Клинопись и иероглифическое письмо
"Акт о продаже" мужчины-раба и дома в Шуруппаке
Этот образец клинописи из Месопотамии представляет собой документ, удостоверя ющий продажу раба и дома в небольшом городе Шуруппаке Он датируется пример
но 2600г до н э и является одним из луч ших примеров абстрактной природы кли нописи Несколько фигур особенно инте ресны, поскольку в них соединены пиктог рафические и идеографические стили (Пе реведено с французского автором )
по содержанию и прекрасны по выражению Вообще, эти древние системы осно вывались не на настоящей алфавитной системе, а на передаче слогов Алфавит ную систему, передающую основные звуки языка в графической форме, ввели
Язык и развитие познания 310
Траурная надпись для Тахут
Это фрагмент иероглифической надписи на могиле женщины по имени Тахут Оригинал находится в Лувре в Париже Это надпись из эпохи XXV-XXVI династии, жившей около 1600г до н э Полная надпись
(основанная на некоторых выводах) гла сит "О вы, жрецы, кто входит в эту моги лу"(первая колонка — справа), "Эта гос пожа дома зовется Тахут" (вторая колон ка — слева) (Переведено с французского автором )
Транс-Знаки крипция Перевод
Первая
колонка Л- ~~
(правая) ^
n a
Вторая ,
Колонка
(левая)
i
©
Я f
Фото Автора
• S/Î
рп
Они в
Могиле
Этот Дом
ТАХУТ
у (имя собственное) w3 ou w
Tl OU t
греки Именно из нее развилась современная система письменности, используемая в западных странах
Современная система письменности и ее декодирование грамотными людьми — это основная тема данной главы Прежде чем мы обратимся к некоторым конкретным иссле
Язык, раздел 1 слова и чтение
дованиям в этой области, давайте рассмотрим вопрос, сколько информации из прошлого опыта мы привносим в чтение обычного и не совсем обычного текста.
Как отмечалось в предшествующих главах, на восприятие влияет предшествующий опыт, что ясно видно при восприятии букв и слов. Например, попытайтесь прочитать это: Каждый вечер папа______г_з__у. Сколько
информации вы привнесли в декодирование этого сообщения и сколько ее было в стимуле? Очевидно ваша способность заполнять пропуски зависит от знания правил орфографии (или правил последовательности букв), синтаксических правил и опыта. Способность "видеть" буквы и слова — это не пассивный процесс, а поиск перцептивных объектов, уже имеющих свои репрезентации в памяти.
В результате одного из этапов изучения процесса идентификации букв и слов, задуманного с целью определить, сколько мы можем разглядеть во время одной зрительной фиксации — в своего рода моментальном снимке,— были получены данные о том, как структура зрительного паттерна (например, слов) влияет на его идентификацию: оказалось, что целые слова легче идентифицировать, чем отдельные буквы.
К концу 19 века, когда экспериментальная психология вошла в лаборатории Германии, Англии и Соединенных Штатов, французский ученый Эмиль Жаваль (Emile Javal, 1878) обнаружил, что при чтении глаз не движется по напечатанным строчкам, а совершает ряд небольших скачков — саккад,— между которыми происходит короткая фиксация. Джеймс МакКин Кэттел (James McKeen Cattel, 1885) провел исследование, чтобы выяснить, сколько можно прочитать за время одной зрительной фиксации. При помощи тахистоскопа он сумел оценить время, необходимое для идентификации фигур, цветов, букв и предложений. Результаты его экспериментов соответствовали результатам более ранних исследований объема внимания, но более интересным для Кэттела (и для современной когнитивной психологии) было то, что время реакции зависело от знакомства испытуемого со зрительным материалом.
