Упражнение «Вытеснение воды»
Реализуемые области:познавательное развитие.
Задачи:
● Формирование и закрепление представлений о физических свойствах объектов окружающего мира;
● Развитие мышления: операции анализа и синтеза, операции сравнения, операции зрительного соотнесения, навыка прогнозирования.
Материалы: «Сосуд Архимеда», вода, несколько одинаковых предметов из тонущего материала.
Количество участников: любое.
Рисунок: 25100 сосуд архимеда.tif
Ход упражнения:
Педагог: «Ребята, посмотрите, какой у нас есть необычный стакан. Это сосуд Архимеда, и мы будем проводить с ним разные опыты. Как вы думаете, для чего он? (дети отвечают). Сейчас мы нальём в большой отсек немного воды. На нём есть черточки, которые показывают, сколько жидкости находится в стакане. Сколько у нас воды в сосуде сейчас? (дети отвечают). Посмотрите теперь, в сосуде есть прозрачная стенка. Что будет, если мы нальём еще воды? (дети отвечают). Правильно, она перельется через стенку (педагог показывает). А что будет, если в большой отсек мы сейчас положим камешек (любой небольшой предмет)? (дети отвечают, педагог демонстрирует). Мы видим, что камешек вытеснил немного воды, и она оказалась в другом отсеке сосуда. Как вы думаете, что будет, если мы в большой отсек опустим ещё один камешек? (дети отвечают). Получается, что если опустить предмет в стакан, он будет вытеснять собой немного воды. Попробуйте сами! (дети пробуют опускать в воду предметы)».
Упражнение «Постоянство объёма»
Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
● Формирование и закрепление представлений о физических свойствах объектов окружающего мира;
● Развитие мышления: операции анализа и синтеза, операции сравнения, операции зрительного соотнесения, навыка прогнозирования;
● Формирование позитивной установки по отношению к труду учёного.
Материалы: «Сосуд Архимеда», вода, греча (любая крупа), мелкие бусины.
Количество участников: любое.
Рисунок: 25100 сосуд архимеда.tif
Ход упражнения:
Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем в учёных и проведём опыт. Посмотрите на этот сосуд. Какой он? (дети отвечают). Обратите внимание: сосуд разделён на две части. Какая часть у этого сосуда больше, а какая меньше? (дети отвечают).
Сейчас я возьму два стакана воды (небольшие, прозрачные). Посмотрите, в них сейчас разное количество воды или одинаковое? Правильно, одинаковое. Я выливаю один стакан в большой отсек сосуда. Сколько воды в нём сейчас? (дети отвечают). Как вы думаете, если я сейчас вылью воду из второго стакана в маленький отсек, что будет? Воды в нём будет столько же, сколько и в большом отсеке? Высота воды в отсеке будет одинаковой или разной? (дети отвечают). Смотрите, высота воды в маленьком отсеке выше, чем в большом. Как вы думаете, почему? (дети отвечают)».
Опыт можно повторить с крупой или бусинами. В этом случае можно сначала насыпать в оба отсека сыпучий материал так, чтобы высота столбика материала в обоих отсеках была разной; далее по очереди высыпать материал в прозрачные стаканы и попросить детей сравнить количество материала в стаканах.
Упражнение «Вытеснение воды разными предметами»
Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
● Формирование и закрепление представлений о физических свойствах объектов окружающего мира;
● Развитие мышления: операции анализа и синтеза, операции сравнения, операции зрительного соотнесения, навыка прогнозирования;
● Формирование позитивной установки по отношению к труду учёного.
Материалы: «Сосуд Архимеда», вода, предметы разного размера из тонущего и нетонущего материала.
Количество участников: любое.
