Действительно ли странные образы помогают запоминанию
Тот факт, что необычное воображение способно усилить память, использовался как в экспериментальных исследованиях мнемоники, так и в работе профессиональных мнемонистов. (См. раздел, посвященный "С" — далее в этой главе, и материал об исследованиях Воллена, Вебера и Лаури в следующей главе.) Некоторые авторы (например, McDaniel and Einstein, 1986; O'Brien and Wolford, 1982) предполагают, что эффективность странных образов как мнемонических систем может объясняться тем, что они повышают различимость элементов и таким образом снижают влияние интерференции. Эта идея получила определенную поддержку в экспериментальной литературе, но некоторые исследователи подвергли данный эффект сомнению.
Согласно данным Kroll, Schepeler and Angin (1986), влияние странных образов на воспроизведение переоценивается. Для своего эксперимента они разработали предложения четырех типов, содержащие по два ключевых существительных. Среди них были: предложения с умеренным правдоподобием (У-П), в которых два существительных связаны не очень сильно; предложения с низким правдоподобием (Н-П), в которых определения создавали законченный образ со слабой взаимосвязью существительных; предложения с высоким правдоподобием (В-П), описывающие правдоподобный образ с сильной связью существительных; и предложения с высокой странностью (В-С), описывавшие странный образ с сильной взаимосвязью двух критических существительных. Примеры этих четырех типов предложений показаны ниже, а критические слова выделены в них
большими буквами.
Умеренно-правдоподобное:
МУРАВЕЙ бегает вокруг РАСЧЕСКИ.
Низко-правдоподобное:
Большой черный МУРАВЕЙ медленно ходит взад-вперед вдоль пластмассовой РАСЧЕСКИ.
Высоко-правдоподобное:
Большой черный МУРАВЕЙ ползает туда-сюда между зубьями пластмассовой РАСЧЕСКИ.
Высоко-странное:
БолыА>й черный МУРАВЕЙ осторожно причесывает свои волосы пластмассовой РАСЧЕСКОЙ.
Результаты этого эксперимента показали, что странные образы сами по себе улучшают память не больше, чем правдоподобные образы с сильным взаимодействием. Предполагается, что взаимодействие включенных в образ существительных в значительной степени предопределяло успешность их воспроизведения. Любопытно, что большинство испытуемых были уверены, что странные элементы они .запомнили лучше, чем правдоподобные пары, хотя субъективные отчеты говорили о другом. Сильная убежденность испытуемых в психологических экспериментах, мнемонистов и экспериментальных психологов в том, что странные образы помогают удерживать воспоминания (что на самом деле не так, поскольку степень взаимосвязи существительных в образе контролируется) говорит о том, что мы еще мало знаем, как конкретно мнемоника влияет на запоминание.
Мнемоника и память ' 253
живые и иногда странные образы, связывающие ПЗ-событие с данной вешалкой или положением.
Бугельски и др. (Bugelski, Kidd and Segmen, 1968) провели исследование, считавшееся тогда примером ортодоксального метода заучивания парных ассоциаций, и продемонстрировали в нем эффективность метода слов-вешалок. Испытуемые в экспериментальной группе сначала заучивали стишки про то, что "один это булка, а два это башмак", а затем должны были вообразить связь названного объекта со словом из набора упорядоченных рифм. Бугельски и др. также варьировали время, отводимое для заучивания. Результаты показали, что испытуемые, пользовавшиеся методом слов-вешалок, заметно превосходили по результатам испытуемых контрольной группы, причем этот эффект был наиболее заметен, когда испытуемым давали больше времени на заучивание каждой пары. Эффективность мнемонической системы слов-вешалок при заучивании парных ассоциаций подтвердилась также в других исследованиях (Bower, 1972; Bower and Reitman, 1972).
Метод Метод ключевых слов является слегка видоизмененным вариантом систе-
ключевых мы слов-вешалок. Его использовали Аткинсон и Роф (Atkinson, 1975;
слов Atkinson and Raugh, 1975; Raugh and Atkinson, 1975) в обучении второму
языку. В качестве ключевого использовало?ь~"английское слово, напоминавшее по звучанию какую-либо часть иностранного слова" (Atkinson, 1975, р.821). Испытуемые ассоциировали звучание иностранного слова с ключевым словом и формировали мысленный образ, связывающий ключевое слово с английским переводом. Так, между иностранным словом и его английским переводом образовывалась цепочка, состоящая из ключевого слова, сходного по звучанию с иностранным словом, и воображаемой связи между этим ключевым словом и настоящим английским словом. Возьмем для примера испанское слово pato, означающее по-английски "утка" (duck). Pato по звучанию похоже на "pot-o" (pot= горшок). Используя слово "pot" в качестве ключевого, мы можем представить себе утку с горшком на голове. Или, например, русское слово "zvonok", означающее "bell" (зво-
Рис. 8.3.Этапы заучивания русского слова "zvonok" по методу ключевых слов. Адаптировано из:-So/so and Johnson (Т 984).
