Второе направление. Изучение состояния звукопроизношения.

Задание №1.

Инструкция: ребенку предлагается повторить слова за экспериментатором.

Слова
1. С: сад, коляска, глобус.
2. Сь: василек, такси.
3. 3: замок, незнайка.
4. Зь: земляника, обезьяна.
5. Ц: цапля, кольцо, индеец.
6. Ш: шашки, ошейник, карандаш.
7. Ж: жираф, жук, лыжи.
8. IЦ: щука, щенок, плащ.
9. Ч: чайник, печенье, мяч.
10. Л: лампа, волк, стол.
11. Ль: лимон, плита, соль.
12. Р: рак, марки, мухомор.
13. Рь: река, пряники, фонарь.
14. К: куртка, скрипка, шкаф.
15. Г: грядка, грелка, виноград.
16. Х: хлеб, ткачиха, петух.

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок допустил ошибки в звукопроизношении в 12-16 вариантах.

2 балла – ребенок допустил ошибки в 8-11 вариантах.

3 балла – ребенок допустил ошибки в 5-7 вариантах произношения.

4 балла – ребенок допустил ошибки 1-4 вариантов произношения.

5 баллов – произнес все звуки правильно.

Задание №2.

Инструкция: ребенку предлагается повторить за логопедом следующие предложения.

Предложение
1. У Зины зонт.
2. Кузнец кует цепь.
3. Шапка да шубка - вот и весь Мишутка.
4. У ежа ежата.
5. Дятел долбил ель.
6. К нам во двор забрался крот.
7. Майя и Юра поют.

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок допустил ошибки звукопроизношения в каждом предложении.

2 балла – ребенок допустил ошибки в 5-7 предложениях.

3 балла – ребенок допустил ошибки произношения в 3-4 предложениях.

4 балла – ребенок допустил ошибки 1-2 предложениях.

5 баллов – все предложения произнес правильно.

Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:

Низкий уровень (1-2 балла) – Звукопроизношения нарушено полностью. 1 балл набрал 1-2 балла, 2 балла – набрал 3-4 балла. Ребенок делает ошибки в произношении звуков изолированно, в словах и предложениях. Речь невнятная, неуверенная.

Средний уровень (3-4 балла) – При произношении допускает ошибки в словах и предложениях. 3 балла набрал 5-6 баллов, 4 балла набрал 7-8 баллов. Нарушено 5-7 звуков. При повторении ребенок исправляет ошибки. Следит за произношением, старается. Речь понятная, уверенная.

Высокий уровень (5 баллов) – Нарушений в звукопроизношении нет. Набрал 9-10 баллов.

Помощь логопеда не требуется. Речь четкая, понятная.

Третье направление. Изучение звуко-слоговой структуры речи.

Задание №1.

Инструкция: взрослый предлагает ребенку назвать изображения на картинках (предметы, персонажи, растения, насекомые, животные), при затруднениях взрослый просит повторить за ним следующие слова



Слова
1. Свинья
2. Космонавт
3. Аквариум
4. Скворечник
5. Телевизор
6. Фотограф
7. Сковорода
8. Водопроводчик

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок допустил ошибки в 7-8 словах. Не смог повторить правильно слова за логопедом.

2 балла – ребенок допустил ошибки в 4-6 словах. За логопедом повторял слова по слогам.

3 балла – ребенок допустил ошибки произношения в 2-3 словах. За логопедом повторял слова, исправляя ошибки.

4 балла – ребенок допустил ошибки в 1-2 словах.

5 баллов – все слова произнес правильно. Помощь логопеда не требовалась.

Задание №2.

Инструкция: ребенку предлагалось послушать и повторить предложения за логопедом.

Предложения
1. Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
2. Ежик спит под ворохом листьев.
3. В аквариуме плавают рыбки.
4. Мальчик поставил велосипед под деревом.

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок не смог повторить предложения за логопедом.

2 балла – ребенок повторил предложения, допустил ошибки, не смог исправить их при повторном проговаривании.

3 балла – ребенок допустил ошибки, но исправил их, повторяя за логопедом по слогам.

4 балла – ребенок допустил ошибки, но исправил их самостоятельно или при небольшой помощи логопеда.

