрибуты для игр, бодрящей гимнастики, утренней гимнастики.

3.4. Реализуемые образовательные технологии



Технологии Образовательные области Содержание
Здоровье-сберегающие технологии Физическое, социально-коммуникативное развитие Физкультурные занятия, формирование представление о ЗОЖ, комплексный план оздоровительных мероприятий. Формирование КГН.
Технология "Портфолио дошкольника" Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое Составление портфолио дошкольника в течение года совместно с родителями.
Технология исследовательской деятельности Познавательное, социально-коммуникативное развитие Знакомство со свойствами материалов, элементарное экспериментирование. Знакомство со свойствами предметов
Информационно-коммуникативные технологии Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие Подготовка и использование презентаций, видео-аудио материалов в соответствии с календарно- тематическим планом.
Личностно-ориентированные технологии Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое Планирование индивидуальной работы, работа по программе совместной деятельности с психологом в соответствии с планом.
Игровая технология Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое Организация игровой деятельности разной направленности.
Технология разноуровневого обучения Социально-коммуникативное, познавательное и т.д. Обогащение «разноуровневым» материалом, деление на подгруппы по результатам педагогической диагностики.

3.5.Комплексно-тематическое планирование в летний период

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

виды интеграции области «Познавательное развитие»
интегрированная область Содержание
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»   - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Приобщение к социокультурным ценностям - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с миром природы  

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Первичные представления об объектах окружающего мира

Сенсорное развитие

Дидактические игры

Месяц Тема
1. 2.
Июнь Солнечные зайчики

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Приобщение к социокультурным ценностям)

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Месяц Тема
Июнь Я и моя семья

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(развивающие игры)

Месяц неделя Тема
Июнь Четвертый лишний», «Летает - не летает» «Парные картинки» (цветы и деревья), «Веселые лягушата» «Разные дома», «Собери картинку» «Что растет в саду», «Съедобное – несъедобное».

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Ознакомление с миром природы)

Расширять представления детей о растениях и животных, птицах, насекомых

Учить отличать и называть по внешнему виду овощи и фрукты

Сезонные наблюдения

Рассказывать об охране растений и животных

Месяц Тема
1. 2.
Июнь Что растет в саду?

Для воспитанников 4-5 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

виды интеграции области «Познавательное развитие»
интегрированная область Содержание
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»   - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Приобщение к социокультурным ценностям - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с миром природы  

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Продолжать знакомить детей со способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов;

Сенсорное развитие;

Дидактические игры;

Проектная деятельность.

Месяц Тема
1. 2.
Июнь Загадочные пузырьки.

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Приобщение к социокультурным ценностям)

Расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах;

Знакомить с культурными явлениями;

Рассказывать о Родине, родном городе, государственных праздниках.

Продолжать знакомить с различными профессиями, общественным транспортом, дать представления о школе.

Месяц Тема
Июнь Санкт – Петербург

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(развивающие игры)

Месяц неделя Тема
Июнь «Кто как кричит?», «Так бывает или нет?» «От семечка к цветку», «Времена года» Собери свой город», «Кому, что нужно?» «Отгадай, что за растение», « Узнай и расскажи»,

Перспективно-тематический план

по образовательной области: « Познавательное развитие»

(Ознакомление с миром природы)

Расширять представления детей о растениях и животных, птицах, насекомых.

Расширять представления о фруктах, ягодах, овощах, грибах, комнатных и травянистых растениях, деревьях.

Расширять представление о свойствах песка, глины и камня.

Сезонные наблюдения

Рассказывать об охране растений и животных

Месяц Тема
1. 2.
Июнь Во саду ли, в огороде…

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности

- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

- Формирование готовности к совместной деятельности

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества

- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие»
интегрированная область Содержание
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Развитие речи» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности

Перспективно-тематический план по образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

(Ребенок в семье и сообществе, нравственное воспитание)

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Образ «Я»

Детский сад, Семья.

Месяц Тема
Июнь Расскажи о себе.

