Методы исследования психолого-педагогических проблем

Метод есть способ познания педагогического акта.

В психолого-педагогических исследованиях выделяют две группы методов: эмпирические и теоретические. К группе эмпирических методов относятся: наблюдение, эксперимент, анкетирование, опросные методы, анализ продуктов деятельности, педагогической документации. К теоретическим методам относятся: анализ, синтез, изучение педагогической, специальной, методической литературы, моделирование, классификация, абстрагирование, сравнение.

Некоторые исследователи подразделяют методы на количественные и качественные. К количественным методам относятся: опросы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент. К качественным методам - индивидуальное глубинное интервью, биографический метод, устная история и пр.

Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- Титульный лист

- Оглавление

- Введение

- Основная часть: глава, посвященная психолого-педагогическим аспектам проблемы исследования; глава, посвященная вопросам частной методики

- Заключение

- Список использованных источников

- Приложение

Обратимся к характеристике каждого из компонентов.

Титульный листявляется первой страницей текста, эта страница не нумеруется (см. Приложение А).

Оглавление составляется на основе рабочего плана исследования. Это вторая его страница, она не нумеруется (см. Приложения А-К).

Введение

Введение составляет 10% от всего объема работы.

Оно представлено четырьмя подпунктами, которые никак не выделяются в тексте, но отличаются по содержанию и имеют свое предназначение:

- доказательство актуальности заявленной темы;

- описание степени изученности проблемы;

- формулирование методологического аппарата;

- перечень методов психолого-педагогического исследования.

Доказывая актуальность, необходимо воспользоваться современной специальной литературой, полемическими статьями по заявленной теме, изучить имеющийся опыт по проблеме. Важно обоснованно ответить на вопрос: почему эта тема могла Вас заинтересовать, выявить значение темы для развития образования в целом и для решения узкой проблемы в том числе.

Говоря о степени изученности заявленной Вами темы, необходимо ссылаться на отечественных и зарубежных ученых. При этом важно не только назвать их труды, но и идеи, которые Вы берете за основу. Как правило, эта часть введения завершается одним из двух выводов, который соответствует Вашей работе. Например:

1. «Данная проблема глубоко и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной литературе, но мы ставим перед собой цель …».

2. «Выбор данной темы обусловлен недостаточной изученностью этой, на наш взгляд, важной проблемы».

Методологический аппарат исследования

Формулирование методологического аппарата связано с темой исследования. Компоненты методологического аппарата формулируются в строгом порядке:

1. Проблема исследования

2. Объект исследования

3. Предмет исследования

4. Цель

5. Гипотеза

6. Задачи

Проблема исследования

Проблема – это ответ на вопрос, что надо изучить из того, что ранее было изучено. Проблема – это трудная задача, вопрос, это «белое пятно» в науке или практике. Варианты формулирования проблемы могут быть разные: в виде вопроса, противоречия или утвердительного предложения.

Например:

а) проблема заключается в противоречии между потребностью в … и недостаточной разработанностью …. ;

б) проблема заключается в выявлении условий формирования нравственного сознания учащихся классов коррекционно-развивающего обучения;

в) при каких условиях дидактическая игра становится эффективным средством формирования общеучебных умений?

Объект исследования –это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования – это педагогическое пространство, в рамках которой и находится то, что будет изучаться. Объектом исследования может быть процесс обучения, внеурочная деятельность, взаимодействие между субъектами педпроцесса, семейное воспитание, психические процессы.

Предмет исследования –это та конкретная часть объекта или процесса, который, собственно, и исследуется. Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, то предметом может быть взаимодействие учащихся. Предмет тесно связан с темой исследования.

Например, тема: «Воспитание бережного отношения к природе средствами экскурсии». Объект исследования – процесс воспитания у детей бережного отношения к природе, а предмет исследования – экскурсия как средство воспитания бережного отношения к природе.

Цель исследования.Из темы и проблемы вытекает цель исследования.Цель исследования – это предвосхищение результата. Она формулируется с учетом предмета исследования и направлена на решение проблемы. Цель должна быть сформулирована конкретно с тем, чтобы можно было фиксировать ее достижения. Формулировка целей начинается с глагола (изучить, определить, выявить, описать и др.). Цель исследования ставится с учетом предмета исследования и направлена на решение поставленной проблемы.

Например:цель исследования – выявить возможности экспериментирования в повышении познавательного потенциала экскурсий.

Гипотеза исследования– это предположение, которое подвергается экспериментальной проверке, в результате чего оно либо подтверждается, либо опровергается. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемной ситуации, и представляет собой творческий поиск.

Существует два типа гипотез: описательные и объяснительные. К числу первых относятся те, в которых описываются причины и возможные последствия. Объяснительная гипотеза дает объяснение возможным следствиям, вытекающим из определенных причин. При их разработке выделяют условия, при которых эти следствия возникают.

Например: «Эмоциональному благополучию ребенка будет способствовать демократический стиль общения» – гипотеза описательная. «Эмоциональному благополучию будет способствовать демократический стиль общения, если соблюдены следующие условия:...» – гипотеза объяснительная.

Задачи исследования –это результат декомпозиции целей, это «частичка» целей в конкретной ситуации. Если цель в курсовом исследовании одна, то задач выдвигается несколько, однако их не должно быть много, но не менее трех.

К формулировке задач существует несколько подходов. Один из них сводится к тому, что пункты гипотезы должны естественным путем привести к формулировке задач исследования. Формулировка задач, как и целей, начинается с глагола (проанализировать, апробировать, создать и т.д.).

Например:

Тема исследования «Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения» может предполагать решение следующих задач: 1) проанализировать основные теоретические подходы к развитию нравственных качеств у младших школьников; 2) разработать методические рекомендации по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках чтения.

Обратимся к примеру формулирования методологического аппарата на примере темы:Влияние оценочной деятельности учителя на формирование положительной мотивации учения младших школьников.

Проблема заключается в выявлении условий, при которых оценочная деятельность учителя формирует положительную мотивацию учения школьников.

Объект исследования –процесс формирования положительной мотивации учения младших школьников.

Предмет исследования –оценочная деятельность как фактор формирования положительной мотивации учения.

Цель исследования– разрешить выявленную проблему: при каких условиях оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников?

Гипотеза – оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников.

Задачи:

- выявить сущность и психологическую основу оценочной деятельности и мотивации учения

-обобщить опыт системы оценивания деятельности младших школьников с целью повышения уровня его притязаний.

Методы научно-педагогического исследования в курсовой работе могут быть только перечислены (без указания цели их использования).

Наши рекомендации