Методика проведения социометрического опроса
Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии.Его основу составляет социометрический опрос.
1. Социометрический опрос— одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.
2. Возможности метода.Позволяет анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совместимость и уровень группового единства коллектива.
3. Условия и требования к проведению опроса:
♦ проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев;
♦ оптимальное количество членов группы — 10-15 человек;
♦ все члены коллектива должны иметь возможность непосредственного активного общения;
♦ содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.
4. Процедура опроса.
♦ Подготовительный этап:
- определение проблемы, выбор объекта;
- формулирование социометрических критериев;
- - разработка бланка социометрического опроса.
♦ Основной этап:
■ установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы;
- проведение социометрического опроса;
■ построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов.
♦ Завершающий этап:
■Ф- анализ результатов опроса;
♦ формулирование выводов;
-- разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
5. Социометрический критерий (СК).
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Уважаемый товарищ!
В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в обшем списке. Анонимность результатов опроса гарантируется.
ФИО (№ по списку группы):___________________
Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы в ее состав
а кого не включили бы:
С кем из товаришеи Вы хотели бы пойти на дискотеку:
а с кем не хотели бы:
6. Социометрическая матрица.По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а ввертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выбо ры обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрицательный «-».
а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию
№п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | Потребность в обшении | |||||||||
ФИО | К | К„ | Ист | |||||||||
А | * | - | + | + | + | 0,14 | ||||||
Б | + | * | + | - | - | |||||||
В | + | - | + | + | + | + | 0,57 | |||||
Г | - | - | * | + | + | -0,1 | ||||||
Д | + | * | - | |||||||||
Е | + | + | » | + | + | 0,57 | ||||||
Ж | + | + | - | + | * | - | ||||||
+ | - | - | + | - | * | -0,1 | ||||||
Социометрический статус | к; | |||||||||||
к; | ||||||||||||
Ист | 0,9 | -0,4 | 0,1 | 0,4 | -0,3 | 0,3 |
7. Социограмма — схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы ипредставляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.
В качестве примера на рис. 1П2 представлена социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж.
8. Социометрические индексы (СИ)позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные
и групповые СИ. К персональным относят следующие.
Ксерокс
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать следующие выводы.
1.Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В иЕ, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.
2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих
респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (для этого использовать наблюдение, опрос, беседу, анализ документов и другие методы)
3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товарищей ни одного положительного выбора при четырех отрицательных.
4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает: если в процессе ндивидуально-воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым
повысить индекс психологической сплоченности (Ипсг).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ ОПРОСА1
I. Требования к курсовым работам по педагогике
Выполнение и оформление курсовых работ — один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. Студент, выполняя курсовую работу, должен показать степень овладения основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо:
♦ научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т. д.;
♦ изучить определенный минимум литературы по теме и зафиксировать нужную информацию;
♦ грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
♦ собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если
это определено темой);
♦ выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать,
систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Выбор темы исследования.Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов.
Конкретная тематика курсовых работ должна:
♦ соответствовать задачам подготовки специалистов;
♦ учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований; приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;
♦ учитывать разнообразие интересов студентов в области психолого-педагогической теории и практики;
♦ затрагивать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами.
1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента. Если педагог ведет исследовательскую работу по определенной проблеме, он может привлечь к ее разработке и студентов, предложив им для творческого поиска перечень конкретных тем.
2. Студент работает по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности. Как правило, такие темы выбирают студенты, которые до обучения в вузе имели опыт педагогической деятельности или те, кто совмещает учебу и работу.
3. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. Самостоятельному выбору темы исследования способствуют:
♦ просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
♦ выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями
Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к конкретной специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и др.
Тематические указатели статей, опубликованных в течение года, печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.
♦ Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях,
центрах) уже работал и работает по теме исследования?
♦ Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
♦ В чем конкретно они состоят?
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т. д. Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т. д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они могут быть представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие в педагогике, которое разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в широком и узком смыслах), должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Чтобы определить понятие, необходимо найти его толкование в разных источниках:
♦ энциклопедиях: общих (БСЭ, МСЭ и др.) и специальных (например, педагогическом, психологическом, философском и др.);
♦ толковых словарях: общих (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальных (например, педагогическом, психологическом, социологическом);
♦ оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и осмысливаются с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Для написания обзора по теме исследования целесообразно использовать не менее 20 источников.
Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дается подробная характеристика испытуемых, указывается их возраст и количество; описывается материал, использованный в опытной работе, образцы которого (если он представляет собой изображение предметов) даются в тексте или приложении. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т. д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи —- краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений и т. д. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.
Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы:
♦ Почему так получилось?
♦ В чем причины?
♦ Как можно объяснить тот или иной факт?
На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой результаты представлены в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была ранее сформулирована).
Объем текста курсовой работыдолжен быть не менее 25-30 машинописных страниц. ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке — 60 знаков (включая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать слева — 3 см, справа — 1 см, сверху — 2,5 см, снизу — 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами.
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует использовать как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т. п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», <<я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», но при этом употребляются слова «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать такие выражения, как «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту лее мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что...», «проведенные исследования подтвердили, что ...» ит. п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского
языка.
5. В заключенииподводятся итоги работы, формулируются основные выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.
♦ Зачем было предпринято исследование?
♦ Что сделано?
♦ К каким выводам пришел автор?
6. Список использованной литературысоставляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям произведений (при отсутствии фамилии автора).
В список включаются все использованные автором работы и литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.)- Даже если в тексте давалась ссылка на источник или цитаты не приводились, но автор пользовался какой-либо литературой, все это следует включить в список.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:
Карпова Е. В, Введение в специальность и культура умственного труда. — Ярославль, 1994. — 116 с.
Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом:
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1988. - 239 с. Образец оформления статьи:
Пидиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 97-103. Если журнал не является центральным изданием, то указывается место издания. Например:
Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологаческие проблемы развития//Гуманизация образования. — Бийск, 2001. —№ 1. — С. 41-54.
При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:
Петражицкий Л. И. Техника научного самообразования // Татьянин день. - 2001. - №3(23). - Авг. - С. 8-10.
3. Приложения.Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и надпись в правом верхнем углу: «Приложение». Если приложений несколько, то указывается его порядковый номер: «Приложение 1>>, «Приложение 2» и т. Д
В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.
Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели кафедры, работники школ, внешкольных учреждений и различного рода центров, имеющие педагогический стаж, опыт работы или занимающиеся научным исследованием.
Студент выполняет курсовую работу самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей или работы в целом.
Руководитель курсовой работы:
♦ помогает студенту определить круг вопросов по изучению из бранной темы и методы исследования, наметить план подготовки
и план оформления курсовой работы;
♦ консультирует студента в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не
менее двух раз в семестр) и информирует об этом руководство кафедры;
♦ проверяет и рецензирует курсовую работу.
Курсовая работа подлежит публичной защите. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает: состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.
Рецензия на курсовую работу отражает: актуальность темы; глубину изучения специальной литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и выводы.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется дифференцированная оценка.
Курсовая работа возвращается студенту для продолжения исследования, которое может стать основой для будущей дипломной работы. Лучшие работы могут быть оставлены в методическом кабинете в качестве образцов для студентов
Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе по педагогике
Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студент имеет право либо выбрать тему работы, либо предложить свою с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы студенту назначаются научный руководитель и консультанты.
Приходится констатировать, что учебные планы отдельных вузов не выделяют специального времени на подготовку и оформление дипломных работ, поэтому значительная часть работы выполняется за счет личного времени студентов. Приходится изыскивать необходимое для выполнения дипломных работ время разными способами. В этом помогают:
♦ преемственность реферативных, курсовых и дипломных работ в рамках одного курса;
♦ координация действий и заданий по выполнению студентами курсовых работ по смежным дисциплинам: педагогика, психология, методика частных дисциплин;
♦ использование всех видов педагогической практики и т. д.
Работа студента над темой дипломной работы связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, с формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции.
Как правило, тема дипломной работы утверждается и закрепляется за студентом перед направлением его на последнюю педагогическую практику. Одновременно ему выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы. В задании указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую, то следует показать, что уже сделано, каковы исходные данные.
Затем следует отметить, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется, где она будет осуществляться, а также кто будет консультировать дипломника
Выполнение задания конкретизируется календарным планом работы студента. Это дает возможность организовывать работу студента, осуществлять систематический контроль и по мере необходимости оказывать помощь.
Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками, опытом работы, на организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
По содержанию между курсовой и дипломными работами, как правило, должна существовать органическая связь: дипломная работа становится творческим продолжением курсовой, поскольку проблема исследования углубляется и детализируется. Однако нельзя чисто механически, без изменений, включать текст курсовой работы в дипломную, основные выводы курсовой работы могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики дипломной работы.
План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.
1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы.
2. Составление списка литературы по теме исследования.
3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.
4. Выделение и анализ базовых понятий.
5. Составление плана дипломной работы.
6. Обоснование актуальности темы.