Мнемоника и образы 254
нок). Слово Zvonok звучит как "zvahn-oak" (oak-дуб)— с ударением на последнем слоге. Используя слово "oak" в качестве ключевого, мы можем преставить дуб, на котором вместо желудей висят колокольчики. Этот пример в поэтапном виде изображен на Рис.8.3.
Насколько хорошо работает такая система? В проведенных экспериментах (Atkinson and Raugh, 1975) испытуемые заучивали 120 русских слов (по 40 слов в каждый из трех дней). Предварительно записанные русские слова предъявлялись через наушники, а ключевые слова и английский перевод предъявлялись зрительно. Каждый день было три урока. Успехи группы, где использовались ключевые слова, были гораздо лучше, чем успехи контрольной группы. Фактически испытуемые экспериментальной группы, пользуясь методом ключевых слов, за два урока выучивали больше, чем испытуемые контрольной группы за три. Причем, не просто их немедленные успехи были лучше, а и через шесть недель вероятность верного воспроизведения в экспериментальной группе составляла 0.43, а в контрольной группе только 0.28.
Исследователи также обнаружили, что вообще лучше предлагать готовое ключевое слово, чем предоставлять испытуемым самим генерировать его.
В процессе обсуждения мнемонических приемов мы узнали, что образы играют важную роль. Почему так? Аткинсон (1975) полагает, что образные инструкции позволяют испытуемому выработать свою мнемоническую систему. Так, испытуемый, увидев, что его первоначальный образ недостаточно эффективен, может при следующей попытке усовершенствовать его, добавив в него больше деталей. В результате образ превращается в более выраженный признак воспроизведения.
Мало кто сомневается, что знания человека систематизированы. Как именно они структурируются,— это вопрос, вызывающий серьезные споры, и в этом мы убедились в предыдущей главе, но мало кто сомневается, что какая-то структура существует. Все мнемонические системы основаны на структурировании информации, так чтобы ее легче было запомнить и воспроизвести. Основанием структурирования информации может быть место, время, орфография, звуки, образы и т.д. Весьма эффективный мнемонический прием — это организация информации по семантическим категориям, которые затем можно использовать как признаки для воспроизведения.
Предположим, что в эксперименте по воспроизведению слов испытуемым предлагают за две минуты механически заучить наизусть следующий набор слов:
Организующие схемы
птица | холм | паутина |
мальчик | дом | рука |
хлеб | гвоздь | стекло |
церковь | няня | яблоко |
ноги | королева | волосы |
тигр | перец | трава |
дым
шерсть
овощи
поезд
ковер
звезда
Мнемоника и память 255
После заучивания испытуемые в течение четырех минут складывают колонки цифр. Затем они пытаются воспроизвести слова из списка. Трем другим группам даются те же самые слова, то же самое время для заучивания и та же отвлекающая задача (сложение цифр), но добавляются и некоторые другие условия: второй группе дают кроме этого контурные рисунки объектов, обозначенные каждым из этих слов, и просят вообразить их. Третью группу просят запомнить те же самые слова, прочитав и перечитав содержащий их следующий рассказ:
Фантастическое путешествие
Вместо того, чтобы быть в своей церкви, мальчикпрятался на холме. У него были босые ноги,хотя няняи предупреждала его, что можно наступить на гвоздь.У него в руке было яблоко,которое он время от времени посыпал черным перцем.
Пока над его головой паук плел паутину,он мечтал убежать из дома.Представлял он это себе так. Он сядет на поезди доедет на нем до побережья. А оттуда он полетит на далекую звезду,сев на волшебный коверили потерев волшебное стекло.
После этого он женится на королеве,будет лежать на траве,никогда ни будет расчесывать свои волосыили есть овощи.Если ему станет скучно, он развлечется охотой на тиграи будет смотреть на дым,идущий из его ружья после выстрела.
Но прежде чем он успел закончить свои грезы, он начал уставать. Когда он начал крошить хлеби кормить находившуюся рядом птицу,он увидел овцу с мягкой шерстью. Онлег на нее и заснул.
И наконец, четвертой группе предлагают заучивать слова в семантически организованном виде, как это показано ниже. (Кроме этого их инструктируют, что категории легче будет запомнить, если также заучить слово "ЧЕПЖИМИС", составленное из первых букв названий категорий.)
