Дополнительные замечания о знании и бытии

Мы начнем нашу беседу с дальнейших мыслей о двух сторо­нах человека, называемых в Работе стороной Знания и стороной Бытия. Так как я замечаю, что эти две стороны Работы ваши не­достаточно продуманы, я задам вам такой вопрос: допустим, вы имеете некоторое лицо, которое очень примитивно, очень нераз­вито в обычном смысле, очень суеверно и, скажем, больше похо­же на животное, чем на человеческое существо. Теперь предпо­ложим, что вашей задачей является поднять это лицо до лучшего состояния. Как вы намерены начать делать это? Теперь, если вы подумаете над вопросом, вы поймете, что вы имеете две задачи, стоящих перед вами, и вы начнете понимать, почему Работа гово­рит, что Человек имеет две стороны, Знание и Бытие. Вы начнете понимать, что то, что Работа говорит о двух сторонах лица, кото­рое должно быть развито, совершенно правильно. Теперь, то ли­цо, с которым вы имеете дело, ничего не знает, а также это лицо лжет, ворует, ведет себя бесчестно и т.д. С какой стороны вы со­бираетесь начать? Вы должны думать для самих себя относи­тельно того, с чего бы вам начать. Начнете ли вы путем обучения его некоторому Знанию или путем действия на его Бытие, скажем, большой дубинкой? Представляете ли себе теперь более ясно, что эти две стороны, состояние его Знания и состояние его Бытия, представляют человека в психологическом смысле и что, если мы сами желаем расти, это возможно только по этим двум линиям -линии знания и линии бытия.

Теперь поговорим об уровнях Бытия. Что является признаками уровня Бытия в человеке в смысле Работы? Как мы можем по­нять, что это значит, что каждый человек находится на более вы­соком или более низком уровне Бытия? Все мы можем понять, по крайней мере, до некоторой степени, что каждый человек нахо­дится на более низком или более высоком уровне Знания. То есть, мы можем понять относительность Знания. Мы можем осоз­нать, что человек знает о некотором предмете больше или знает меньше, чем мы. Я говорю здесь с умыслом, что мы можем по­нять это до некоторой степени. И под этим я имею в виду, что мы не говорим о качестве знания, но просто в общем смысле всего знания. В наше время методом экзаменов человек проверяется относительно его степени знания. Научного ли или коммерческо­го, математического, классического и т.д. Все мы готовы допус­тить, что то или иное знание человека, скажем, астрономии, фи­нансов, французского языка, автомашин или литературы и т.д., может быть на более высоком уровне, чем наш собственный. И этот стандарт знания, проверяемый путем экзаменов в практике, по которому судят людей. Но в Работе дело иное. Люди в Работе не оцениваются только со стороны Знания, но и со стороны Бы­тия. И точно так, как Знание относительно, так и Бытие, то есть, бытие одного человека, может быть относительно на более высо­ком уровне, чем бытие другого.

Работа говорит, что человек должен быть на уровне Бытия, называемом Хороший Управитель,прежде чем действительно рассматривается как пребывающий в Работе. Поэтому со стороны Бытия мы начинаем с человека, который находится на уровне, называемом Хороший Управитель.Заметьте слово «хороший»,так как Бытие имеет дело с Добротой. Вы не можете применить это слово к Знанию. Знание является либо правильным, либо ошибочным знанием, истинным или ложным знанием. Вы можете узнать правду о том, как сделать автомашину. Это есть знание, которое является истиной. Но вы можете также иметь ложное или ошибочное знание. Поэтому термины истина и ошибочность отно­сятся к стороне Знания. Но в случае Бытия эти слова не могут быть применены точно таким же образом. Человек является хо­рошим Управителем или плохим Управителем. Хороший человек или плохой человек - термины совершенно отличные от терминов правильный и ошибочный, какие применяются к Знанию. Человек может быть, в совершенно обычном смысле, хорошим человеком и иметь совершенно ошибочное знание, скажем, о том, как сде­лать автомашину. С другой стороны он может быть в обычном смысле плохим человеком, даже преступником, и иметь очень хо­рошее знание о том, как сделать автомашину. Другими словами, не только Знаниеопределяет человека в Работе. Он определяет­ся, кроме того, в терминах его Бытия,которые являются отправ­ным пунктом в Работе. Это не значит, что Знание человека беспо­лезно в Работе. В Четвертом Пути, который мы изучаем, Знание может оказаться очень полезным. Но что прежде всего берется в рассмотрение, так это его уровень Бытия, тип человека, каким он является. Он должен быть, или близко к этому, на уровне Хороше­го Управителя, и, если он не является таковым, то несуществен­но, что он знает - он бесполезен для Работы.

