СВЕТ НУЖДА приятный СИНИЙ хватать ДИТЯ виски ВОДА капуста КРУГЛЫЙ паук ПТИЦА клей СТУЛ
небо *о1лАко ум^ЧЛоТл/кДдПл, ~ "~
младенец pbot>iQic MOv&o
квадратный и^Ш£& у^ШУА^Л^ u|^__
Рис. 6.18.Схема и типичные результаты эксперимента, демонстрирующего неудачное опознана воспроизводимых слов. Испытуемый написал здесь восемь слов-целей, два из которых верно, ч составляет 25%-ное узнавание. На Этапе_4 испытуемый воспроизвел пять из восьми слов, ч составляет 62.5%-ное узнавание,— это типичный результат. Адаптировано из: Tulving (1974).
фективен только если он был закодирован во время заучивания материала. Этот смелый вывод расходится с исследованием, в котором было показано, что узнавание по памяти (узнавание заученного элемента,— например, при выборе одного ответа из нескольких предложенных в тесте или при опознании лица друга) в определенных обстоятельствах оказывается лучше, чем воспроизводение по памяти (воспроизведение заученного элемента,— например, при ответе на вопрос: "Где находится Букингемский дворец?"). Мы вполне сможем сами оценить этот момент, если попытаемся подумать о... "Как же его имя? Вы знаете... вот оно вертится на кончике языка. Ага! Тульвинг. Да, это он." ...или попытаемся вспомнить, скажем, имена знаменитых людей, чьи инициалы "С.С." (Ответ см. в конце главы на с. 212). Один из аргументов в пользу превосходства узнавания по памяти — тот факт что воспроизведение включает в себя опознание. Если вы блуждаете по ДВП в поисках некоторого факта, скажем чьего-то имени, вы должны не только отыскать его, но и опознать после того как
нашли.
Хорошо обоснованному и эмпирически подкрепленному утверждению о том, что узнавание превосходит воспроизводение, был брошен вызов остроумным экспериментом Тульвинга и Томпсона (Tulving and Thompson, 1973), представленном на Рис.6.18. Он состоял из четырех этапов.
Сначала (этап 1) испытуемые изучали список словесных пар (слово-признак и слово-цель, например: голова-свет, ванна-ж/экда, приятный-синий), чтобы запомнить второе слово пары (слово-цель). Затем (этап 2) им показывали список случайно расположенных слов, имевших близкие ассоциации с отдельными словами-целями (например: темный, хочу, небо), и просили записать свои свободные ассоциации (числом до четырех) на каждое из них. Как и следовало ожидать, испытуемые при свободном ассоциировании часто (примерно в 70% случаев) воспроизводили первоначальные слова-цели. На этапе 3, где слово-признак не присутствовало, испытуе-
Память: структуры и проце
мых просили обвести каждое слово из воспроизведенного ими списка, в котором они узнают слово-цель из первоначального списка; испытуемые в среднем узнавали 24% таких слов. На этапе 4, финальной стадии эксперимента, испытуемых просили воспроизвести слова-цели при наличии слова-признака; в этом случае ими было правильно воспроизведено 63% слов-целей. Воспроизведение победило опознание! Из всех изученных нами теорий забывания, основанных на затухании, интерференции и зависимости от признаков, последняя — теория ситуативного забывания — легко может объяснить представленные результаты. Неудача опознания и замечательный успех воспроизведения отражают отсутствие подходящей информации для процесса воспроизведения. Роль забывания невелика,— ведущая роль принадлежит трудностям восстановления информации, но эти трудности объясняются неадекватностью признаков воспроизведения. Только признаки, присутствовавшие при первоначальном заучивании или специфические для кодирования, эффективно работают на воспроизведение. Таким образом, ситуативное забывание основывается на принципе специфического кодирования.