Части тело | Едо | Природа |
ноги | хлеб | холм |
рука волосы | перец яблоко | трава дым |
ноготь | овощи | звезда |
паутина |
Живые объекты Место
мальчик церковь
няня дом
королева поезд птица тигр
Искусственные объекты
стекло
шерсть
ковер
Как вы думаете, какие результаты показали эти четыре группы? Какие результаты вы ожидали бы от них при воспроизведении спустя неделю? Мы провели этот эксперимент несколько раз и выяснили, что слова, предъявленные по категориям, удерживались в памяти лучше всего, а
Мнемоника и образы 256
самые плохие результаты были в группе с механическим запоминанием. В группах с картинками и с рассказом результаты воспроизведения были примерно одинаковые, но выше, чем при механическом запоминании. Из этих результатов видно, что материал, организованный каким-либо способом — визуально, семантически или путем классификации, —запоминается лучше, чем неорганизованный материал3.
Еще одна очень важная характеристика мнемонических приемов —это эффективность организации материала. Но эта их характеристика тесно связана с другими факторами, многие из которых рассматриваются в этой книге.
Воспроизведение чисел — это задача, в корне отличная от воспроизведения списка покупок, запоминания речей и парных ассоциаций. Сами по себе числа нелегко представить в образной форме, чтобы потом связать ее с местом или словом. Некоторые числа содержат "встроенную" мнемонику — например, 1234, 1001, 7, 11, 13. Но для запоминания большинства других чисел потребуется определенное преобразование. Возьмем, например, дату 1609г., когда Генри Хадсон на корабле под названием "Half Moon" ("Полумесяц") открыл остров, который сегодня называется Ман-хэттен. Ключом может быть буква О. Ее форма .напй^инает луну, а если ее разделить пополам, вот так: О — то будет похоже на 6 и/или 9. Так из числа 1609 получается образ, который можно связать с Полумесяцем. Возможно, наиболее известный мнемонический прием — это рифма, помогающая запомнить дату открытия Америки Колумбом:
In fourteen hundred ninety-two Colimbus sailed the ocean
blue.
(В году тысяча четыреста девяносто втором Колумб
плыл по голубому океану.)
Это простые приемы и их совсем несложно использовать как систему кодирования. Более сложная форма кодирования чисел была предложена Фейнеглем (Feinaigle, 1813); а позднее ее модифицировали Янг и Гибсон (Young and Gibson, 1974). Для пользования этой системой прежде всего требуется ассоциировать буквы с фонетическим кодом следующим образом:
1 = Т(и D или ТН)
2 = N(NG, факультативный вариант NK)
3 = M
4 = R
5 = L
6 = мягкое G или J (и СН или SH)
7 = твердое С или К (и твердое G или Q)
Воспроизведение чисел
3К этим результатам надо относиться с определенной осторожностью, поскольку при использовании различного стимульного материала можно получить различные результаты. Кроме того, хотя испытуемых в группе механического заучивания инструктировали просто повторять слова снова и снова, нет гарантии, что они не прибегали к той или иной организации материала.
Мнемоника и память 257
8 = F (и РН или V)
9 = P или В
О = Z или S (и мягкое С)
Первоначальный код легче заучивать при помощи отдельного мнемонического приема:
1 = Т Т пишется с одной вертикальной линией
2 = N N пишется с двумя вертикальными линиями
3 = M M повернутое на 90° похоже на 3
4 = R R это четвертая и последняя буква в слове
four (четыре)
5 = L L это римская цифра 50
6 = мягкое G или J G похоже на 6
7 = твердое С или К7 похоже на грубый ключ
(Crude Key)
8 = F Строчная буква f похожа на 8
9 = P или В P похоже на 9, если ее перевернуть О = Z или S ZerO (ЗерО)