Предъявляя испытуемым изображения букв и слов в течение всего Юме (т.е. 1 / 100с), он открыл, что способность к восприятию букв зависела не столько от количества букв, сколько от того, насколько данная последовательность приближалась к значимой последовательности — например, слову. Если испытуемому предъявляли изображение несвязанных букв на Юме, он мог сообщить три или четыре буквы; если буквы составляли слово, то — до двух слов (по три-четыре буквы каждое); а если эти слова были синтаксически связаны, тогда испытуемый мог "прочитать" четыре слова. Поскольку Юме — это значительно меньше, чем требуется для саккады1, объем схватывания материала в исследованиях Кэттела был ограничен (выражаясь на языке кино) единичным "кадром" восприятия. Поскольку время реакции для знакомых слов было примерно то же, что и для несвязанных букв, и поскольку объем схватывания для букв в словах был больше, чем для несвязанных букв, Кэттел заключил, что знакомые слова читаются "как целое" или как "вся картина слова"; тем самым он сформулировал принцип, который озадачил не одну
'Саккада величиной 2° требует около 25мс; саккада 5°— около 35мс, а 10° — около 45мс. Существует определенная вариация между испытуемыми (Young,
1963; Rayner, 1978; Robinson, 1968). Язык и развитие познания 312
сотню психологов и стал темой для многих диссертаций по психологии чтения. Одна из загадок этого вывода состоит в следующем: чтобы прочитать целое слово нужно как-то воспринять его части, и если для этого требуется изучить части слова, буква за буквой, то и время реакции должно соответственно возрастать. То, что слова легче идентифицировались, чем разрозненные буквы, Кэттел относил на счет значимости слов, но сегодня мы знаем, что идентификация слова связана также и с другими переменными. Часть этой главы будет посвящена изложению данных по этой проблеме.
Вскоре вслед за ранними экспериментами Кэттела появился важный технический отчет Эрдмада и Доджа (Erdman and Dodge, 1898). Они обнаружили, что восприятие зрительных данных происходит во время фиксации, а не во время движения глаза, а также что испытуемые могут идентифицировать слова на большем расстоянии, чем отдельные буквы. Их результаты, а также результаты Пиллсбери (Pillsbury, 1987), который продемонстрировал, что слова с "дефектами" (например, foyever вместо "forever" (навсегда)" или товхссо вместо "tobacco" (табак) легко читаются, и что всего в нескольких случаях (около 22%, а для приведенных примеров — 14%) испытуемые смогли заметить дефект,— все это убедило многих, что чтение знакомых слов связано с единством слова, а не с распознаванием отдельных букв. Видимо, опытные читатели чаще читают слова как целые единицы, а не буква за буквой.
Между восприятием отдельных букв и целых слов стоит восприятие обычных буквенных сочетаний. Язык изобилует, вездесущими биграммами (например, ie, re, th, st, er, te, of, ar) и триграммами (например, ent, ing, dis, ant, ion, ate, pro и многими другими). В большинстве слов — особенно длинных — содержатся очень знакомые сочетания букв; ясно, что это сильно облегчает их идентификацию.
Первое исследование роли знакомых групп букв в чтении проделала в 1917 году Вилкинс (Wilkins), которая предъявляла испытуемым перемешанные или искусственные элементы, из которых при перестановке получались знакомые фразы:
Предъявленные Читаемая (рус)
элементы фраза
Washout at Washington Irving Вашингтон Ирвинг
Irvington
Renaistecture Renaissance Architecture Архитектура ренессанса
Archisance
Shakesbeth Shakespeare Macbeth Макбет Шекспира
Macpeare
Она обнаружила, что испытуемые, которым элементы из первой колонки предъявлялись на 50-100мсек, часто читали их как обычную фразу из втордй колонки. (Представьте несчастную судьбу усталого водителя, который мог проехать мимо знака "Washout at Irvington" (омойка в Ирвингтоне) и прочитать ее как "Вашингтон Ирвинг" (Американский писатель, 1783-1859).)
Язык, раздел 1 : слова и чтение
Объем восприятия
Современных когнитивных психологов, как и их коллег в 19 веке, весьма интересует вопрос объема восприятия (сколько информации можно воспринять при предъявлении стимула на короткое время). В современных исследованиях по идентификации букв и слов доминируют несколько тем, которые мы обсудим в этой главе:
4 Каковы неврологические возможности? 4 Какие характеристики стимула влияют на опознание? 4 Каковы в норме отношения между стимулом и памятью? 4 Как влияют на опознание слова контекст и частота? 4 Какие модели познания надо разработать, чтобы описать этот процесс?
