Представления о возрастной динамике.

На женский образ при этом накладываются еще и занятные представления о том, каким нормам женщина должна соответствовать в разные периоды своей жизни.

Легкомысленный, романтический, подвижный и пленительный образ ЕСЕНИНА (описанный выше) на самом деле допускается только в период ухаживания и медового месяца.

Настоящая хозяйка дома ассоциируется с другим образом. В России это женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Ясно, что женщине типа ЕСЕНИН такой героизм не по плечу.

Подразумевается, что хозяйка и мать семейства и дом ведет, и детей воспитывает, и деньги считает. На ее плечи ложится забота о заготовках, а значит, сад и огород, а помимо этого, конечно же, уход за детьми и скотиной, не говоря уже о стирке, уборке, лечении, воспитании детей и удержании мужа от пьянства. А зачастую помимо всего этого на ней же лежит обязанность зарабатывать деньги. И на все это у нее должно хватить сил и ума. Здесь, безусловно, встает сенсорно-логический образ. В нашем быстро меняющемся мире, где к тому же приходится отстаивать право своей семьи на существование, причем часто в баталиях разного рода, скорее всего, речь идет о типе ЖУКОВ.

Когда же большая часть жизненного пути пройдена, дети выросли и появились внуки, женщина опять видится в новой роли — в роли нежной, заботливой бабушки. Она должна уметь поиграть с младенцем, порадовать его сказочками и прибауточками, приласкать, утешить, кашкой накормить, вовремя заметить нездоровье, проявлять бесконечное терпение и заботу. Это — классический образ ДЮМА.

Понятно, что одна и та же женщина не может выступать в трех лицах даже в разные периоды своей жизни без существенного насилия над своей информационной системой. Этим и объясняется, что разные женщины более успешны в разные фазы жизни. Одним легче дается веселье и легкомыслие, они — вечные невесты. Других с удовольствием берут на роль хозяйки дома. В стадии же ухаживания они отпугивают кавалеров своей решительностью и определенностью, а уж если говорить о преклонном возрасте, то кажется, что они превратятся в настоящих домашних тиранов. Третьи, заботливые и бесконечно терпеливые, не внушают мужчинам уверенности в том, что им можно доверить сложную экономику семейной жизни.

Как видим, здесь снова нормы, предписанные обществом, расходятся с реальной природой женщины. Так социум провоцирует искажение типов, поскольку никто не может воплотить себя в этих трех ролях на протяжении одной жизни.

Мужчине же в течение всего этого времени предписывается гордо исполнять роль кормильца, координатора, главы семьи, то есть ШТИРЛИЦА.

А теперь задумаемся, как поощряемые социумом ролевые маски женщины могут взаимодействовать с типом ШТИРЛИЦ.

ЕСЕНИН — конфликтер ШТИРЛИЦУ, и этот случай подробно описан выше.

ЖУКОВ — тип квазитождественный для ШТИРЛИЦА. Здесь возможно взаимопонимание, общее завоевание и отстаивание социальных позиций, общая ориентация на статус и престиж и общие трудности с оценкой перспектив деловых начинаний и сути человеческих отношений. Эти типы — хорошие партнеры для работы, но не в состоянии освоить этическую сторону существования, столь важную в семье как для поддержания комфортных отношений, так и для передачи этого навыка детям.

ДЮМА для ШТИРЛИЦА является подревизным. Он вызывает бесконечную критику со стороны последнего, упреки в бестолковости и лени. Ведь подревизный часто кажется ревизору малозначительным человеком, с которым незачем считаться. (Хотя известно, что ревизные браки могут быть устойчивыми при доминировании в сознании обоих партнеров чувства долга по отношению к семье и друг к другу.)

Как видим, образцы, выработанные в социуме, не гарантируют счастья в личной жизни. Соционическое знание позволяет гораздо успешнее построить отношения и распределить роли так, что творческий потенциал конкретной пары будет использован более эффективно.

Расхожие образцы партнерского поведения — слишком грубое приближение к реальным, сложным и тонким взаимодействиям между мужчинами и женщинами. Они не обеспечивают ни оптимального использования возможностей конкретных пар, ни сохранения устойчивой самооценки каждого из партнеров.

Дополняющие отношения.

