Тема 12 психометрические основы психодиагностики

Тестовые нормы. Тестовые нормы и их проверка. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. Границы применения диагностических норм различного вида: диагностика специальных способностей и универсальная характерологическая диагностика. Статистическое обоснование тестовых норм. Проверка нормальности и проверка устойчивости норм.

ТЕМА 13 ШКАЛЫ, ВИДЫ, УРОВНИ ИЗМЕРЕНИЙ

Статистический принцип психодиагностических измерений. Основные типы данных (L,Q,T-данные). Уровни и шкалы измерений. Меры связи между переменными. Процентильная шкала и процентильные меры, понятие квантилей распределения тестовых баллов. Надежность. Связь надежности и точности теста в формуле ошибки измерения. Виды надежности: ретестовая, синхронная надежность. Процедуры проверки надежности: коррелирование параллельных форм, тест-ретест. Меры надежности. Надежность опросников. Понятие артефакта социальной желательности. Другие виды мотивационных искажений. Шкалы лжи. Фальсификация ответов. Внутренняя согласованность. Компьютерный контроль достоверности. Валидность. Валидность, ее виды (конструктная, эмпирическая, валидность по критерию). Виды критериев. Прогностическая и текущая валидность. Методы эмпирической валидности. Зависимость валидности от надежности. Валидность и достоверность.

ТЕМА 14 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Технология построения и адаптации психодиагностических методик. Основные этапы психодиагностической технологии. Конструирование типичных диагностических процедур (личностный опросник, репертуарная методика, тесты достижений, тесты личности). Психодиагностика личности. Разнообразие теоретических построений, касающихся моделей личности. Сильные и слабые стороны личностных опросников. Теоретическое обоснование, основные шкалы и общее описание работы с опросниками ММРІ И 16 РF (16 личностных факторов – Р.Кэттелл). Репертуарные методы и тесты достижений как типичные диагностические процедуры для исследования личности. Проективные методы, их основные признаки. Краткое описание теоретическихх обоснований, основных шкал и принципов работы с тестом Розенцвейга, ТАТ, тестом Роршаха, тестом цветовых выборов Люшера. Патохарактерологическая диагностика. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Методики экспериментальной патопсихологии.

ТЕМА 15 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТА

Основные подходы к определению интеллекта и его модели. Факторные модели интеллекта (Спирмен, Кэттелл, Терстоун, Гилфорд). Когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). Концепция ментального опыта М. Холодной. Диагностика интеллекта. Психометрические основы. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Тест Д.Векслера. Тесты структуры интеллекта (тест Р. Амтхауэра, тест ШТУР).

1. Календарно-тематический план

Название темы Количество часов
Очное обучение 3 г.о./ 4 г.о.
Всего Лекции Прак.за. Лаб.зан. СРСП СРС
Введение в экспериментальную психологию -
Методологические принципы психологического исследования -
Общепсихологические принципы -
Этапы психологического исследования -
Основы планирования эксперимента -
Экспериментальные планы -
Факторные и корреляционные планы -
Психогенетический и кросс-культурный эксперимент -
Характеристика кросс-культурного эксперимента -
Основные понятия психодиагностики -
Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики -
Психометрические основы психодиагностики -
Шкалы, виды, уровни измерений -
Психодиагностическая технология -
Психодиагностика интеллекта -
  Итого -