После того, как код выучен, его можно применить к любому числу. Возьмем, например, число 1492 — год, когда плыл Колумб. Его можно представить как "DRoP IN" (drop in= случайный гость; место, куда всегда можно заглянуть на огонек без особого приглашения), где D=l, R=4, P=9 и N=2 (кодируются только согласные). Возможно, вашей первой реакцией было: "Уж лучше я выучу стишок"; но после того как код составлен, с его помощью вы можете легко запомнить любые другие числа. Возьмем, например, номер телефона (514) 217-0815; в закодированном виде получим "Lee, TuRN The Key SoFTLy" ("Ли, поверни ключ мягко"). Были разработаны и еще более сложные коды; например, код, который приводят Янг и Гибсон (1974), состоит из 100 слов, попарно связанных со 100 числами:
1 HAT (ШЛЯПА)
2 HEN (КУРИЦА)
3 НАМ (ВЕТЧИНА)
4 HAIR (ВОЛОСЫ)
5 HILL (ХОЛМ)
6 SHOE (БАШМАК)
7 HOOK (КРЮК)
8 HOOF (КОПЫТО)
9 HOOP (ОБРУЧ)
10 DICE (КОСТИ)
11 DEED (ПОСТУПОК)
12 DOWN (СПУСК)
13 DAM (ДАМБА)
14 DEER (ОЛЕНЬ)
15 DOLL (КУКЛА)
16 DISH (БЛЮДО)
17 DECK (ПАЛУБА)
18 DOVE (ГОЛУБЬ)
19 DOPE (ДУРМАН)
34 MARE (КОБЫЛА)
35 MAIL (ПОЧТА)
36 MATCH (СПИЧКА)
37 MUG (КРУЖКА)
38 MUFF (МУФТА)
39 MAP (КАРТА)
40 RICE (РИС)
41 ROAD (ДОРОГА)
42 RAIN (ДОЖДЬ)
43 RAM (БАРАН)
44 ROAR (РЕВ)
45 RAIL (РЕЛЬС)
46 RICH (БОГАТЫЙ)
47 ROCK (СКАЛА)
48 ROOF (КРЫША)
49 ROPE (КАНАТ)
50 LACE (КРУЖЕВО)
51 LADY (ДАМА)
52 LAWN (ГАЗОН)
67 JACK (ВАЛЕТ)
68 JOVE (ЮПИТЕР)
69 JAP (ЗАСАДА)
70 GOOSE (ГУСЬ)
71 GATE (ВОРОТА)
72 GUN (ПИСТОЛЕТ)
73 GUM (ДЕСНА)
74 GEAR (ШЕСТЕРНЯ)
75 GALE (ШТОРМ)
76 GASH (РАНА)
77 GIG (СОСКА)
78 GOOF (ТУПИЦА)
79 GOB (МАТРОС)
80 FEZ (ФЕСКА)
81 FOOT (НОГА)
82 FAN (ФЕН)
83 FOAM (ПЕНА)
84 FIRE (ОГОНЬ)
85 FILE (НАПИЛЬНИК)
Мнемоника и образы 258
20 NEWS (НОВОСТИ)
21 KNOT (УЗЕЛ)
22 NUN (МОНАХИНЯ)
23 NAME (ИМЯ)
24 NEAR (БЛИЗКИЙ)
25 NAIL (ГВОЗДЬ)
26 NICHE (НИША)
27 NECK (ШЕЯ)
28 KNIFE (НОЖ)
29 KNOB (ШИШКА)
30 MOUSE (МЫШЬ)
31 МАТ (ЦИНОВКА)
32 MOON (ЛУНА)
33 MOM (MAMA)
53 LOOM (МИРАЖ)
54 LYRE (ТКАЦКИЙ СТАНОК)
55 LILY (ЛИЛИЯ)
56 LASH (ПЛЕТЬ)
57 LOCK (ЗАМОК)
58 LEAF (ЛИСТ)
59 LIP (ГУБА)
60 JUICE (СОК)
61 JET (СТРУЯ)
62 JIN (ДЖИН)
63 JAM (ВАРЕНЬЕ)
64 JAR (КУВШИН)
65 JAIL (ТЮРЬМА)
66 JUDGE (СУДЬЯ)
86 FISH (РЫБА)
87 FIG (ИНЖИР)
88 FIFE (ДУДКА)
89 FOB (БРЕЛОК)
90 PIZZA (ПИЦЦА)
91 POT (ГОРШОК)
92 PEN (ПЕРО)
93 РОЕМ (СТИХ)
94 PEAR (ГРУША)
95 PAIL (БАДЬЯ)
96 PATCH (КЛОЧОК)
97 PICK (КИРКА)
98 PUFF (ДУНОВЕНИЕ)
99 PIPE (ТРУБА)
100 DOSE (ДОЗА)
Здесь гласные неважны и их можно вставлять по мере надобности при произнесении слова, а буквы Т, N, M и т.д. как и выше означают соответственно: l.ha£ (шляпа), 2.hen (курица), S.ham (ветчина) и так далее. Например, mai/ (почта) это будет 35, a pear (груша) это 94. Однако рассмотрение столь сложных мнемоник не входит в задачу данной книги.
Согласно Лорейну и Люкасу (Lorayne and Lucas, 1974) — авторам популярной книги "The Memory Book" ("Книга памяти"), заучивание имени в его ассоциации с лицом включает в себя три этапа. Первый "запоминание имени" - можно осуществить, обратив подробное внимание на то, как это имя произносится, и затем образовав заменяющее его имя или фразу.4 Так, например, труднопроизносимое имя Antesiewicz (Антесиевич), которое произносится примерно как Ante-sevage (анте-сивэдж), можно запомнить как Auntie-save-itch (анти-сеив-итч, тетушка-избавь-от-чесотки); имя Caruthers (Карадерс) — как "car with udders" (кар виз адерс, автомобиль с выменем); Eberhardt (Эберхардт) — как "ever hard" (эвер хард, всегда упорный) и т.д. Подобная "замена" имен обладает богатым образным потенциалом. Таким способом легко составлять из имен образы — и порой довольно причудливые.
