Процесс формирования понятий
Для исследования особенностей мыслительной деятельности человека необходимо изучать не только готовые понятия, но и сам процесс их образования, т.е. процесс построения понятия, синтезирования ряда признаков, образующих понятие, процесс развития понятия.
Американский психолог Дж. Брунер исходил из представления, что овладение субъектом тем или иным понятием представляет собой цепь процессов - классификацию, сравнение и обобщение признаков объектов, и выделение среди них наиболее значимых. В естественных условиях этот процесс осуществляется, например, по мере овладения человеком родным языком. Дж. Брунер пишет, что овладение понятием понимается им как процесс обучения тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в оформленные классы. Овладение новой категорией он представляет в виде ряда взаимосвязанных последовательных решений, отвечающих на вопрос, какой объект проверить следующим, какую гипотезу выбрать следующей. Этот процесс представляет собой, в сущности, поиск отдельного объекта как представителя данного класса или некоторых комплексов существенных признаков, соответствующих этому классу. В соответствии с этим конкретный предмет исследований Брунера в области формирования понятий составляет анализ порядка или стратегий поиска, определяющих вероятность нахождения нужных объектов и свойств.
Для экспериментального исследования мыслительных стратегий Брунер предложил модель формирования искусственных понятий. В методике Брунера используются специфические объекты — набор карточек, на которых изображены геометрические фигуры, которые представляют собой различные комбинации четырех признаков:
1) формы фигур,
2) цвета фигур,
3) количества фигур,
4) числа рамок, обводящих карточку.
Экспериментатор задумывает некоторое понятие, например, три синих круга, а задача испытуемого - овладеть «понятием» (определить, какое понятие задумано) при наименьшем числе проб. Пробы производятся испытуемым по одной, причем после каждой пробы экспериментатор сообщает, правилен ли выбор. Понятие, образуемое с помощью предложенного Брунером набора объектов-карточек, не идентично каждому отдельному объекту-карточке. Это понятие содержит всегда меньше, чем четыре исходных признака, объединяя в себе несколько объектов (т.е. каждому понятию в эксперименте будут соответствовать несколько карточек).
Понятия могут быть конъюнктивными и дизъюнктивными
Конъюнктивные понятия образованы с помощью логической операции сложения (конъюнкции: «и»). Такие понятия представляют собой комбинации различных, произвольно выбранных и ограниченных по числу свойств (признаков). При этом, понятию должны соответствовать все выбранные признаки одновременно. Например: «красный квадрат», «два синих круга с тремя рамками».
Дизъюнктивные понятия образуются при помощи логической операции «или» (дизъюнкция). Такие понятия должны содержать или один, или второй из выбранных признаков. Так, примерами дизъюнктивного понятия «красный, или квадрат» могут быть красный квадрат, синий квадрат, красный круг, но не синий круг. Дизъюнктивные понятия наиболее трудны для формирования и изучения.
На основе анализа 2000 экспериментов Брунер выделил четыре вида стратегий, которыми пользуются испытуемые во время поиска искусственного понятия.
1. Стратегия одновременного поиска (или симультанная стратегия). Испытуемые, пользующиеся этой стратегией (их около 2%), сразу после предъявления им первой же карточки формулируют для себя все возможные гипотезы. Выбор каждой последующей карточки они производят таким образом, чтобы независимо от ответа экспериментатора («Да» или «Нет») исключить максимальное число неверных гипотез. Эта стратегия очень эффективна, но чрезвычайно трудна, поскольку испытуемый постоянно должен помнить, какие гипотезы уже оказались неверными и какие еще необходимо проверить.
2. Стратегия последовательного поиска. Она отличается от предыдущей стратегии тем, что испытуемый формулирует только одну гипотезу, которую затем последовательно проверяет соответствующим выбором карточек. Такого рода испытуемые, как правило, высказывают свою гипотезу лишь после трех-четырех ходов. И если она оказывается неверной, то они формулируют следующую, затем так же тщательно ее проверяя. Эта стратегия требует больших затрат времени и с этой точки зрения малоэффективна. Однако ее применяет около 25% испытуемых, поскольку она довольно легка в использовании.
3. Консервативная стратегия. В отличие от двух предыдущих стратегий испытуемые, пользующиеся ею, предварительно вообще не формулируют никаких гипотез. Их стратегия основана на проверке значимости отдельных признаков предъявленной им карточки, т. е. в выявлении иррелевантных (незначимых) признаков. Эта стратегия весьма эффективна в том случае, если задуманное экспериментатором понятие содержит лишь один существенный признак, но она требует значительных временных затрат, когда понятие содержит больше признаков. Несмотря на это, именно данной стратегией пользуется около 70% испытуемых.
4. Азартная стратегия. Характерной чертой данной стратегии является то, что, как и в консервативной стратегии, испытуемые проверяют не гипотезы, предварительно ими сформулированные, а пытаются отгадывать задуманное экспериментатором понятие, проверяя значимость сразу двух или больше признаков. Ответ экспериментатора «Нет» приводит этих испытуемых в тупик, поскольку неизвестно, к какому признаку карточки этот ответ относится. Успех при использовании данной стратегии может быть лишь делом случая.