Соционика предполагает, что при выборе партнера могут реализоваться любые из 16 интертипных отношений в соответствии с теми жизненными задачами, которые актуальны для партнеров в данный момент. Причем ни одно из них не хуже, чем конфликт ШТИРЛИЦ-ЕСЕНИН, который предлагает нам традиция. Соционически грамотное партнерство не будет заставлять человека играть чужие роли, например, выставлять конфликтные отношения как идеальные.

Поскольку мы не раскрываем в этой книге подробно тему интертипных отношений, в качестве примера возможного сотрудничества партнеров различных типов рассмотрим здесь лишь отношения дополнения.

Все концепции развития личности предполагают некую цель, эталонный образец личности, к которому следует устремлять свои усилия. В соционике это — дуализированная личность. В вульгарном толковании речь идет о человеке, нашедшем партнера дополняющего типа, но другого пола, что якобы обеспечивает ему комфортную и счастливую жизнь автоматически.

На самом деле это неверно. Все обстоит как раз наоборот. Дуализация — это такое полное освоение своего типа, настолько развитая толерантность к другим типам, что становится реально возможным продуктивное сосуществование с человеком совершенно противоположного склада, то есть с дуалом, причем без соперничества и разрушения своей и его личности.

Это состояние не приходит автоматически после прочтения соционической книжки. Его наработка требует не только знаний, но и немалого душевного труда. Об этом написана вся наша книга, но в конце не лишним будет еще раз, уже конкретно показать, какой именно подход выведет каждого из нас на дорогу дуализации и гармоничной эволюции, соответствующей нашему типу.

Как обычно здесь приведены только схемы рассуждений о взаимодействии партнеров в дополняющих парах в свете модели А. Наполнить эти схемы конкретным содержанием, взятым из собственной жизни, каждый может самостоятельно, если его привлекает освоение тех перспектив взаимопонимания, которые обещает соционика.

Важно помнить, что сюжеты, находящиеся на периферии наших интересов, не являются незначительными для всего остального мира. Поэтому не следует вытеснять из сознания эти стороны бытия. Наоборот, постараемся проявить скромность и уважение к людям, экспертно разбирающимся в запутанных для нас вопросах, — к нашим дополняющим партнерам.

ДОН КИХОТ   ДЮМА
Экспертно разбирается В осмысленности решений, целостном охвате проблем, связях со смежными вопросами, предвидении событий, раскрытии возможностей людей и ситуаций. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В вопросах нравственных оценок людей, в построении отношений, эстетике, комфорте, оформлении и доводке результатов, поддержании эмоциональной атмосферы, генерации энтузиазма. Экспертно разбирается

Таким образом, при создании проектов, связанных с целостным охватом ситуации, выяснением причин и учетом психологических и нравственных качеств окружающих (а таковы практически все наши проблемы), ДОН КИХОТ и ДЮМА нуждаются друг в друге как равноправные партнеры.

ГЮГО   РОБЕСПЬЕР
Экспертно разбирается В эмоциональном настрое окружающих, в вопросах комфорта, здоровья, удобства, защиты территории, налаживания отношений с людьми, увлечении окружающих своим энтузиазмом. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В систематизации информации, трактовке законов и правил, в причинно-следственных связях между явлениями, в раскрытии возможностей людей и ситуаций, в новом научном материале, в экономии ресурса. Экспертно разбирается

Итак, когда дело касается, например, отстаивания своих прав или территории, внедрения новой идеи или подбора команды — во всех этих случаях требуется объединенный потенциал пары ГЮГО — РОБЕСПЬЕР.

ГАМЛЕТ   МАКСИМ
Экспертно разбирается В динамике человеческих настроений, вопросах стиля и исторических корнях сегодняшних явлений, в перспективности начинаний, в методах эмоционального влияния. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В логических причинах и последствиях любого явления, в определении меры ответственности каждого за общее дело, в разработке и соблюдении договоров, в оценке целесообразности решений. Экспертно разбирается

При взаимодействиях с людьми, когда необходимо учитывать как гуманитарные, так и формальные стороны отношений, только совместное, равноправное участие ГАМЛЕТА и МАКСИМА обеспечит стабильность предприятия.