На втором этапе производится поиск особых примет в лице данного человека — высокий лоб, борода, необычные очки, нос с горбинкой, полные щеки, бородавки или ямочки.
И на последней стадии слово-заменитель имени ассоциируется (Этап 1 ) с особой приметой человека. Так, если вас познакомили с начинающим лысеть человеком по имени Wally Kelly (Уолли Келли), у которого большой живот, то буква W, образуемая линией его волос, может послужить подсказкой для имени Wally, а его живот (belly) — для фамилии Kelly. Хотя, конечно, слегка перепутав код, вы можете назвать его Walter Stomach
Воспроизведение имен
'Обратите внимание на сходство этого метода с исследованием, описанным в: Atkinson (1975), Atkinson and Raugh (1975).
Мнемоника и память 259
(stomach= живот, желудок)5 б. Или возьмем хоккеиста по фамилии Esposito (Эспозито). Эту фамилию можно представить как "expose a toe" (выставь большой палец ноги), и затем ассоциировать это с его носом, похожим на оттопыренный большой палец ноги. Или возьмем имя Tony Bennett (Тони Бенет); эту фамилию можно изменить до "bend net" (бенд нет, гнуть сеть), а эта фраза напоминает о форме моста "Золотые Ворота", находящегося в Сан-Франциско, который уже можно связать с песней "I Left my Heart in San Francisco" (Я оставил свое сердце в Сан-Франциско), исполняемой Тони Бенетом.
Если не обращать внимание на существенную информацию — в вышеприведенном случае это имя человека и его физиономия — то даже самые лучшие мнемонические приемы окажутся бесполезными. Чтобы эффективно закодировать информацию, надо прежде всего сосредоточиться на той информации, которую мы хотим сохранить в памяти. Внимание важно и для запоминания других вещей — дат, слов, идей, мест, оно является ключевой стадией процесса запоминания, и если им пренебречь, то и самые лучшие мнемонические приемы не помогут.
ВоспроизвелПочти каждому случалось составлять слово или фразу, в которой закоди-дение словрована буква или слово для запоминания. Вот некоторые из наиболее известных мнемонических приемов, опирающихся на начальные буквы.
Названия черепных нервов заучиваются на уроках анатомии при помощи следующего стишка:
On Old Olympia's Towering Top A Finn and German Vault And Hop
(На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут)
53десь в памяти возникает сноска из книги Кослера "Психология вербального научения и памяти (Kausler. Psychology of Verbal Learning and Memory. 1974): "Укрепление ваших образных мускулов составляет центральную часть программ обучения тому "как улучшить свою память". Задолго до современного увлечения образами в науке, автор этих строк решил включиться в одну такую программу, рассылаемую по почтовому заказу. Я скоро бросил ее не помню уже почему, но я помню что урок 1 состоял из рассказиков о случаях успешного, а также неправильного использования странных зрительных образов. Например, там был один молодой человек, который заучивал все новые ассоциации человек-имя путем создания образа, в котором рельефные физические черты этого человека преувеличивались. Он использовал этот трюк, чтобы выбрать черту, которую, в свою очередь, можно было бы вербально декодировать в его имя. Это срабатывало довольно хорошо, пока его не познакомили с миссис Хьюмак (Humach). Наиболее рельефной ее чертой был объемистый живот (stomach). Встретив ее несколько месяцев спустя, он дружески поприветствовал ее "Рад видеть Вас снова, миссис Келли" (Kelly похоже на belly= живот)".
6Русские читатели, вероятно, припомнят и еще один пример не вполне удачной мнемоники — "лошадиную фамилию" Овсов.— Прим. ред.