5 баллов – все предложения повторил правильно, повторного проговаривания не понадобилось.

Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:

Низкий уровень (1-2 балла) – Наблюдается сильное нарушение в звуко-слоговой структуре речи. Ребенок делает ошибки, как в структуре слов, так и в структуре предложений. Повторное проговаривание логопедом не приносит положительного результата.

Средний уровень (3-4 балла) – Ребенок допускает ошибки в структуре слов и предложений, которые имеют сложную конструкцию. Дети исправляют ошибки при повторном проговаривании за логопедом.

Высокий уровень (5 баллов) – Нарушений в звуко-слоговой структуре слов и предложений нет. Ребенок повторяет за логопедом правильно с первого раза, без повторения.

Четвертое направление. Изучение грамматического строя речи

Задание №1.

Инструкция:ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много

Часть

Предмет
1. Глаз
2. Ведро
3. Рот
4. Лев
5. Перо
6. Окно
7. Дом
8. Кресло
9. Ухо
10. Дерево
11. Стол
12. Стул

2 часть

Вопрос
1. У тебя ведра, а у меня нет чего?
2. У тебя львы, у меня нет кого?
3. У тебя деревья, у меня нет чего?
4. У тебя яблоки, у меня нет чего’
5. У тебя кресла, у меня нет его ?

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок не справился с заданием первой и второй части, не смог образовать множественное число

2 балла – ребенок образовал 1-5 слов множественного числа первой части, со второй частью не справился.

3 балла – ребенок образовал 8-9 слов множественного числа первой части и выполнил 1-3 задания второй части.

4 балла – образовал 10-11 слов множественного числа первой части и 3-4 задания второй части.

5 баллов – справился с первой и второй частью задания.

Задание №2.

Инструкция:ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках.

Слово
1. Окно
2. Зеркало
3. дерево
4. Ящик
5. Кольцо
6. Петля
7. Ухо
8. Платье

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок не смог образовать названия предметов в уменьшительно ласкательной форме.

2 балла – ребенок правильно образовал 1-3 слова. Использовал помощь логопеда.

3 балла – ребенок правильно образовал 4-5 слова. Использовал помощь логопеда.

4 балла – ребенок правильно образовал 6-7 слова в уменьшительно-ласкательной форме. Использовал помощь логопеда.

5 баллов – образовал правильно все слова. Помощь логопеда не использовал.

Задание №3.

Инструкция:Логопед предлагает для просмотра шесть картинок. На картинках изображены предметы в количестве двух и пяти. Ребенку необходимо назвать изображенные предметы, правильно согласовав их.

Слово
1. Два мяча
2. Пять мечей
3. Две розы
4. Пять роз
5. Два окна
6. Пять окон

Балльная оценка данного задания:

1 балл – ребенок не справился с заданием. Не смог образовать и согласовать правильно числительные с существительным.

2 балла – ребенок правильно образовал 1-2 числительных с существительным по образцу логопеда.

3 балла – ребенок правильно согласовал 3-4 существительных, использовал помощь логопеда.

4 балла – ребенок правильно образовал 4-5 существительных, в некоторых случаях с помощью логопеда.

5 баллов – все задания выполнил правильно, самостоятельно, без помощи логопеда.

Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:

Низкий уровень (1-2 балла) – 1 балл – набрал 1-2 балла, 2 балла – набрал 3-5 баллов. Ребенок не справляется с заданиями. Ребенок не может образовывать множественное число, уменьшительно ласкательную форму и не умеет образовывать и согласовывать числительные два и пять с существительными. Помощь логопеда не использует. Речь невнятная, мало понятная.

Средний уровень (3-4 балла) – 3 балла - набрал 6-8 баллов, 4 балла – набрал 9-12 баллов. Ребенок допускает ошибки в грамматическом образовании и согласовании слов. При помощи логопеда исправляет ошибки. Следит за речью, за четкостью, правильностью и понятностью.

Высокий уровень (5 баллов) – набрал 13-15 баллов. Ребенок справляется со всеми заданиями. При выполнении не допускает ошибок. Помощь логопеда не требуется. Речь грамматически правильно оформлена, понятная, четкая.

Наши рекомендации