Лабораторная работа
Выявление видов мыслительных стратегий
в процессе решения задач (Методика Брунера)
Цель. Определение вида мыслительной стратегии в процессе решения задач на формирование искусственного понятия.
Материал. Изображения 81 карточки. Карточки варьируют по количеству нарисованных на них фигур - одна, две или три; по форме фигур - квадрат, круг или крест; по цвету фигур - красный, зеленый или черный; по количеству рамок, обводящих карточку, - одна, две или три рамки. Для работы используются понятия, характеризующиеся одним признаком, конъюнктивные понятия, построенные сложением 2-х и 3-х признаков и дизъюнктивные понятия (по 2-3 понятия каждого типа). (Лучше предлагать понятия, начиная с более простых понятий постепенно усложняя).
Ход работы. Студенты делятся на пары: экспериментатор и испытуемый. Экспериментатор загадывает понятие, характеризует его (конъюнктивное или дизъюнктивное) и из всего набора показывает испытуемому одну из отвечающих этому понятию карточек. Экспериментатор записывает само контрольное понятие и первую предъявленную карточку. После предъявления карточки испытуемый пытается сформулировать гипотезу, которую он собирается проверить. Затем выбирает некоторую карточку и получает от экспериментатора ответ «Да», если карточка содержит хотя бы один признак задуманного понятия; или «Нет», если данная карточка не содержит ни одного признака задуманного понятия. В протоколе фиксируется гипотеза (если гипотеза не была сформулирована, то графа остаётся пустой), карточка, выбранная испытуемым для проверки гипотезы (или просто для получения очередного ответа экспериментатора), ответ экспериментатора. Опыт заканчивается, когда испытуемому удаётся правильно назвать понятие, проверив верность своей формулировки. Для каждого понятия заполняется протокол.
Образец протокола.
Заданное понятие: три черных квадрата
Предъявленная карточка: три чёрных квадрата с одной рамкой
№ шага | Гипотеза испытуемого | Карточка, выбранная для проверки гипотезы | Ответ эксп-ра |
черный цвет является существенным признаком | два черных круга с двумя рамками | да | |
количество рамок является существенным признаком | два синих круга с одной рамкой | нет | |
. . . | . . . | . . . |
Инструкция испытуемому. «Перед Вами набор из 81 карточки. Я задумал понятие (например, «черные фигуры» или «два красных квадрата»). Понятие образовано мною сложением двух или трех признаков карточек-объектов или же с использованием только одного признака (для конъюнктивных). Я Вам только что показал одну карточку, и это означает, что данный объект входит в задуманный мной класс объектов. Ваша задача состоит в том, чтобы путем минимального выбора карточек определить, какое понятие я задумал. После каждого Вашего выбоpa я Вам буду говорить: «Да» или «Нет». Ответ «Да» означает, что выбранная Вами карточка содержит хотя бы один признак задуманного мною понятия, ответ «Нет» - что данная карточка не содержит ни одного признака задуманного понятия. Вслед за моим ответом, перед каждым выбором Вы должны будете (если это возможно) формулировать вслух гипотезу относительно задуманного мною понятия. Опыт закончится тогда, когда очередная Ваша гипотеза совпадет с задуманным мною понятием и будет Вами проверена».
Обработка и анализ результатов состоит в классификации используемой испытуемым стратегии решения задачи в соответствии со схемой Брунера. Данные, полученные в результате реального экспериментального исследования, как правило, содержат ряд стратегий, поскольку по ходу его большинство испытуемых переходит от одной стратегии к другой. Поэтому прианализе результатов и формулировке выводов необходимо указать, на каком этапе исследования какой стратегией данный испытуемый пользовался.
Примеры понятий:
1 признак | 2 признака | 3 признака | дизъюнктивные понятия |
1) квадраты 2) черные фигуры 3) 3 фигуры 4) фигуры с одной рамкой 5) круги 6) синие фигуры | 1) 3 квадрата 2) 2 красные фигуры 3) черные фигуры с двумя рамками 4) кресты с тремя рамками 5) синие круги 6) 2 фигуры с одной рамкой | 1) 3 черных квадрата 2) 2 круга с тремя рамками 3) синие кресты с одной рамкой 4) 3 красные фигуры с двумя рамками 5) 2 синих креста 6) 1 чёрная фигура с тремя рамками | 1) красные или круги 2) квадраты или с тремя рамками 3) две фигуры или синие фигуры 4) черные или с одной рамкой 5) одна фигура или с двумя рамками 6) кресты или синие |
Контрольные вопросы.
1. Что такое стратегия; её основные характеристики.
2. Охарактеризуйте стадии процесса решения задач.
3. В чём заключается процесс формирования понятий.
4. Как используется модель формирования искусственных понятий для исследования мыслительных стратегий.
5. Перечислите виды мыслительных стратегий (по Дж. Брунеру).