Мнемоника и образы 260
Названия нервов по первым буквам стишка будут: обонятельный (olfactory), зрительный (optic), блоковидный (trochlear), тройничный (trigeminal), отводной (abducens), лицевой (facial), слуховой (auditory), языкоглоточный (glossopharyngeal), блуждающий (vagus), придаточный (accessory), подъязычный (hypoglossal). (Конечно, переход от буквы G в слове German к названию языкоглоточного нерва — это уже совсем другое дело!) Каждый, кто учился музыке, вероятно, учил фразу "Every Good Boy Does Fine" (Каждый хороший мальчик поступает деликатно), помогающую запомнить тональности, а также сочетание "FACE" (лицо), в котором закодированы музыкальные интервалы. Некоторые из нас учились правильно писать слова arithmetic (арифметика) и geography (география), заучивая соответственно фразы "Л Rat In Tom's House Might Eat Tom's Ice Cream" ("Крыса в доме у Тома может съесть его мороженое") и "George Elliot's Old Grandfather Rode A Pig Home Yesterday" ("Старый дедушка Джорджа Элиота вчера дома оседлал свинью"; Имена девяти муз можно выучить при помощи фразы "See, see, my Puttee" ("Смотри, смотри, моя Патти"), в которой заключен код CCMPUTTEE, расшифровываемый как Calliope (Каллиопа), Clio (Клио), Melpomene (Мельпомена), Polyhymnia (Полигимния), Urania (Урания), Thalia (Талия), Terpsichore (Терпсихора), Erato (Эрато) и Euterpe (Эвтерпа). Аббревиатура ROY G BIV (звучит как имя человека: Рой Джи Бив) составлена из первых букв названий основных цветов спектра: red (красный), orange (оранжевый), z/eliow (желтый), green (зеленый), Mue (голубой), mdigo (синий) и uiolet (фиолетовый).
В этих примерах мнемонические приемы основаны на использовании первых буквы ПВ-слов. Очевидно, первая буква несет наибольшее количество информации о каждой букве слова, из чего можно предположить, что слова в ДВП кодируются по начальным буквам, подобно указателю в словаре. Второй по важности, видимо, является последняя буква слова (но это правило часто нарушается в случае изменяемых окончаний — такие буквы несут мало информации). Это явление хорошо знакомо любителям кроссвордов. Если первую букву подсказывает мнемонический прием, то она вообще есть самый заметный из возможных буквенных признаков.
Эти выводы подтверждаются несколькими экспериментами. В ряде исследований по воссозданию слова — реконструкции слова по частичным признакам, Горовиц и его коллеги (Horowitz, White, Atwood, 1968; Horowitz, Chilian, and Dunnigan, 1969; Horowitz and Prytulak, 1969) показали, что воспроизведение зрительно подсказанных слов значительно улучшается, если подсказка содержит начальную часть слова, а не его середину или конец. Например, если требуется вспомнить слово "recognize" (узнавать), то подсказка гее______будет более эффективна, чем подсказки
___ogn___или______ize, но последний вариант лучше, чем средний.
Влияние признакового потенциала начальных букв продемонстрировали также Солсо и БирсдорфХ$о150 and Biersdorff, 1975). Они просили испытуемых воспроизвести список слов. Если испытуемый не мог воспроизвести то или иное слово, ему предъявляли в качестве подсказки либо его первую букву, либо что-либо ассоциирующееся с этим словом в обычном опыте, либо слово, рифмующееся с ним. Если испытуемый все еще не мог вспомнить слово, ему предъявлялась сдвоенная подсказка, например, первая буква плюс ассоциация. И рифма, и буква, и ассоциация помогали испытуемому вспомнить слово, но для настоящего обсуждения важно то, что в тех случаях, когда подсказки улучшали показатели воспроизведения, лучшим видом подсказки было предъявление первой буквы.
Мнемоника и память
Очевидно, и результаты исследований мнемоники, и результаты экспериментов по воссозданию подтверждают, что начальная буква слова — весьма эффективный признак воспроизведения. Однако причина этого явления остается неясной. Возможно, начальная буква используется как код хранения слов в ДВП. Возможно и то, что начальный фрагмент или первая буква обладают такими свойствами, которых нет у других частей слова. Кроме того, начало слова одновременно является началом морфемы и началом слога, а в случае, когда буква или фрагмент взяты из середины или конца слова, это не всегда так. Этого же мнения придерживается Долинский (Dolinsky, 1973), который приводит в качестве примера слово INFLUENCE (влияние); в нем начальная часть INF может быть и морфемой, и слогом, а части LUE и NCE слогами не являются.
Возможное объяснение признаковых свойств начальных букв (в контексте информационного подхода) предложили также Garner (1958, 1962), Garner и Carson (1960) и Miller и Friedman (1957). Они считают, что более высокая эффективность некоторых букв как признаков для воспроизведения слова объясняется их большей информационной нагрузкой по сравнению с другими буквами. Информационную нагрузку буквы можно оценить по количеству вызываемых ею реакций: чем больше информации несет буква, тем меньше вариантов реакции. Кроме того, смежные буквы слова более тесно связаны (в терминах частоты их совместного появления в языке), чем отстоящие буквы: если мы возьмем букву Т, то вероятность, что за ней следует буква А, больше, чем вероятность, что за ней следуют буквы X или D, хотя и X, и D могут быть частями того же слова (например, в слове "taxidermist" (таксидермист)). Эффективность начальных букв как признаков воспроизведения может объясняться тем, что обычно за ними может следовать только несколько букв, что расширяет их информационную нагрузку.
