Критерии сформированности параметров навыка чтения у
учащихся первых — четвертых классов
общеобразовательной школы
Анализируемые параметры | Выраженность значения | Класс | |||
первый | второй | третий | четвертый | ||
Скорость чтения (слов/ мин) | Среднее значение | ||||
< -1,3а | |||||
<-2ст |
Количество ошибок на 100 прочитанных слов | Среднее значение | ||||
>1,3а | |||||
>2а | |||||
Количество неверных ответов по содержанию текста (в %) | Среднее значение | ||||
>1,3а | |||||
>2а |
Для того чтобы определить уровень сформированное™ технической или смысловой стороны чтения ребенка, необходимо сопоставить его индивидуальные значения скорости, правильности и понимания, полученные в ходе обследования, с соответствующими его возрасту (классу) данными, приведенными в таблице. О нарушении будет свидетельствовать значение, попавшее в диапазон от 1,3а и более. Причем, если значение находится в диапазоне от 2о и более, то это является показателем грубого нарушения параметра.
На основании представленных выше критериев из всей популяции обследованных школьников были выделены учащиеся, значения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного которых не соответствовали нормативным значениям, то есть свидетельствовали о нарушении данного параметра чтения.
В таблице 7 приведены данные о количестве школьников каждой возрастной группы, у которых выявлены нарушения скорости, правильности чтения и понимания прочитанного. Здесь же содержатся данные о выраженности этого нарушения (приводится количество детей, показатели которых отличались от среднепопуляционных значений в худшую сторону на 1,3 и на 2 стандартных отклонения).
Таблица 7
Количество учащихся начальных классов, имевших
Нарушения скорости, правильности чтения
И понимания прочитанного различной
Степени выраженности
Анализируемые параметры | Выраженность нарушения | Количество учащихся (в %) | ||||
Класс | В среднем по начальным классам | |||||
первый | второй | третий | четвертый | |||
Нарушение скорости чтения | < -1,30 | 19,5 | 17,5 | |||
<-2а | ||||||
всего | 19,5 | 17,5 | ||||
Нарушение правильности чтения | >1,3ст | 7,5 | ||||
> 2а | 7,5 | 5,5 | 4,5 | |||
всего | 15,5 | 17,5 | ||||
Нарушение смысловой стороны чтения | >1,3ст | |||||
>2ст | ||||||
всего |
Нарушения скорости чтения были присущи 16% детей, правильности — 17,5%; 17% учащихся начальной школы имели нарушение смысловой стороны чтения. Сформированность навыка чтения у большинства этих учеников была хуже, чем в среднем по популяции ровесников на 1,30. Отклонения значений от средних на 2а по показателю сформированности правильности чтения выявлено у 4,5% учеников начальной школы, по сформированности смысловой стороны — у 5% школьников.
Далее было проанализировано, как проявляются нарушения технической и смысловой сторон чтения — изолированно или в сочетании друг с другом. Оказалось, что нарушение только технической стороны чтения отмечено у 20,5% учащихся, а нарушение только смысловой стороны — у 11% школьников. Одновременное нарушение тех-
нической и смысловой сторон чтения встречалось у 6,5% детей. Таким образом, результаты нашего эксперимента еще раз подтвердили имеющиеся в литературе данные об относительной независимости нарушений технической и смысловой сторон чтения.
Итак, мы получили значения средней скорости, среднего количества ошибок технической и смысловой сторон чтения в популяции учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Эти данные легли в основу вычисления возрастных критериев оценки скорости, правильности чтения и понимания прочитанного. Однако для решения других задач исследования нам было необходимо определить общий уровень сформированности навыка чтения каждого школьника по совокупности технических и смысловых показателей и на этом основании выделить детей с дислексией. Поэтому нам потребовалось вычислить обобщенный показатель, отражающий сформирован-ность навыка чтения по совокупности всех проанализированных в процессе исследования параметров. Для этого вначале суммировались стандартизированные значения скорости чтения, правильности чтения и понимания прочитанного, в результате чего был получен предварительный («сырой») показатель сформированности навыка чтения для каждого ребенка. Эти показатели еще раз стандартизировались, вычислялось среднее значение показателя сформированности навыка чтения в обследованной популяции детей и его стандартное отклонение. Для каждого ученика находилось отношение его индивидуального показателя сформированности навыка чтения к стандартному отклонению (а) показателя в популяции учащихся той же возрастной группы. Если суммарное значение показателя сформированности навыка чтения ребенка было меньше чем -2а (минус две сигмы), то это свидетельствовало о нормальном уровне сформированности навыка и ребенок включался нами в контрольную группу. Если суммарное значение превышало +2о (плюс две сигмы), то это указывало на низкий уровень овладения чтением и такой ребенок
входил в состав экспериментальной группы — группы учащихся с нарушением чтения [44, 161]. В контрольную группу вошло 43 учащихся первых — четвертых классов без нарушений чтения. Экспериментальную группу составили 57 детей того же возраста, имеющие нарушение чтения.
Таким образом, по данным нашего исследования 24% младших школьников испытывают трудности в овладении навыком чтения различной степени выраженности.
Распределение учащихся контрольной и экспериментальной групп по классам представлено в таблице 8.
Таблица 8