Вопреки явному превосходству воспроизведения над опознанием, наблюдаемому в экспериментах Тульвинга, существуют неоспоримые доводы против идеи ситуативного забывания и сопутствующей ей теории специфического кодирования. Сайта и Ломверс (Santa and Lamwers, 1974, 1976), используя те же самые слова-цели, что и Томпсон и Тульвинг (1970), и в основном аналогичную процедуру, обнаружили слабые и сильные слова-признаки для каждого слова, подлежащего запоминанию. Испытуемые разглядывали карточку, содержащую слова-цели, набранные заглавными буквами, и слова-признаки, которые, как объясняли испытуемым, помогут им запомнить слова-цели. После того, как они просматривали список из 24 слов, их просили воспроизвести слова-цели, предлагая в помощь слабые признаки. Процедура повторялась четыре раза, каждый раз с различными словами-признаками и словами-целями. В последний раз испытуемых разделили на 3 группы: (1)тех, кого попросили воспроизводить без слов-признаков; (2)тех, кого попросили воспроизводить по сильным словам-признакам, никогда не входившим в эксперимент (например, "белый" с черный, "мясо" с бифштекс, "глупый" с тупой или "лед" с холодный}; и (З)тех, кого попросили воспроизводить по сильным словам-признакам и дали инструкцию, что предлагаемые им слова-признаки ранее не предъявлялись, но сильно ассоциируются со словами-целями. Результатом были показатели воспроизведения 5.4 и 5.33 для первой и второй групп и 10.07 для третьей группы,— т.е. они указывали на просто выдающиеся показатели воспроизведения в группе, получившей сильные признаки плюс инструкцию. Авторы утверждают, что эти сильные признаки, хотя и не были закодированы во время изучения списка слов, прекрасно справляются с функцией признаков воспроизведения. Кардинальное правило принципа специфического кодирования, как мы помним, состоит в том, что признаки воспроизведения облегчают воспроизведение только если их связь со словами, подлежащими запоминанию, была установлена во время заучивания.
/. Объем кратковременной памяти ограничен примерно семью элементами, но плотность или количество информации, приходящееся на каждый элемент, может возрастать при укрупнении единиц информации.
2. Процедуры укрупнения в кратковременной памяти требуют доступа к информации в долговременной памяти.
3. В кодировании информации, поступающей в кратковременную память, участвуют как минимум зрительные, акустические и семантические коды. Экспериментальные данные показывают, что зрительное кодирование происходит раньше акустического и семантического.
4. Быстрое воспроизведение из кратковременной памяти осуществляется посредством исчерпывающего, а не самопрекращающегося процесса.
5. Кодирование в долговременной памяти преимущественно многомерное; оно включает семантические коды, а также коды, основанные на всех сенсорных модальностях. В литературе делается акцент на семантическом кодировании.
6. Объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограничены.
7. Забывание — это неспособность воспроизвести ранее полученную информацию. Принципиально забывание объясняется затуханием, интерференцией и отсутствием соответствующих признаков.
8. Идея затухания следов памяти предполагает, что забывание происходит вследствие неиспользования ранее выученной информации.
9. Теория интерференции считает забывание результатом воздействия процессов, происходящих между ранее заученным и позже воспроизведенным материалом. Две парадигмы, наиболее часто используемые при изучении интерференции,— это ретроактивное торможение (новый выученный материал интерферирует со старым, снижая воспроизводимость старого) и проактивное торможение (старый материал интерферирует с новым выученным, снижая воспроизводимость нового).
10.Теория ситуативного забывания предполагает, что невозможность воспроизвести информацию не обязательно означает, что воспоминания потеряны, но что они могут быть недоступны вследствие несоответствия между признаками во время кодирования и признаками во время воспроизведения.