Наконец, эффективность признаковых свойств начальных букв может объясняться также тем, что слова хранятся по фонематическому принципу и что начальная буква является очень заметным фонематическим признаком. Кроме того, разумно предположить, что признаковый потенциал начальных букв объясняется не какой-либо одно конкретной функцией, а сочетанием факторов.
Способности к мнемонике
Организация
Важность организации памяти трудно переоценить. Сущность мнемонических систем в том, что они помогают организовать информацию. Организация информации в памяти немного напоминает укладку инвентаря в турпоходе: чтобы уложить его упорядоченно, требуется время и усилия, но когда это сделано, извлечь необходимое гораздо легче, чем когда инвентарь просто свалили в кучу. Мнемонические приемы обеспечивают нас методами систематизации информации, поступающей на хранение.
Принято говорить, что есть два типа организации: один связан с КВП, а другой — с ДВП. Обсуждая ранее кодирование в КВП, мы узнали, что его возможности могут значительно расширяться через укрупнение поступающей информации (см. Bower and Springston, 1970). Функциональный объем КВП также связан с типом используемой организующей схемы. Как отмечалось выше, кодирование информации по категориям облег-
Мнемонака u образы 262
чает воспроизведение. Организация информации действительно помогает воспроизведению, но причина этого все еще остается предметом спора. Одно из объяснений состоит в том, что когда информация хранится в виде логической структуры (и такая логическая структура может быть очень индивидуальна), то при поиске данной информации воспроизводится только эта логическая структура, которая и ведет к нужной информации. Если хранение информации организовано плохо или нелогично, то для ее воспроизведения может потребоваться продолжительный поиск. С позиций когнитивного хранения и обработки такой поиск является неэкономичным.
Многие мнемонические системы основаны на принципе опосредования, Опосредовано^которым в традиционной психологии понимают процесс, происходя- ние щий между стимулом и реакцией. Принципы опосредования и отбора стимулов при заучивании парных ассоциаций можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, испытуемому предлагают заучить следующие ассоциативные пары, где элементы слева считаются стимулом, а элементы справа — реакцией:
TIX 9
FAL 5
MON 1
РОВ 3
LIJ 7
Испытуемый может обратить внимание на характеристики стимула, выбрать признак или преобразовать стимул и затем использовать выбранный признак или преобразованный стимул в качестве связи между стимулом и реакцией. Например:
TIX
Выбрать IX (римская цифра)
\
Выбрать F (five= пять) FAI/ Ч
Преобразовать в "Monday (понедельник)" (1-й день недели)
MON/ X
Выбрать В (лбхоже на 3) РОВ /
Выбрать L (повернуть на 180°)
ш/
Многие из рассмотренных выше мнемонических приемов (например, для заучивания имен или иностранных слов) опирались на отбор стимулов и
Мнемоника и память 263
опосредование. Однако, опосредование как и большинство мнемонических систем требует практики, чтобы им пользоваться.
Во многих рассмотренных нами мнемонических приемах использовались образы. Не вызывает сомнений, что способность к "мысленному представлению вещей" оказывает значительное влияние на хранение информации и на живость ее воспроизведения. Более подробно мы обсудим образы в следующей главе. А сейчас рассмотрим "историю болезни" некоторых людей, обладавших выдающейся памятью.
Выдающиеся мнемонисты
Людей с необычной или выдающейся памятью можно разделить на "профессиональных мнемонистов", сознательно использующих мнемонические приемы, и "спонтанных мнемонистов", чьи способности развились более или менее естественным путем без сознательных усилий и без использования "приемов" или "трюков".
Существует множество анектодических историй о людях с феноменальной памятью, которые очень трудно подтвердить. Однако, есть и несколько случаев, о которых многое известно, а также несколько таких, которые интенсивно изучаются. Некоторые из них мы приведем здесь.
Грегор фонОбучение мнемоническим приемам и их использование стало популярным Фейнегль в Европе в 17 веке, а к началу 19 века профессиональные мнемонисты
уже демонстрировали свой талант в многолюдных аудиториях. Среди использовавшихся тогда приемов были метод размещения и метод образов (см. Middleman, 1887; Paivio, 1971a).
