Методика проведения социометрического опроса

Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и при­нять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии.Его основу составляет социометрический опрос.

1. Социометрический опрос— одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами кол­лектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.

2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микро­групп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совмести­мость и уровень группового единства коллектива.

3. Условия и требования к проведению опроса:

♦ проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;

♦ оптимальное количество членов группы — 10-15 человек;

♦ все члены коллектива должны иметь возможность непосредствен­ного активного общения;

♦ содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

4. Процедура опроса.

♦ Подготовительный этап:

- определение проблемы, выбор объекта;

- формулирование социометрических критериев;

- - разработка бланка социометрического опроса.

♦ Основной этап:

■ установление психологического контакта и инструктаж опра­шиваемых о порядке работы;

- проведение социометрического опроса;

■ построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов.

♦ Завершающий этап:

■Ф- анализ результатов опроса;

♦ формулирование выводов;

-- разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимо­отношений в коллективе.

5. Социометрический критерий (СК).

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких чле­нов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о же­лании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в опреде­ленной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бы­товой).

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товари­щей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в обшем списке. Анонимность ре­зультатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):___________________

Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в осо­бых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы в ее состав

методика проведения социометрического опроса - student2.ru а кого не включили бы:

С кем из товаришеи Вы хотели бы пойти на дискотеку:

методика проведения социометрического опроса - student2.ru а с кем не хотели бы:

методика проведения социометрического опроса - student2.ru 6. Социометрическая матрица.По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу чле­нов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а ввертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выбо методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru ры обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрица­тельный «-».

а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положе­ние, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию

методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru №п/п Кто вы­бирает Кого выбирают Потребность в обшении
ФИО К К„ Ист
А * - + +     +   0,14
Б + *     +   - -
В + -   + +   + + 0,57
Г   - - * +   +   -0,1
Д +       *   -  
Е +   +     » + + 0,57
Ж + + -     + * -
+ -   - + -   * -0,1
Социо­метриче­ский ста­тус к;      
к;      
Ист 0,9 -0,4 0,1 0,4 -0,3 0,3      

7. Социограмма — схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы ипредставляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межлич­ностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наибо­лее авторитетный член группы, получающий максимальное количе­ство позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, по­лучивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рис. 1П2 представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж.

8. Социометрические индексы (СИ)позволяют представить ре­зультаты опроса в количественной форме. Различают персональные
и групповые СИ. К персональным относят следующие.

Ксерокс

методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических ин­дексов можно сделать следующие выводы.

1.Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В иЕ, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих
респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (для этого использовать наблюдение, опрос, беседу, анализ документов и другие методы)

3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоот­ношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товарищей ни одного положительного выбора при четырех отрицательных.

4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показы­вает: если в процессе ндивидуально-воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым
повысить индекс психологической сплоченности псг).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОПРОСА1

I. Требования к курсовым работам по педагогике

Выполнение и оформление курсовых работ — один из важных и пер­спективных видов исследовательской деятельности в системе сред­них и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагоги­ческие и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. Студент, выполняя курсовую ра­боту, должен показать степень овладения основными умениями вес­ти исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педаго­гам необходимо:

♦ научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т. д.;

♦ изучить определенный минимум литературы по теме и зафиксировать нужную информацию;

♦ грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

♦ собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если
это определено темой);

♦ выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать,
систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Выбор темы исследования.Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов.

Конкретная тематика курсовых работ должна:

♦ соответствовать задачам подготовки специалистов;

♦ учитывать направления и проблематику современных научно-пе­дагогических исследований; приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследу­ют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

♦ учитывать разнообразие интересов студентов в области психоло­го-педагогической теории и практики;

♦ затрагивать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.

2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруд­нений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в вузе имели опыт педагогической деятельности или те, кто совмещает учебу и работу.

3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Само­стоятельному выбору темы исследования способствуют:

♦ просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указыва­ются нерешенные проблемы);

♦ выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных иссле­дований, с использованием новых, более совершенных методов;

проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями

Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к конкретной специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Ма­тематика в школе», «Иностранные языки в школе» и др.

Тематические указатели статей, опубликованных в течение года, печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознако­миться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.

♦ Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях,
центрах) уже работал и работает по теме исследования?

♦ Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

♦ В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библио­графических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, мик­рофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т. д. Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннота­ции, тезисы, конспекты и т. д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они могут быть пред­ставлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется по­лученное студентом знание об уже известных в науке фактах, зако­номерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные по­нятия по теме исследования, чтобы использование их было одно­значным. Это означает, что то или иное понятие в педагогике, кото­рое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в широком и узком смыслах), должно во всем тексте дан­ной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определен­ное автором значение. Чтобы определить понятие, необходимо най­ти его толкование в разных источниках:

♦ энциклопедиях: общих (БСЭ, МСЭ и др.) и специальных (напри­мер, педагогическом, психологическом, философском и др.);

♦ толковых словарях: общих (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специ­альных (например, педагогическом, психологическом, социологи­ческом);

♦ оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных кар­точках и осмысливаются с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме исследования целесообразно ис­пользовать не менее 20 источников.

Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Да­ется подробная характеристика испытуемых, указывается их возраст и количество; описывается материал, использованный в опытной ра­боте, образцы которого (если он представляет собой изображение предметов) даются в тексте или приложении. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необхо­димо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая дава­лась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатыва­лись полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть пред­ставлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи —- краткие, понятные, под рисун­ками поместить пояснения, расшифровку сокращений и т. д. Все ил­люстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение ре­зультатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы:

♦ Почему так получилось?

♦ В чем причины?

♦ Как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и прак­тические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой результаты представлены в тексте. Это обеспечивает строй­ность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была ранее сформулирована).

Объем текста курсовой работыдолжен быть не менее 25-30 ма­шинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к ру­кописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке — 60 знаков (включая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать слева — 3 см, справа — 1 см, сверху — 2,5 см, снизу — 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяют­ся от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и пе­чатаются строчными буквами.

Работа должна быть написана логически последовательно, лите­ратурным языком. Не следует использовать как излишне простран­ных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двой­ное толкование и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственно­го числа: «я наблюдал», <<я считаю», «по моему мнению» и т. п. Кор­ректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множе­ственного числа, в которых исключается местоимение «мы», но при этом употребляются слова «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать такие выражения, как «на наш взгляд», «по на­шему мнению», однако предпочтительнее писать: «по мнению авто­ра» (курсовой работы) или выражать ту лее мысль в безличной фор­ме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что...», «прове­денные исследования подтвердили, что ...» ит. п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изло­жения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистиче­ская грамотность в соответствии с нормами современного русского

языка.

5. В заключенииподводятся итоги работы, формулируются ос­новные выводы, к которым пришел автор; указываются их практиче­ская значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требова­ние к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не сле­дует повторять содержание введения работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

♦ Зачем было предпринято исследование?

♦ Что сделано?

♦ К каким выводам пришел автор?

6. Список использованной литературысоставляется в алфавит­ном порядке по фамилиям авторов или названиям произведений (при отсутствии фамилии автора).

В список включаются все использованные автором работы и ли­тературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.)- Даже если в тексте давалась ссылка на источник или цитаты не приводились, но автор пользовался какой-либо литературой, все это следует вклю­чить в список.

В списке применяется общая нумерация литературных источ­ников.

При оформлении исходных данных источника указываются фа­милия и инициалы автора, название работы, место и год издания, об­щее количество страниц. Например:

Карпова Е. В, Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994. — 116 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следу­ющим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журав­лева. - М., 1988. - 239 с. Образец оформления статьи:

Пидиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотех­нологического общества // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 97-103. Если журнал не является центральным изданием, то указывается место издания. Например:

Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологаческие про­блемы развития//Гуманизация образования. — Бийск, 2001. —№ 1. — С. 41-54.

При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. На­пример:

Петражицкий Л. И. Техника научного самообразования // Татьянин день. - 2001. - №3(23). - Авг. - С. 8-10.

3. Приложения.Обычно оформляются на отдельных листах, при­чем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и над­пись в правом верхнем углу: «Приложение». Если приложений не­сколько, то указывается его порядковый номер: «Приложение 1>>, «Приложение 2» и т. Д

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятель­но), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического мате­риала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, прото­колы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотогра­фии и т. д.

Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры, работники школ, внешкольных учреждений и различного рода центров, имеющие педагогический стаж, опыт работы или зани­мающиеся научным исследованием.

Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере вы­полнения ее отдельных частей или работы в целом.

Руководитель курсовой работы:

♦ помогает студенту определить круг вопросов по изучению из­ бранной темы и методы исследования, наметить план подготовки
и план оформления курсовой работы;

♦ консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не
менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство ка­федры;

♦ проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы вы­ступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает: состояние про­блемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она про­водилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глу­бину изучения специальной литературы; объективность методов ис­следования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифферен­цированная оценка.

Курсовая работа возвращается студенту для продолжения иссле­дования, которое может стать основой для будущей дипломной рабо­ты. Лучшие работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов

Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студент имеет право либо выбрать тему рабо­ты, либо предложить свою с обоснованием целесообразности ее раз­работки. При подготовке выпускной квалификационной работы сту­денту назначаются научный руководитель и консультанты.

Приходится констатировать, что учебные планы отдельных вузов не выделяют специального времени на подготовку и оформление ди­пломных работ, поэтому значительная часть работы выполняется за счет личного времени студентов. Приходится изыскивать необходи­мое для выполнения дипломных работ время разными способами. В этом помогают:

♦ преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса;

♦ координация действий и заданий по выполнению студентами курсовых работ по смежным дисциплинам: педагогика, психоло­гия, методика частных дисциплин;

♦ использование всех видов педагогической практики и т. д.

Работа студента над темой дипломной работы связана с углуб­ленным изучением теории, приведением в систему ранее приобре­тенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, с формированием и развитием навыков са­мостоятельной исследовательской деятельности, повышением эру­диции.