Рисунок: 25100 сосуд архимеда.tif
Ход упражнения:
Педагог: «Дети, сегодня мы снова будем проводить опыты (педагог наливает в большой отсек воду). Как вы помните, если мы сейчас положим что-то в воду, то часть воды окажется в соседнем отсеке (педагог показывает пример, после чего возвращает воду снова в один отсек). У меня есть несколько предметов (предметы разных размеров из тонущего материала и из нетонущего материала). Давайте сравним, что будет, если мы будем опускать разные предметы в воду. Смотрите внимательно за тем, сколько воды окажется в соседнем сосуде. Маленькие чёрточки подскажут нам (педагог опускает в воду маленький тонущий предмет). Что вы видите? (дети отвечают, педагог возвращает воду в один отсек, убирает предмет из стакана). Теперь попробуем опустить в воду предмет большего размера. Как вы думаете, что будет? (педагог показывает предмет из того же материала большего размера, дети отвечают). Давайте проверим. Что вы видите? (дети отвечают) Да, этот предмет вытесняет больше воды. Как вы думаете, почему? (дети отвечают). Теперь попробуем опустить в главный отсек другой предмет (педагог показывает нетонущий предмет) Как вы думаете, что произойдёт? (дети отвечают, педагог демонстрирует). Этот предмет не вытеснил воду и остался плавать на поверхности. Как вы думаете, почему? (дети отвечают)»
Продолжение эксперимента возможно с предметами разной плотности, размера и формы.
Упражнение «Солёная вода»
Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
● Формирование и закрепление представлений о физических свойствах объектов окружающего мира;
● Развитие мышления: операции анализа и синтеза, операции сравнения, операции зрительного соотнесения, навыка прогнозирования;
● Формирование позитивной установки по отношению к труду учёного.
Материалы: «Сосуд Архимеда», вода, соль для приготовления раствора, сырые яйца (другие предметы).
Количество участников: любое.
Рисунок: 25100 сосуд архимеда.tif
Ход упражнения:
Педагог: «Как вы думаете, где легче плавать, в море или в речке? Как вы думаете, почему? (дети отвечают). Сегодня мы проведём опыт и узнаем, почему так происходит. Сейчас в этом сосуде обычная вода, которая бывает в речке, а в руках у меня – яйцо. Вы уже знаете, что будет, если мы его туда опустим? (дети отвечают, педагог показывает) Оно утонуло. А теперь я налью в этот стакан очень солёной воды – такая же вода в море. Как вы думаете, что будет, если мы опустим туда это же яйцо? (дети отвечают, педагог показывает). Смотрите, оно не утонуло полностью (или держится на поверхности, в зависимости от насыщенности раствора) Что поменялось? (дети отвечают). Именно поэтому кажется, что в море плавать легче, чем в пресной воде.
Продолжение эксперимента возможно при разной насыщенности раствора и предметами разной плотности. Кроме солёной воды в эксперименте можно использовать подсолнечное масло и жидкое мыло.
Упражнение «Книжный шкаф»
Реализуемые области:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, цвет;
● Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
● Развитие произвольного внимания;
● Развитие мышления: операции анализа; операции синтеза; операции сравнения; планирования схемы действий;
● Развитие мелкой моторики рук.
Материалы:набор «Счётные звенья», заготовки из бумаги разной формы и размера.
Количество участников:любое.
Рисунок: 14123C звенья счетные фигурные.tif
Ход упражнения:
Для подготовки к игре необходимо выложить фигуры на группы по количеству детей или групп детей, подготовить для каждого листы бумаги разной формы (квадрат, треугольник, лист дерева, цветок и др.) и разного размера. Дети садятся перед материалами и педагог сообщает инструкцию: «Вы знаете, что все предметы состоят из разного типа фигур. Как вы считаете, какие фигуры вокруг нас встречаются? Какую фигуру напоминает шкаф, а полки внутри шкафа? Какую фигуру напоминает солнышко? Перед вами лежат вырезанные из бумаги фигуры и пластиковые фигурки разных цветов. И сейчас мы попробуем научиться вписывать фигуру в фигуру, прямо как вписаны полки в шкаф.
Ваша задача – заполнить бумажную фигуру как можно большим количеством пластиковых фигур. Как вы думаете, какие пластиковые фигуры лучше поместить в бумажный квадрат? Давайте попробуем. А из тех фигур, которые у вас остались какие лучше поместить в бумажный круг? Покажите как?
У нас будет такое правило: если у вас на бумажной фигурке есть красная фигура, то там не может быть круга, если есть синяя – треугольника!» Педагог просит детей повторить заданное правило. После того, как дети его усвоили, начинается игра.
По ходу игры педагог смотрит, чтобы дети не нарушали правил. Правило можно усложнять или упрощать в зависимости от возраста детей.