Дооперацио-нальная стадия (от 2 до 7 лет)

Когнитивное развитие 389

г

связан непосредственно или которая ему менее знакома. Например, в эк­сперименте Пиаже и Инельдер (Piaget and Inhelder, 1956) ребенку пока­зывали макет с тремя горами, закрепленными на столе. На всех горах, различных по величине и форме, стояли игрушечные объекты. Ребенок обходил вокруг стола, разглядывая горы со всех сторон. Затем он садился с одной стороны стола перед одной из гор. На другой стороне стола в кресле помещалась кукла так, чтобы она смотрела на другую гору. Ребен­ку показывали ряд картинок, на которых сцена с горами была изображена с различных направлений. Когда ребенка просили выбрать картинку, по­казывающую то, что видит он сам, он отвечал правильно; однако когда его просили выбрать картинку изображающую то, что видит кукла, он после­довательно выбирал один из видов со своей позиции. Это и есть эгоцент­ризм, буквально: неспособность представлять вещи с иной точки зрения. Дооперациональный ребенок заперт в своей собственной жесткой точке зрения.

Связующее мышление — это склонность соединять возникаю­щие в разуме идеи вместе, мало беспокоясь о том, что их объединяет, и не стараясь при этом придерживаться какой-либо общей темы или идеи. По­добно эгоцентризму, связующее мышление — это пример неумения коор­динировать отдельные идеи и мысли в интегрированную управляемую пос­ледовательность. Отдельные идеи логически вполне согласуются, доказы­вая этим, что ребенок может представлять простые образы или мысли, однако эти идеи остаются изолированными друг от друга и не объединя­ются в какую-либо систему. Например, когда четырехлетнего мальчика просят описать сделанный им рисунок фермы и нескольких животных, он говорит: "Сначала вот здесь дом, где эти животные живут. Я живу в доме. И мои мама и папа тоже. Это лошадь. Я видел лошадей по телевизору. А у вас есть телевизор?"

Обратите внимание, как ребенок связывает эти мысли. Он начинает с главной темы (своего рисунка), но быстро увлекается отдельными мысля­ми или словами и следует за ними в последующих предложениях. Отвле­каясь на слова "дом" и "жить" в первом предложении, он вносит в следу­ющее предложение отдельные идеи о том, что он живет в доме. Вернув­шись ненадолго к теме рисунка (лошадь), он снова уходит от нее, связы­вая лошадь с тем фактом, что он видел ее по телевизору, и затем спраши­вает слушателя, есть ли у него телевизор.

Классический пример антропоморфизма — наделение неодушевлен­ных объектов человеческими характеристиками; возьмем пример из Чу­ковского (1971), где ребенок, указывая на морщины у отца на лбу, гово­рит: "Я не хочу, чтобы у тебя были сердитые складки".

Таким образом, дооперациональный ребенок видимо не способен четко различать людей и объекты. Хотя взрослые могут находить и находят че­ловеческие характеристики у объектов, они понимают метафорический характер такого видения. Для взрослого морщины только выглядят как если бы они были сердитые. Дооперациональный ребенок в меньшей сте­пени может управлять организацией своих мыслей и поэтому склонен смешивать человеческие и нечеловеческие свойства.

Эгоцентризм, связующее мышление и антропоморфизм являют собой различные примеры одной общей темы. Дооперациональный ребенок не может координировать свои мысли в единую систему или направлять их на общий план или организацию. Он эгоцентричен, поскольку не может

Язык и развитие познания 390

свести вместе различные цозиции. Его мысли связаны вместе нитями, не содержащими какой-либо объединяющей концепции и не имеющими опре­деленного направления. И он будет путать свойства людей и объектов, поскольку ему нехватает организации, помогающей разделять их.

Для продвижения вперед ребенок должен научиться располагать от­дельные мысли согласно некоторой последовательной системе. Это кажет­ся вполне здравым — и так и должно быть: та же картина развития на­блюдается на сенсомоторной стадии, когда ребенок проходит последова­тельные этапы путем систематического интегрирования и координирова­ния отдельных изолированных схем в еще более организованные схемы более высокого порядка. Этот процесс прогрессивной интеграции и интер­координации характерен также и для развития ребенка на дооперацио-нальной стадии, но здесь он происходит уже на более высоком уровне. У дооперационального ребенка этот рост совершается на уровне мысленных структур или идей, тогда как у сенсомоторного младенца он происходил на конкретном поведенческом уровне. Тем не менее, основные паттерны развития остаются те же. Развитие ребенка на дооперациональной стадии повторяет на более высоком уровне схему, по которой шло развитие мла­денца на сенсомоторной стадии.

Согласно Пиаже, общие трансформации, превратившие сенсомоторного младенца в дооперационального ребенка, в точности повторяются и при трансформации мыслительных структур дооперационального ребенка в структуры, характерные для стадии конкретных операций. Пиаже счита­ет, что этому сопутствует прогресс в трех важных областях интеллекту­ального роста: консервации, классификации и сериации/транзитивности.

Консервация. Рассмотрим задачу, изображенную на Рис. 12.1. Перед вами три сосуда, два одинаковые, а третий выше и уже. В два более низ­ких сосуда наливают воду точно до одинакового уровня. Вы можете убе­диться, что оба они содержат одинаковое количество воды, можете прове-

Наши рекомендации