Сначала рассмотрим фактор неврологических возможностей при опознавании букв и слов.
Острота зрения лучше всего для изображений, попадающих на часть сетчатки, называемую фовеа. Это небольшое углубление на задней стенке глаза плотно упаковано фоточувствительными нейронами — "колбочками" (Рис.10.1). Фовеальное зрение охватывает угол примерно 1-2°.
Зафиксировав взгляд на отдельной букве текста при его нормальном удалении, можно почувствовать разницу между фовеальным и периферическим зрением. Отдельная буква, на которой сфокусирован взгляд, видится с очень высоким разрешением, и некоторые буквы по обеим сторонам от нее тоже могут быть видны отчетливо, но буквы и слова, отстоящие всего на несколько градусов, сильно размыты, а буквы и слова на периферии не опознаются (рис. 10.2).
И все же, несмотря на то, что острота зрения резко падает в сторону от фовеа, идентификация букв и слов — особенно при нормальном чтении — частично происходит вне фовеального зрения. Чтобы лучше понять этот кажущийся парадокс, рассмотрим результаты изучения саккадичес-ких движений глаза. Это быстрые движения; они чаще изучаются в связи с процессом чтения, но происходят также и при рассматривании зритель-Рис. 10.1.Распределение колбочек по сетчатке. Адаптировано из: Woodson (1954).
Язык u развитие познания 314
Рис. 10.2.Острота зрения на сетчатке. Заштрихованная зона — это "слепое пятно" (точка выхода оптического нерва). Адаптировано из: Ruch and Patton 11965).
ных паттернов (см. обсуждение работы Ярбуса в Главе 3). Согласно Ното-ну и Старку (Noton and Stark, 1971), при чтении обычно совершается 2-3 саккады в секунду, и они происходят так быстро, что занимают всего около 10% времени смотрения. Движение на 10° длится около 45мс, и во время этого движения зрение расфокусировано — это называется "зрительным смазыванием" (Haber and Hershenson, 1973). Отсюда ясно, что опознание букв и слов в нефовеальной области, часто происходящее при чтении, следует частично приписать не физической стимуляции сетчатки, а чему-то другому. Этим "чем-то" »видимо, являются обширные знания человека о последовательности букв и слов, а также его понимание сути текста. Это особенно очевидно для так называемого "скорочтения", когда высокая скорость обработки больших объемов информации управляется ожиданиями последующего материала.
Учитывая ограничения зрительной системы, какой вывод мы можем сделать о процессах, происходящих при нормальном чтении текста? Похоже, что попадающая на фовеа текстовая информация отчетливо обнаруживается и проходит в мозг для дальнейшей обработки. Во время саккады текстовая информация обнаруживается и обрабатывается слабо или вообще не воспринимается. Текстовая информация за пределами фовеа, рядом . с ней или в периферическом зрении плохо различается неврологически — и все же эта мнимая сенсорная инвалидность не препятствует нормальной обработке текстового материала. Некоторые данные указывают, что буквы в плохо различимой парафовеальной зоне зрения обнаруживаются лучше, если их окружает свободное пространство. Эстес (Estes, 1977) реконструировал процесс нормального чтения (см. Рис. 10.3). Для того чтобы справиться с задачей извлечения семантического содержания из знакомых линий и кривых, система вербальной обработки должна уметь "заполнять пробелы" в обнаруженной информации и извлекать из нее то единственное значение, которое имел в виду пишущий. Процесс чтения — от того момента, когда глаза концентрируются на текстовом материале, и до того, как извлечено значение и глаз совершает следующую саккаду,— занимает очень короткий период. Позднее мы узнаем о некоторых совре-менйых методах, позволивших прояснить некоторые из тайн этого процесса.
Изучение объема восприятия при чтении позволяет лучше понять, каким образом происходит обработка информации, которая часто нечетко воспринимается и тем не менее четко кодируется. Процесс чтения, види-
Язык, раздел 1: слова а чтение
•