План лекций, практических занятий

№ темы План лекций План практических занятий
Введение экспериментальную психологию План: 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная гипотеза. 3.Атрибуты науки Введение экспериментальную психологию План: 1.Предмет изучения экспериментальной психологии как науки. 2. Объект изучения экспериментальной психологии как науки. 3.История исследования экспериментальной психологии. 4.Развитие экспериментальной психологии за рубежом. 5.Развитие экспериментальной психологии в России. 6. В. Вундт и первая экспериментальная психологическая лаборатория.
Методологические принципы психологического исследования План: 1.Философские методологические принципы: принцип материального единства мира, принцип универсальности развития, принцип причинности. 2.Общенаучные принципы: объективности, инвариантности, соответствия, дополнительности, симметрии, наблюдаемости, редукции. Методологические принципы психологического исследования План: 1.Принципы психологического исследования. 2.Подходы психологического исследования. 3. Проблема представлений знаний о методах. 4.Методология психологических исследований. 5. Экспериментальный метод как логика рассуждения и как предметная деятельность исследователя. 6.Психологическое понимание причинности. 7. Мир теорий и мир психологической реальности
Общепсихологические принципы План: 1.Общепсихологические принципы: вероятностного детерминизма, развития (историзма), единства сознания и деятельности, системно-структурный принцип, принцип иерархии, принцип личностного подхода. 2.Частные экспериментально-психологические принципы: адекватности, параллельности, экстремальности, регистрации градиента, экстремальности, референтности, последовательного объяснения, психологической целесообразности. Общепсихологические принципы План: 1.Методология как система принципов. 2.Общенаучный метод. 3.Конкретно-научный метод. 4.Принцип активности. 5.Принцип единства сознания и деятельности. 6.Принцип детерминизма в психологии. 7.Принцип развития в психологии. 8.Принцип историзма в психологии
Этапы психологического исследования План: 1.Постановка проблемы. Выбор концепции, предмета, объекта исследования. 2.Планирование исследования. Проведение исследования. Обработка результатов исследования. Интерпретация и выводы. Включение полученных знаний в арсенал науки. 3.Соотношение этапов исследования. Структура исследования. Этапы психологического исследования План: 1.Подготовительный этап психологического исследования. 2. Основной этап психологического исследования. 3.Заключительный этап психологического исследования. 4.Психологическая гипотеза исследования. 5.Статистические гипотезы. 6.Постановка научной проблемы. 7.Организация конкретного психологического исследования. 8.Основные методы научного исследования. 9.Выбор методов и методик психологического исследования. 10.Процедура сбора данных. 11.Выводы и включение результатов в систему знаний. 12.Структура экспериментального исследования. 13.Формирование выборки и распределение испытуемых по группам. 14.Этап работы с научной литературой. 15.Соотношение этапов исследования.
Основы планирования эксперимента План: 1.Понятие реального и идеального эксперимента. 2.Понятие факта и артефакта. 3.Понятие валидности. Виды валидности: внутренняя (операциональная, конструктная), внешняя (экологическая валидность), прогностическая валидность. Основы планирования эксперимента План: 1.Планирование эксперимента и его цели. 2.Понятие независимая переменная и ее функциональный контроль. 3.Понятие артефактный эксперимент и артефактный вывод. 4.Стратегия подбора испытуемых в группы. 5.Специфичская роль дополнительных переменных. 6.Проблема идентичности экспериментальных условий. 7. Экспериментальная модель.
Экспериментальные планы План: 1.Доэкспериментальные планы: исследование единичного случая, план с предварительным и итоговым тестированием одной группы, сравнение статистических групп. 2. Квазиэкспериментальный план. План экспериментов для неэквивалентных групп. План с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках. План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования. 3. Квазиэкспериментальный план. План дискретных временных серий. План с эквивалентными временными выборками. План временных серий для двух неэквивалентных групп 4. Планы ex-post-facto. Экспериментальные планы План: 1.Виды доэкспериментальных планов по Д.Кэмпбеллу. 2.Принцип индукции и планирование эксперимента. 3.Основные экспериментальные планы для одной и двух независимых переменных. 4.Контроль ассиметричного переноса и плацебо-эффекта. 5.Корреляционное исследование и его планирование. 6. Перспективы развития эксперимента: многомерный эксперимент, дифференциально-психологический эксперимент, кросскультурные исследования. 7.Планирование по методу временных серий.
Факторные и корреляционные планы План: 1.Факторные планы. Планы 2x2, 3x2, 3x3. 2.Факторные планы представления статистических данных. 3.Корреляционные планы. Планирование корреляционного исследования. 4.Типы корреляционного исследования. Факторные и корреляционные планы План: 1.Планы для одной независимой переменной. 2.План для двух рандомизированных групп. 3.Источники внутренней невалидности. 4.Квазиэкспериментальный план. 5.Главный источник артефактов. 6.Параметрические критерии при обработке данных.
Психогенетический и кросс-культурный эксперимент План: 1.Психогенетические методы. Генеалогический метод. Метод семьи. 2. Метод приемных родственников. Метод близнецов. 3. Основные ограничения психогенетических методов. Психогенетический и кросс-культурный эксперимент План: 1.Методы психогенетики: близнецовый метод и его разновидности. 2.Статистические методы психогенетики. 3.Психогенетические исследования: современное состояние и перспективы. 4.Психогенетические исследования интеллекта. Основные результаты. 5.Психогенетические исследования специальных способностей. 6.Психогенетические исследования когнитивных стилей. 7.Психогенетические исследования темперамента