ЖУКОВ   ЕСЕНИН
Экспертно разбирается В вопросах расширения и защиты территории, распределения ответственности, выяснения причин событий и разумной организации деятельности. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В вопросах своевременности начинаний, в прогнозах, в оценке и регулировке эмоционального состояния окружающих, в ощущении общего этического потенциала команды. Экспертно разбирается

В любых начинаниях, включающих как производственные, так и межличностные взаимодействия (а одно без другого, как правило, не существует), жизнь требует для успешной реализации совместных усилий ЖУКОВА и ЕСЕНИНА.

НАПОЛЕОН   БАЛЬЗАК
Экспертно разбирается В вопросах красоты объектов и их эстетического воздействия, ответственности и защиты территории, в оценке и способах коррекции человеческих отношений, в политкорректности принимаемых решений. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В вопросах бизнес-планирования, в разработке технологических решений, в оценке эффективности и прогнозах, в текущей экономической обстановке. Экспертно разбирается

Создание и поддержание программ, эффективно работающих в социальном окружении, в обязательном порядке должно учитывать полный набор способностей, представленных в паре НАПОЛЕОН — БАЛЬЗАК.

ДЖЕК   ДРАЙЗЕР
Экспертно разбирается В вопросах эффективного бизнеса, перспективных проектов, координации взаимодействия больших коллективов, в технологии и экономических прогнозах. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В оценке и коррекции морального климата в коллективе, видении отношений между людьми, в защите интересов и принципов, в скрупулезном и последовательном выполнении поставленных задач. Экспертно разбирается

При реализации проектов, рассчитанных на общественные потребности, устойчивый и стабильный успех получится, только если в него будут вовлечены оба партнера — ДЖЕК и ДРАЙЗЕР, — работающие по своим сильным функциям.

ШТИРЛИЦ   ДОСТОЕВСКИЙ
Экспертно разбирается В организации производственных процессов, оценке ресурсов, принятии эффективных управленческих решений, в создании комфорта, эргономике, в вопросах здоровья и эстетики. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В оценке межличностных отношений и гуманистического потенциала проектов, в видении и развитии способностей окружающих людей, умении предотвращать конфликты. Экспертно разбирается

В любой деятельности, где человеческий фактор существенно связан с технологическим процессом, необходим полный набор сильных функций, присущий паре ШТИРЛИЦ — ДОСТОЕВСКИЙ.

ГЕКСЛИ   ГАБЕН
Экспертно разбирается В возможностях ситуаций и отношений окружающих людей, умении наладить общение, увидеть перспективы начинаний, в целостной оценке этической обстановки, в вопросах убеждения и привлечения сторонников. Должен опираться на партнера
Должен опираться на партнера В создании технологий и методических приемов, в вопросах здоровья, комфорта и оформления, в определении меры ответственности и достаточности прилагаемых усилий, в целесообразности решений. Экспертно разбирается

Когда реализация задуманного требует соединения общественной активности с разработкой эффективных методических приемов, успех может прийти только при одинаковой включенности в процесс обоих партнеров — ГЕКСЛИ и ГАБЕНА.

При развитии уважения к дополняющему партнеру человек получает такую информацию и защиту, мысль о которых просто не пришла бы ему в голову самому. Только тогда, через собственный душевный труд, могут реализоваться все соционические легенды о прелестях дуальных отношений (если партнер случайно оказался другого пола).

Человек, прошедший дуализацию, опирающийся на возможности дополняющего партнера и, в свою очередь, готовый поддержать его по своим сильным функциям, более успешен в своей социальной жизни, чем герой-одиночка.

Образование.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Альбер Камю

Чего бы мы хотели от школы? Каким нам хочется видеть нашего ребенка после ее окончания?

Умным, добрым, здоровым, воспитанным, жизнерадостным, социально адаптированным, способным и желающим продолжить образование, развившим все свои природные таланты... Ну, и как? Получилось ли это в школе с нами или нашими детьми?

Подумаем, возможно ли это в принципе. Попробуем представить систему образования, которая из каждого ребенка созидает представленное выше совершенство. Как должны преподаваться предметы и каким должен быть учитель, чтобы каждый из 25 детей в классе рос в режиме «домашнего воспитания»?

Наши рекомендации