Перспективно-тематический план образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

(трудовая деятельность детей младшей группы)

Труд в природе Самообслуживание Хозяйственно- бытовой труд Художественный труд
Июнь полив растений; уборка мусора на участке; побуждать детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, помогать другим детям. Практические упражнения «Наши вещи в порядке», поощрять стремления детей быть аккуратными и опрятными, совершенствовать навыки процесса одевания и раздевания. дежурство по столовой (раскладывать ложки, расставлять тарелки, чашки), уборка игрушек; «Уборка в группе» «Солнышко» (пластилин и природный материал), Изготовление поделок из бумаги (вертушки, гирлянды и т.д. «Дуй ветерок», коллективная работа «Разноцветные цветы»  

Перспективно- тематический план по образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

(Формирование основ безопасности)

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельность

Месяц Тема
Июнь От шалости до беды один шаг.

Для воспитанников 4-5 лет

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности

- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

- Формирование готовности к совместной деятельности

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации

- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества

- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие»
интегрированная область Содержание
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Развитие речи» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности

Перспективно-тематический план по образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

(Ребенок в семье и сообществе, нравственное воспитание)

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм.

Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Учить коллективным играм.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Напоминать о вежливости , учить испытывать чувство стыда.

Формировать образ «Я».

Семья.

Детский сад.

Месяц Тема
Июнь Кем работают мама и папа?

Перспективно-тематический план образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие»

(Трудовая деятельность детей средней группы)

Труд в природе Самообслуживание Хозяйственно- бытовой труд Художественный труд
Июнь Совместная прополка клумб, уборка участков. Побуждаем детей одеваться самостоятельно, помогать и подсказывать друзьям. закреплять умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой (ставить салфетницы, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы), поощрять стремления детей в поддержании порядка на участке, своевременно убирать на место игрушки и оборудование. вынос на улицу лейки, для полива цветов на клумбах. Уход за растениями в уголке природы «Божья коровка» (пластилин и природный материал), Изготовление поделок из бумаги, изготовление игрушек-зверей из бросового материала для настольного театра, коллективная работа «Разноцветные цветы»

Перспективно- тематический план по образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие» (Формирование основ безопасности)

Безопасное поведение в природе

Безопасность на дорогах

Безопасность собственной жизнедеятельность

Месяц Тема
Июнь Невидимые микробы

Образовательная область: «Речевое развитие»

Владение речью как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико – синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте

Виды интеграции области «Речевое развитие»
Интегрированная область Содержание
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» Развитие речи (Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм, практическое овладение нормами речи)   Художественная литература  

Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Развивающая речевая среда.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

  Месяц № Недели Тема
1. 2. 3.
Июнь   №1   №2   №3     №4 «Цветочная поляна» - какие цветы растут на полянке. ЗКР: «Гимнастика веселого язычка» Декламация «Вместе с солнышком встаю» (Благинина)   «Зачем мыть руки перед едой» ЗКР: «Подуй, как ветерок» [у] Разучивание стихотворения О.Высоцкой «Одуванчик»   Беседа «Что я видел из окна автобуса?» ЗКР: «Птицы городского парка» (звукоподражание) Составление описательного рассказа о своем доме: «Где я живу, где ты живешь?»   «Зачем нужны цветы?» ЗКР: игры-наблюдения возле клумбы: «Найди по описанию», «Поищи такой же». Театрализованная игра «Мы превратились в цветы».

Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области:

«Развитие речи» ( художественная литература)

Чтение знакомых детских произведений.

Воспитывать умение слушать новые произведения

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации

Месяц Тема
1. 2. 3.
Июнь №1 Р.н.с. «Маша и медведь» Рассматривание иллюстраций к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

виды интеграции области «Художественное развитие»
интегрированная область Содержание
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» Приобщение к искусству Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Музыкально – художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально-игрового творчества, . игра на детских музыкальных инструментах).  

Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области: Художественно-эстетическое развитие»

(Рисование, лепка/аппликация)

  Рисование Аппликация/Лепка  
Июнь 1. «Радуга-дуга» 1. Лепка «Одуванчики-цветы, словно солнышко, желты»
2. «Цветочек радуется солнышку»   2. Аппликация «На лугу растет ромашка»
3. «Автомобили на улице города» 3. Лепка «Угощенье для бабушки»

«Художественно-эстетическое развитие»

Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы),

Сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание),

Использовать в постройках детали разного цвета.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.

Месяц Тема
Июнь «Дома на нашей улице» «Домик в деревне с забором»

Наши рекомендации