Среди наиболее известных мнемонистов того времени был Грегор фон Фейнегль, рассказ о системе которого опубликовали его ученики в 1813 году.7 Его система сочетала в себе метод размещения, образы и видоизмененный метод слов-вешалок. Пэвио описывает эту систему в общих чертах:
"Система мест или расположений состояла в воображаемом делении комнат на иерархически упорядоченный набор запоминаемых, мест. Пол и четыре стены определяли общие положения, каждое из которых делилось далее на матрицу из 9 ячеек, пронумерованных следующим образом:
7Эту систему повсеместно приписывают фон Фейнеглю, но на самом деле она является модификацией той, что разработал Генри Хердсон из Кембриджского университета. Подробности см. в: Hunter. Memory (1964).
Мнемоника и образы 264
Ячейки назывались соответственно: первое место, второе место и т.д. Кроме того, была пронумерована каждая стена, а десятый квадрат располагался на потолке над каждой стеной с целью обеспечить систематическую десятичную прогрессию от одной стены к другой; в результате получался упорядоченный набор из 50 мест на комнату. Расклад первых, двух комнат показан на {Рис.8.4}. Чтобы представить себе зрительно эту систему, вообразите, что вы стоите на полу."
Фейнегль предположил, что после того как схема расположения чисел зафиксирована в памяти, каждый квадрат нужно ассоциировать с каким-либо рисунком, как показано на Рис.8.5. Здесь Номер 1 представлен Башней Бабеля; 2 — лебедем; 6 — рогом изобилия, каждое из изображений имеет сильное физическое сходство с соответствующим числом. Будучи зафиксированы в памяти, эти изображения и положения составляют основу для устойчивого расмещения новой ПЗ-информации. Окончательный код Фейнегль ввел с целью облегчить воспроизведение чисел (его основные компоненты описаны на с. 257-258).
Эта сложная мнемоническая система искусно применялась Фейнегл-ем для запоминания огромного количества различной фактической информации — такой как хронологические события, история (для каждого века надо было отводить отдельную комнату), география и язык. Пэвио описывает, как запомнить Вильяма Завоевателя:
"...первому в династии королей Англии было присвоено слово "ива". Для этого нужно было вообразить ивовое дерево на Башне Бабеля (символ первой позиции памяти), обозначающей Вильяма I. То, что он был победителем, символизируют лавры, подвешенные на иву. Дата покорения закодирована словом "мертвый" (оно символизируется мертвым лавром) и согласными буквами а, где d обозначает 66, а 1000 само собой разумеется. Это относительно простой пример, но по мере применения этой системы к более сложной информации, она сама становится все более сложной. Тем не менее, те же самые принципы использовались при ее расширении, когда абстрактная цифровая и вербальная информация соединялась с конкретными пространственными и символьными образами, образуя то, что можно считать систематическим использованием цепочек символических преобразовании" (Paivio, 1971b).
Некоторые мнемонисты пытались улучшить эту систему, но их усилиями ничего принципиально нового не создано.
Наиболее яркий пример выдающейся памяти (который также является "S." (С.Д.Ше-одним из наиболее хорошо документированных) —- это случай "S." (С.В.Ше- решевский)решевского), чьи способности изучал выдающийся русский психолог А.Р. Лурия (1960, 1968). Это полуклиническое исследование началось в середине 20-х годов, когда S. работал газетным репортером. Он несколько раз менял работу, пока наконец не стал профессиональным мнемонистом.
Мнемоника и память 265
Рис. 8.4.Расположение ячеек для памяти в первой комнате. Взято из: Paivio( 1971).
ед?;^у: -
Ч ;,
S. мог безошибочно воспроизвести список слов, который расширялся до 30, 50 и 70, с тем же безупречным результатом. Как пишет Лурия, "чтобы запечатлеть в памяти таблицу, состоящую из 20 чисел, S. требовалось от 35 до 40 секунд,... таблица из 50 чисел требовала несколько больше времени... от 2.5 до 3 минут" (Лурия, 1968, с.21).
Типичный эксперимент Лурии описан ниже.
"{S.} потратил 3 мин. на изучение таблицы, которую я нарисовал на листе бумаги (Табл.1), попеременно останавливаясь, чтобы перечитать то, что он представлял себе в уме.
Таблица 1
Мнемоника и образы 266
?>'&%'&$-> ^4^fe^5^s^y?%À
Рис. 8.5.Изображения для различных положений, предложенные Фейнеглем для матрицы, показанной на Рис.8.4. Взято из: Paivio(1971).
3 2 l 2 5 x
4 7 9 9 5 О
5 l
6 8 2 6
Ч 7 2х О
l x
Ему потребовалось 40сек, чтобы воспроизвести эту таблицу (т.е. вызвать из памяти все числа в правильной последователности). Он делал это в ритмичном темпе, едва останавливаясь между числами... За 35сек он прочитал числа, образующие диагонали (группы из четырех чисел, идущие зигзагом через таблицу), и за 50сек пробежался по числам, образующим горизонтальные ряды. Всего ем