С помощью методики «Найти предмет по признаку»

Цель. Исследование показателей креативности на вербальном материале.

Материал. Набор прилагательных.

Ход работы.

Серия 1. Испытуемым предлагается за ограниченное время найти как можно больше объектов, которые могут быть описаны с помощью заданного признака. Ответы записываются испытуемым самостоятельно.

Время выполнения – 3 мин.

Пример. Горький: горькое лекарство, горькие слёзы, горькая правда.

Обработка результатов. Для индивидуальных результатов вычисляются:

1. Беглость мышления (n): общее количество объектов.

2. Гибкость мышления (m): количество категорий, к которым принадлежит тот или иной объект. Каждой категории присваивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов приписывается ответу, когда он определяется непосредственной стандартной ассоциацией, основанной на привычных, общепринятых свойствах объектов;

1 балл – если ответ является следствием ассоциации на нефункциональные признаки;

2 балла – в случаях, когда учитывается переносный смысл.

3. Оригинальность мышления (p): количество нестандартных, необычных ответов.

4. Точность (адекватность) решения (а): количество ответов, характеризующих адекватные соотношения.

Возможный стимульный материал:

- горячий, - живой,
- острый, - сонный,
- зрелый, - сырой,
- мягкий, - белый.

Серия 2. Испытуемым предлагается за ограниченное время найти как можно больше объектов, которые могут быть описаны с помощью двух-трёх наугад выбранных признаков. Допускается описание с помощью нескольких слов. Ответы записываются испытуемым самостоятельно.

Время выполнения – 5 мин.

Пример. Дикий, прозрачный: забытый в лесу целлофановый пакет, крик ранним утром на северном болоте, белый медведь в Африке.

Обработка результатов. Для индивидуальных результатов вычисляются:

1. Беглость мышления (n): общее количество объектов.

2. Оригинальность мышления (p): количество нестандартных, необычных ответов (выбираются в процессе группового обсуждения).

3. Точность (адекватность) решения (а): количество ответов, характеризующих адекватные соотношения.

Лабораторная работа

Исследование показателей вербальной креативности

С помощью методики «Составление предложений»

Цель. Исследование беглости, гибкости, оригинальности и точности мышления на вербальном материале.

Материал. Набор из четырёх или пяти букв.

Ход работы. Испытуемым предлагается за ограниченное время придумать как можно больше предложений, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Ответы записываются испытуемым самостоятельно.

Время выполнения – 5 мин.

Пример. Даны четыре буквы ВМСК.

Возможные решения: Витя мухобойкой сбил комара. Всегда можно солить картошку.

Обработка результатов. Для индивидуальных результатов вычисляются:

1. Беглость мышления (n): общее количество предложений.

2. Гибкость мышления (m): число слов, используемых один раз (учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее в предыдущих предложениях).

3. Оригинальность мышления (p): количество нестандартных, необычных предложений.

4. Точность (адекватность) решения (а): количество предложений, характеризующихся осмысленностью, законченностью, правильностью грамматического построения.

Возможный стимульный материал:

- В М С К,

- С К Л Н Д,

- К Л С П А.

Лабораторная работа

Исследование конвергентного мышления

Цель. Исследование способности к преобразованию ситуации в соответствии с поставленной проблемой.

Материал. Набор из 17 спичек,

Ход работы. Испытуемым предлагается за ограниченное время, передвинув определённое количество спичек, получить заданную фигуру. Время выполнения – 3 мин. на каждую задачу.

1) Убрать 3 спички, чтобы осталось 4 квадрата (2 возможных решения).

                     
              или      

2) Добавить к четырём спичкам пять, так, чтобы получилось сто (2 возможных решения).

                    или        

3) Переложив четыре спички на другое место, превратить топор в три равных треугольника.

С помощью методики «Найти предмет по признаку» - student2.ru

Обработка результатов. Подсчитывается количество задач, решённых за заданное время.

Лабораторная работа

Исследование беглости и гибкости мышления

Наши рекомендации