Влияние личности в процессе диагностики и этические нормы диагноста.
Положительные и отрицательные стороны влияния ситуации и личных особенностей диагноста на процесс и результат диагностики. Правовые и этические ограничения в процессе диагностического исследования. Основные этические принципы психолого-педагогической диагностики. Практические правила, касающиеся выбора методик, общения, хранения информации и т.д. Ответственность диагноста за соблюдение правовых и этических норм.
8. Надежность диагностической методики (понятие, виды надежности, проверка методов на надежность).Содержание понятия «надежность диагностической методики», виды надежности, источники нестабильности и искажений данных. Способы проверки процесса и методики на надежность. Коэффициенты надежности как показатели качества диагностической методики.
9. Валидность психодиагностической методики (понятие, виды валидности, проверка на валидность). Содержание понятия «валидность». Виды (аспекты) валидности диагностической методики (содержательная, конструктная, критериальная, прогностическая и др.). Способы проверки методик на валидность. Коэффициенты валидности как показатели качества диагностической методики.
10. Методы диагностики психофизиологических различий.Содержание диагностики психофизиологических различий (особенности зрительного и слухового анализаторов, функциональная асимметрия мозга, свойства нервной системы, темперамент. Принципы и особенности диагностики и интерпретации психофизиологических различий. Типы и конкретные примеры диагностических методик (экспресс-пробы, аппаратурные, бланковые, наблюдение).
11. Диагностика умственного развития. Понятие и принципы диагностики интеллекта. Факторы, влияющие на умственное развитие. Содержание понятия интеллекта, умственного возраста, интеллектуальных способностей, обучаемости. Исторически сложившиеся подходы к диагностике интеллекта (интеллектуальная шкала Бине-Симона, Стенфорд-Бине). Коэффициент интеллектуальности IQ – его психодиагностическое содержание и значение. Факторы, влияющие на уровень интеллектуальных показателей (биологические, социальные, личностные).
12. Современный подход к диагностике мышления. Построение, показатели тестов, возможности использования тестов интеллекта Д. Векслера и Р. Амтхауэра. Принципы диагностики интеллекта. Понятие и назначение тестов «свободных от влияния культуры». Понятие «генерального интеллекта» Ч. Спирмена. Иерархическая модель интеллекта. Построение, показатели тестов интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауэра. Содержание понятия «социальный интеллект».
13. Диагностика памяти, принципы построения диагностических методик разных видов памяти, показатели, примеры методик. Содержание диагностики продуктивности и процессов памяти. Принципы построения процесса и методик диагностики памяти, основные показатели (коэффициент точности запоминания и др.), примеры методик диагностики памяти.
14. Диагностика внимания. Факторы, влияющие на показатели исследования внимания. Примеры методик и показателей внимания. Особенности, принципы диагностики внимания. Основные показатели, факторы, влияющие на процесс и результаты исследования внимания. Примеры методик.
15. Особенности диагностики психомоторных особенностей личности. Понятие психомоторных способностей и психомоторного развития. Особенности и основные подходы к диагностике психомоторного развития. Шкала психомоторного развития Н.И. Озерецкого: назначение, построение, показатели. Примеры других методик исследования отдельных психомоторных способностей.
16. Диагностика творческих способностей. Два основных понимания и направления в диагностике творческих способностей. Понятие креативности, показатели и методики исследования креативного мышления в рамках концепции Дж. Гилфорда. Тесты П. Торренса. Понятие и черты творческой личности, подходы к диагностике проявлений творческой личности в отечественной науке.
17. Диагностика уровня достижений, особенности построения тестов достижения, отличия от тестов способностей. Понятие, назначение тестов достижения (успешности). Отличие тестов достижений от тестов способностей, их преимущества и недостатки. Принципы построения, этапы конструирования тестов достижений. Понятие критериально-ориентированных тестов.
18. Диагностика способностей: классификация способностей, критерии выраженности способностей, особенности исследования, примеры методик.Понятие способностей, виды способностей. Отличие общих и специальных способностей. Особенности, рекомендации в диагностике способностей. Критерии выраженности способностей. Примеры диагностических методик (для разных целей исследования, различного возраста испытуемых и групп способностей).
19. Задачи диагностики личности. Основные подходы к исследованию личности.Научное понимание сущности и структуры личности как основа диагностики особенностей личности. Различные теоретические концепции и соответствующие методики исследования. Основные аспекты диагностики личности. Возможные цели и основные подходы исследования личности: описательный, сравнительный, типологический, патопсихологический, выявление индивидуальной неповторимости, функциональный, ситуативный и т.д.
20. Диагностика мотивации личности: подходы, методы диагностики.Диагностируемое содержание мотивационной сферы, основные проблемы, подходы и методы диагностики мотивационных образований, примеры методик исследовании учебной мотивации, мотивации в общении, выявления основных потребностей и направленности личности.