7. Подготовка раздела «Актуальность темы» с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).
8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.
9. Подготовка раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором могут быть представлены: а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса); б) общепедагогические и другие научные
положения, характеризующие объект исследования; в) дидактические положения; г) методические положения; д) психологические положения.
10. Подготовка раздела: «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».
11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.
12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.
13. Подготовка констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, подготовка оборудования, планов-конспектов
учебных занятий, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т. д.).
14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.
15. Анализ результатов эксперимента; их интерпретация; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.
16. Подготовка раздела: «Результаты констатирующего эксперимента».
17. Подготовка формирующего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации его результатов и т. д.).
18. Проведение и анализ формирующего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т. д.).
19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций
(если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента.
20. Подготовка раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к формирующему эксперименту,
условия, в которых он проводился, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.
21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).
22. Компоновка подготовленных разделов в главы.
23. Подготовка и написание выводов к главам.
24. Написание заключения.
Составление списка литературы
26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).
27. Уточнение оглавления дипломной работы.
28. Оформление титульного листа.
В целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой работы, основные идеи и выводы которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов. Таким образом, она отражает более высокий теоретический и практический уровень. Вместе с тем дипломная работа — результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента (если он предусмотрен), или дополнительного, более углубленного изучения и осмысления литературных источников
Сходство и различия курсовых и дипломных работ
Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой работы студент может ограничиться констатирующим экспериментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др.
В дипломной работе не всегда удается ограничиться констатирующим экспериментом. Чаще всего используется формирующий эксперимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.
1.Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.
2. Создание программы эксперимента.
3. Разработка путей и способов фиксирования результатов исследования.
4. Осуществление эксперимента.
5. Количественная и качественная обработка результатов.
Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов
Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов
Структура дипломной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности исследования. Объем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстративный материал, должен составлять 40-60 страниц. В структуру выпускной работы входит: введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы; теоретическая часть — от 25 до 30 % от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов; аналитическая часть — 15-20 %; экспериментальная часть — 30-35 %; заключение — 5 %; библиография.
1. Во введении обосновывается актуальность темы в социальном и педагогическом планах, ставится проблема, определяются объект,
предмет и цель исследования; формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования; дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы; кратко характеризуются: методы, использованные при проведении исследования, литературные источники и исходная информация. В окончательном виде введение пишется после выполнения всей работы.
2. В начале дипломной работыизлагаются данные теории по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, группируются направления исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов.
Определяется точка зрения автора работы, концепция и на основании этого выбираются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор перешел от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.
3 В аналитической части проводится анализ состояния развития воспитания и обучения детей в д/с, учащихся школы, пед. колледжа, организации управления дошкольным образованием, применяемых методов. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся в дошкольном или среднем специальном образовании ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.
4. В экспериментальнуючасть включают конкретные разработки содержания и методов совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми или учащимися, методики проведения работы. Здесь же показывают пути решения поставленных проблем и задач, дают методические рекомендации по внедрению полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. Для этого необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явления в данном учреждении (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и.качественные результаты, какие возникали трудности и каким образом приходилось их преодолевать и т. д.) с точки зрения научных положений, а также на основе анализа личного опыта и опыта педагогов.
5. В заключенииделают выводы по результатам проведенной работы, которые раскрывают позицию студента в ходе исследования; подводят итоги выполненного анализа; дают краткие рекомендации по повышению эффективности работы с детьми, коллективом дошкольных образовательных учреждений, будущими воспитателями и намечают возможные пути реализации данных рекомендаций.
Требования, предъявляемые к оформлению дипломной работы
1. Выпускная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа в соответствии с правилами машинописи технической и научной документации. Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями; они должны содержать подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т. п.
2. В выпускной работе применяется сквозная нумерация рисунков и таблиц. Нумерация начинается с первой страницы работы.
3. Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, документов, расчетов, поясняющих аналитическую и экспериментальную части работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.
4. Графический материал должен быть выполнен на стандартныхлистах в соответствии с существующим ГОСТ.
5. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой в соответствии с рассматриваемой темой и планом
ее раскрытия; работа завершается списком использованной литературы.
6. При оформлении выпускной работы необходимо соблюдать следующие требования:
♦ структура работы обозначается четко: в соответствии с планом выделяются ее основные разделы, дается глубокое и полное освещение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения;
♦ библиографический список использованной литературы располагается до приложения;
♦ ссылки на источники (автор, название, место и год издания, страница) делаются в нижней части листа или в квадратных скобках;
♦ листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в специальную папку, обложка