Память: структуры и процесс
Ключевые слова
методика Брауна-Петерсона забывание
укрупнение единиц информации интерференция
ситуативное забывание проактавное торможение
теория затухания ретроактивное торможение
принцип специфического ко- парадигма Стернберга
дарования
яркое воспоминание
Рекомендуемая литература
Наиболее интересные книги, в которых живо обсуждается КВП:
Klatzky. Human Memory;
Baddeley. The Psychology of Memory;
Lindsay and Norman. Human Information Processing;
Norman. Memory and Attention (1-е u 2-е издание) ;
Rumelhart. Human Information Processing.
Для более глубокого изучения:
Tulving. Organization of Memory — глава "Episodic and Semantic
Memory";
Melton and Martin, eds. Coding Processes in Human Memory;
Kennedy and Wilkes, eds. Studies in Long Term Memory.
Также весьма рекомендую:
Neisser. Memory Observed Tulving. Elements of Episodic Memory.
Очень хорошее изложение исследований памяти с позиций информационного подхода: Klatzky. Memory an Awareness.
И вылепил из земли Господь Бог каждого зверя в поле и каждую птицу , небе и принес их Адаму, увидеть как назовет он их; и как назвал АдаМ каждую живую тварь, так и стало это с тех пор именем ее. — Бытие, 2:19
Некоторые известные личности, чьи инициалы *СС* (для с. 209): Calvin Coolidge, Charlie Chaplin, Charlie Chan, Carol Channing, Coco Channel, Christopher Columbus, Carlos Castaneda, Christopher Cross, Charles Carrol, Carol Cole, Countee Cullen, Cyril Connoly...
Семантическая
организация
памяти
Д Д ножество совершенных инструментов было изобретено человеком L » \£ самых разных областях, чтобы пролить свет на неизвестное: аэростат, рентгеновские лучи, радиотелескоп и т.д. С некоторыми из инструментов когнитивной психологии мы уже встречались: это тахистоскоп, электронно-лучевая трубка, компьютеры, акустическая техника, приборы для измерения времени реакции; но более всего работы выпадает на долю лексических инструментов — слов, бессмысленных слогов и частей слова. От Эббингауза до самых современных научных работ слова пользуются у когнитивных психологов огромной популярностью: слова по отдельности, слова вместе, части слов, слова, предъявляемые зрительно, необычные слова, обычные, слова в предложениях, слова употребляемые совместно, различные слова.
Откуда такое увлечение словами? Одна из причин — в том, что "вербальное развитие" у человеческих существ намного превышает таковое у других видов, и следовательно, этот признак служит филогенетической демаркационной линией. Другое соображение, более важное для когнитивной психологии, заключается в том, что семантическая структура позволяет нам идентифицировать то, что хранится в нашем разуме, и определить, как связаны между собой хранящиеся там понятия. Правда, слова сами по себе для когнитивного психолога являются столь же интересным объектом изучения, как и всплески на экране осциллографа: их жизненность заключена не в их внутренней ценности, а в тех отражаемых ими понятиях и отношениях, которые оживляют имеющиеся факты и системы знаний, придавая им значение. Эта глава посвящена значениям слов (семантике) и тому, как эти значения организованы во внутренней репрезентации (т.е. семантической организации). Изучая представление слов в памяти, мы познакомимся с тремя источниками и тремя составными частями хранящейся в памяти информации: содержанием, структурой и процессами.
Несмотря на давнюю традицию изучать именно вербальные процессы человеческого разума и полученные здесь результаты, это направление никак не является единственным: исследования невербальной памяти (см., например: Shepard, 1975; Kosslyn, 1973, 1977) также расширили наши знания о мысленных структурах, и можно предвидеть, что со временем будут разработаны еще более сложные методы. Тверски и Хатчинсон (Tversky and Hutchinson, 1986) предложили так называемый "анализ соседства", являющийся новым методом изучения семантически связанной информации и опознания семантических данных, а также многих перцептивных стимулов, таких как цвета, звуки и вкусовые ощущения. Но этот вид анализа слишком сложен, чтобы можно было здесь адекватно изложить его, поэтому я предлагаю всем интересующимся обратиться к первоисточнику.