21. Методы диагностики самосознания личности. Характеристики самосознания, примеры диагностических методик. Понятие и основные аспекты самосознания. Примеры характеристик для оценки развития и особенностей самосознания, примеры стандартизированных и нестандартизированных методик исследования самосознания.
22. Методы диагностики межличностных отношений: основные задачи диагностики, методы. Цели и особенности диагностики межличностных отношений. Классификация и примеры методов исследования межличностных отношений. Диагностические методики и процедуры исследования учебных групп. Предмет диагностики, примеры методов и методик, применяемых при исследовании семейных отношений
.
23. Подходы к диагностике возрастного развития. Различия методов диагностики развития детей дошкольного, школьного возраста, взрослых.Особенности психического развития как предмета исследования, основные принципы построения диагностики возрастного развития. Использование различных критериев для оценки психического развития ребенка. Различия при выборе методов диагностики развития дошкольников, школьников, взрослых. Примеры методик.
24. Принципы выбора и применения психодиагностических методик. Планирование психодиагностической работы.Признаки качественной диагностической методики. Принципы выбора методик исследования в научном и практико-ориентированном исследовании. Определение объема диагностического исследования. Последовательность и уровни диагностического обследования воспитанников образовательного учреждения.
25. Оформление результатов диагностической работы. Психологическое заключение. Психолого-педагогическая характеристика. Понятие и уровни диагноза. Обязательные элементы документа, отражающего результаты диагностической работы. Особенности психологического заключения и педагогической характеристики. Требования к отображению данных в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, требования к использованию и обращению диагностической информации.
26. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. Соотношение диагностической и консультационной деятельности специалиста образовательного учреждения. Особенности консультативного взаимодействия. Возможные объекты и задачи консультативной деятельности. Правовые и организационные особенности осуществления диагностической деятельности в рамках консультативного направления работы образовательного учреждения.
27. Психолого-педагогическая диагностика и психопрофилактика. Объекты и предмет диагностики в рамках работы по психопрофилактике в условиях образовательного учреждения. Выявление психологической патологии на ранних стадиях развития. Особенности и методы диагностики условий обучения и воспитания, педагогических процессов, педагогов.
28. Организация диагностической работы в образовательных учреждениях. Направления деятельности и задачи, решаемые специалистами служб сопровождения. Роль и место психологической службы в образовательном учреждении. Организация плановой диагностической работы.
Следующие вопросы предполагают знание конкретных психодиагностических методик (тип метода, назначение методики, диагностируемые характеристики, процедура проведения, показатели, интерпретация, особенности):
29. Методика исследования интеллекта Д. Векслера.
30. Методика диагностики личностных особенностей Г. Айзенка.
31. Методика УСК (уровень субъективного контроля) Дж. Роттера.
32. Теппинг-тест Е.П. Ильина.
33. Корректурная проба (диагностика внимания).
36. Методика «Пиктограммы» А. Лурия.
37. Шкала оценки психомоторного развития Н.И. Озерецкого.
38. Методика исследования акцентуации характера А.Е. Личко.
39. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга.
40. Процедура социометрии Дж. Морено.
41. Методика диагностики готовности к школе Н.И. Гуткиной.
43. Диагностический обучающий эксперимент (принципы построения).
44. Методика исследования межличностного поведения Т. Лири.
45. Методика “Рисунок несуществующего животного”.
46. Методика “Динамический рисунок семьи”.
47. Методика исследования поведения в конфликте К. Томаса.
48. Шкала тревожности Ч. Спилбергера и Ю. Ханина.
49. Методика исследования школьной тревожности Филлипса.
50. Методика эмоционального цветового выбора М. Люшера .
51. Методика исследования интеллекта Р. Амтхауэра.
52. Метод исследования семейных отношений Рене-Жиля.
53. Тесты креативности П. Торренса.
54. Методика “Прогрессивные матрицы” Дж. Равена.
55. Семантический дифференциал Ч. Осгуда (Петренко В.Ф.).
56. Методика ТАТ (Тематический аперцептивный тест).
57. Методика Гудинаф-Харрис «Нарисуй человека».
5.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете
ЗАЧТЕНО «отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
ЗАЧТЕНО «хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
ЗАЧТЕНО «удовлетворительно» | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
НЕ ЗАЧТЕНО «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 9
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям «метод», «диагноз», «методика» и т.д. согласно терминологическому минимуму |
Индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам. Выполнение практических заданий, аккуратное оформление протоколов исследования |
Доклад | Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением доклада. |
Подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, методические материалы преподавателя, представленные на сайте в разделе «Облачный ЧГПУ» |
Соотношение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине
Текущий контроль, % | Промежуточная аттестация, % | ||||
min | max | min | max | ||
1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | ||
Не устанавливается |