Как правило, тема дипломной работы утверждается и закрепляет­ся за студентом перед направлением его на последнюю педагогиче­скую практику. Одновременно ему выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заве­дующим кафедрой, с указанием срока окончания работы. В задании указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует по­казать, что уже сделано, каковы исходные данные.

Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется, где она будет осуществляться, а также кто будет консультировать дипломника

Выполнение задания конкретизируется календарным планом рабо­ты студента. Это дает возможность организовывать работу студента, осуществлять систематический контроль и по мере необходимости оказывать помощь.

Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознаком­ление с другими источниками, опытом работы, на организацию и про­ведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку по­лученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подго­товку ее к защите.

По содержанию между курсовой и дипломными работами, как правило, должна существовать органическая связь: дипломная рабо­та становится творческим продолжением курсовой, поскольку про­блема исследования углубляется и детализируется. Однако нельзя чисто механически, без изменений, включать текст курсовой работы в дипломную, основные выводы курсовой работы могут служить ис­ходным материалом для творческой разработки проблематики ди­пломной работы.

План действий по выполнению дипломной работы можно пред­ставить следующим образом.

1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного ана­лиза. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Подготовка раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Подготовка раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором могут быть представлены: а) история исследуемой про­блемы (идеи, вопроса); б) общепедагогические и другие научные
положения, характеризующие объект исследования; в) дидактические положения; г) методические положения; д) психологиче­ские положения.

10. Подготовка раздела: «Выводы по результатам анализа литерату­ры по теме исследования».

11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

13. Подготовка констатирующего эксперимента (планирование, раз­работка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов
учебных занятий, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т. д.).

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; их интерпретация; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Подготовка раздела: «Результаты констатирующего эксперимента».

17. Подготовка формирующего эксперимента (планирование, разра­ботка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации его результатов и т. д.).

18. Проведение и анализ формирующего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграм­мах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций
(если позволяет материал) по данным формирующего экспери­мента.

20. Подготовка раздела «Опытно-экспериментальная работа», в ко­тором отражаются подготовка к формирующему эксперименту,
условия, в которых он проводился, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).

22. Компоновка подготовленных разделов в главы.

23. Подготовка и написание выводов к главам.

24. Написание заключения.

Составление списка литературы

26. методика проведения социометрического опроса - student2.ru Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

В целом дипломная работа рассматривается как логическое про­должение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблю­дений и опытов. Таким образом, она отражает более высокий теоре­тический и практический уровень. Вместе с тем дипломная работа — результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента (если он предусмотрен), или дополнительного, более углубленного изучения и осмысления литературных источников

Сходство и различия курсовых и дипломных работ

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является орга­низация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения кур­совой работы студент может ограничиться констатирующим экспе­риментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), на­блюдение и др.

В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатиру­ющим экспериментом. Чаще всего используется формирующий экс­перимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изуча­ются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследователь­ской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменно­сти и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1.Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследо­вания.

4. Осуществление эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов

Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов

Структура дипломной работы, соотношение объема работ по разде­лам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от те­мы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объ­ем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстра­тивный материал, должен составлять 40-60 страниц. В структуру вы­пускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от обще­го объема в зависимости от целевой направленности и глубины про­работки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиогра­фия.

1. Во введении обосновывается актуальность темы в социальном и педагогическом планах, ставится проблема, определяются объект,
предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования; дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются: методы, использованные при проведении исследования, литературные источники и исходная информация. В окончательном виде введение пишется после выполнения всей работы.

2. В начале дипломной работыизлагаются данные теории по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авто­ров, научных школ, группируются направления исследований в рас­сматриваемой области, оценка различных методических подходов.
Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основа­нии этого выбираются методические подходы для разработки кон­статирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор перешел от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от ана­лиза единичных фактов к их теоретическому обобщению.

3 В аналитической части проводится анализ состояния развития воспитания и обучения детей в д/с, учащихся школы, пед. колледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов. С помощью методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru методика проведения социометрического опроса - student2.ru выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, ис­следуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

4. В экспериментальнуючасть включают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образова­тельной работы с детьми или учащимися, методики проведения ра­боты. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явле­ния в данном учреждении (что было и что изменилось на протяже­нии определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и.качественные результаты, какие возникали труд­ности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа личного опы­та и опыта педагогов.

5. В заключенииделают выводы по результатам проведенной ра­боты, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом до­школьных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.

Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы

1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стан­дартного листа в соответствии с правилами машинописи техниче­ской и научной документации. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содер­жать подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т. п.

2. В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисун­ков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.

3. Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, докумен­тов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную ча­сти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

4. Графический материал должен быть выполнен на стандартныхлистах в соответствии с существующим ГОСТ.

5. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом
ее раскрытия; работа завершается списком использованной литера­туры.

6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать следующие требования:

♦ структура работы обозначается четко: в соответствии с планом выделяются ее основные разделы, дается глубокое и полное осве­щение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения;

♦ библиографический список использованной литературы располагается до приложения;

♦ ссылки на источники (автор, название, место и год издания, стра­ница) делаются в нижней части листа или в квадратных скобках;

♦ листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специальную папку, обложка

Наши рекомендации