Характеристика кросс-культурного эксперимента План: 1.Основные вопросы планирования кросс-культурного эксперимента: выбор методики, формирование и отбор групп. 2.Типы кросс-культурного эксперимента: обобщающие исследования, базирующиеся на некоторой сформулированной теории, установление психологических различий, специальные исследования внешней валидности. Характеристика кросс-культурного эксперимента План: 1.Общая характеристика кросскультурных исследований. 2.Переменные в кросс-культурном исследовании. 3.Контекстные переменные в кросскультурном исследовании. 4.Основные аспекты планирования кросскультурного исследования. 5.Цели проведения кросскультурного исследования.
Основные понятия психодиагностики План: 1.Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. 2.Психодиагностика как наука и как практика. 3.Предметная теория психометрика. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, практической психологией. 4.Сфера применения психодиагностики: консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, обучение, психогигиена. Основные понятия психодиагностики План: 1.Предмет психодиагностики. 2.История психодиагностики. 3.Современные проблемы психодиагностики. 4.Основные психометрические требования к эффективному тесту. 5.Этические принципы психодиагностики.
Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики План: 1.Критерии объективности в психодиагностике. 2.Стандартная ошибка измерения. Требования к диагностическим методикам. 3.Профессионально-этические принципы в психодиагностике. 4.Критерии эффективности практической работы психодиагноста. 5.История развития психодиагностики. 6.Возникновение метода тестов до ХХ века. Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики План: 1.Профессионально-этические нормативы в психодиагностике. 2.Профессиональная тайна. Правила распространения и опубликования методик. 3.Возникновение экспериментальной психологии и психодиагностики 4. Развитие тестовых методов в США в начале века.
Психометрические основы психодиагностики План: 1.Тестовые нормы. Тестовые нормы и их проверка. 2.Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. 3.Границы применения диагностических норм различного вида: диагностика специальных способностей и универсальная характерологическая диагностика. Психометрические основы психодиагностики План: 1.Методические принципы построения психодиагностических программ. 2.Классификация тестов. 3.Этапы создания теста. 4.Истинный показатель. 5.Репрезентативность выборки заданий теста. 6.Ошибка измерения. 7.Репрезентативность выборки испытуемых.
Шкалы, виды, уровни измерений План: 1.Статистический принцип психодиагностических измерений. 2.Основные типы данных (L,Q,T-данные). 3.Уровни и шкалы измерений. Меры связи между переменными. 4.Процентильная шкала и процентильные меры, понятие квантилей распределения тестовых баллов. 5.Надежность. Шкалы, виды, уровни измерений План: 1.Шкалирование. Виды измерительных шкал. 2.Анализ и отсеивание заданий теста. 3.Дискриминативность. 4.Стандартизация (нормы теста и стандартизация процедуры тестирования). 5.Надежность. 6.Надежность по внутренней согласованности. 7.Надежность эквивалентных (параллельных форм). 8.Надежность частей теста (деление пополам). 9 Ретестовая надежность. 10.Источники неудовлетворительной надежности.
Психодиагностическая технология План: 1.Технология построения и адаптации психодиагностических методик. 2.Основные этапы психодиагностической технологии. 3.Конструирование типичных диагностических процедур (личностный опросник, репертуарная методика, тесты достижений, тесты личности). 4.Психодиагностика личности. 5.Разнообразие теоретических построений, касающихся моделей личности. 6.Сильные и слабые стороны личностных опросников. Психодиагностическая технология План: 1.Принципы интерпретации тестов и написания психодиагностических отчетов (заключений, диагнозов). 2.Конструирование тестов их на базе теории, по критериально-ключевому принципу, факторно-аналитическим способом, на основе модели Раша. 3.Типы заданий теста. Правила конструирования заданий теста. 4.Диагностика мотивов, интересов, установок, стереотипов и ценностей.
Психодиагностика интеллекта План: 1.Основные подходы к определению интеллекта и его модели. 2.Факторные модели интеллекта (Спирмен, Кэттелл, Терстоун, Гилфорд). 3.Когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). Психодиагностика интеллекта План: 1. Когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). 2.Диагностика интеллекта. 3.Психометрические основы. 4.Прогрессивные матрицы Дж. Равена 5.Тест Д. Векслера

План проведения СРСП (консультации)



№ п/п Тема задания Форма проведения СРСП
Очное обучение
Введение в экспериментальную психологию Карта памяти Теоретический анализ
Методологические принципы психологического исследования Дискуссия Доклад
Общепсихологические принципы Консультации по данной теме Обсуждение Опрос
Этапы психологического исследования Письменная работа Практическое задание Составление схем, таблиц
Основы планирования эксперимента Презентация Опрос
Экспериментальные планы Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Факторные и корреляционные планы тест
Психогенетический и кросс-культурный эксперимент Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Характеристика кросс-культурного эксперимента Составление кроссворда Составление схем, таблиц, планов
Основные понятия психодиагностики Статьи, выступления
Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики Устное сообщение Устный опрос
Психометрические основы психодиагностики Эссе Консультации по данной теме Обсуждение Опрос
Шкалы, виды, уровни измерений Дискуссия Доклад
Психодиагностическая технология Устное сообщение Устный опрос
Психодиагностика интеллекта Доклад
  Определение уровня знаний студентов в конце академического периода (Рубежный контроль) тест

Наши рекомендации