Но так как мы уже говорили много раз о том, что значит Хоро­ший Управитель, то сейчас мы собираемся говорить об уровнях Бытия и что имеется под ними в виду. Я начну со следующей фразы Работы: «Человек, впервые услышав эту Работу, понимает ее и может понимать ее только на своем уровне бытия». Эта Ра­бота входит в вас как Знание. Но Знание и Понимание - две раз­личные вещи. Вы можете знать много и ничего не понимать о том, что вы знаете. Эта Работа, входя в вас как новее знание, будет понята точно в соответствии с вашим уровнем Бытия, и это будет зависеть от того, имеете ли вы Магнитный Центрили нет. Это второй признак Бытия в Работе.

Теперь пойдем медленно и повторим, чтобы учение о Бытии могло быть уловлено. Первое, относительно Бытия, - человек должен быть на среднем уровне Хорошего Управителя. Он дол­жен быть ответственным и скорым. Он не должен быть бродягойили безумным(о значении этих технических терминов мы доста­точно говорили в другом месте). Вторым признаком Бытия, в на­чале, является обладание Магнитным Центром.На обычном языке это означает, что кандидат для обучения должен быть че­ловеком, который размышлял о жизни и хочет знать смысл самого себя на Земле и имел много своих собственных личных мыслей, которые привели его к смутному чувству: должно быть что-то еще, некоторый другой смысл в вещах, чем он думал, некоторый другой смысл в жизни, кроме того, которому его учили, так сказать, в школе. Грубо говоря, без применения технического языка, он должен быть человеком, который не вполне удовлетворен поло­жением, деньгами, успехом, имуществом и т.д. и уловил образ чего-то позади мира чувств, позади мира явлений. Или, выража­ясь более технически, человек с Магнитным Центром в своем Бытии есть человек, который имел моменты, когда он чувствовал, что человек не может быть объяснен и поэтому не может быть понят только в терминах самого себя.

Иногда в деревне, в лесах, на полях мы видели нечто, что за­ставляло нас ощущать, что мы были далеки не только от самих себя, но от всякого истинного смысла. Или, может быть, было, что некоторые слова, прочтенные из Евангелий и Школьной Церкви, заставляли нас затаить дыхание. Или неожиданный вид кого-то пробуждал странное ощущение, что мы забыли что-то, что мы должны были всегда помнить. Или нас затронула мысль о какой-то книге, которая, казалось, была наполнена смыслом, который мы не могли постичь и все-таки узнали. Теперь, когда человек : убежден в своих внутренних и наиболее скрытых мыслях - мыс­лях, которые он не может легко выразить в словах, что должно быть нечто ещепозади жизни, и, однако, в то же время он на­правляет свою задачу в жизни и Работает, становится тем, кем должен становиться - солдатом, матросом, доктором, священни­ком, адвокатом и т.д. - он является как Хорошим Управителем,так и человеком, который имеет следы Магнитного Центра. Но, выражая это несколько проще, насколько это возможно - если че­ловек ни во что не верит, но делает успехи в жизни и видит жизнь как выполнение всего, в чем он нуждается, и не заботится ни о чем другом, тогда он не имеет Магнитного Центра. Он может быть Хорошим Управителем, но совсем не в смысле Работы. Ибо в полном смысле Работы Хороший Управитель - это человек, кото­рый выполнил свои обязанности в жизни ответственным образом и больше не верит в жизнь.Он больше не верит, что жизнь сама по себе куда-то ведет, но считает, что при таких обстоятельствах он должен выполнять свой долг. Не верить больше в жизнь как способную выполнить все, что мы ищем, это одна вещь; а счи­тать, что имеется нечто еще, что мы должны искать - это другая вещь, ибо это последнее означает, что человек имеет Магнитный Центр, нечто в нем, что указывает в некотором направлении, ко­торое не подчиняется обычным законам компаса.

Еще раз повторим учение о Бытии. Во-первых, человек дол­жен быть в жизни, иметь дело с жизнью и достичь некоторого со­ответствующего положения в жизни и знания жизни и, таким обра­зом, быть Хорошим Управителем, способным иметь дело с обыч­ными трудностями и проблемами человеческого существования. То есть Работа не для людей, которые стремятся убежать от нор­мального бремени жизни. Она - для нормальных скромных лю­дейи начинается с этого уровня Бытия. Очень важно, чтобы каждый понял это. Во-вторых, Бытие человека должно иметь некото­рый след Магнитного Центра в нем. Это значит, что в учении Ра­боты о том, что означает Бытие,человек, который не имеет Маг­нитного Центра, кто бы он ни был и чем бы он ни являлся в жизни, находится на более низком уровнеБытия, чем Человек, который имеет Магнитный Центр. Здесь, все вы увидите, учение Работы о Бытии полностью отличается от обычного представления о Бы­тии. Человек, который находится на обычном уровне Бытия, на­зывается Хорошим Управителем и имеет Магнитный Центр,на­ходится на более высоком уровне Бытия, чем человек, который является в широком смысле просто Хорошим Управителем. И да­лее, человек, который имеет Магнитный Центр, но ненаходится на обычном уровне Хорошего Управителя, а принадлежит к кате­гории «бродяги» или «безумного» (лунатика), находится на более низком уровнеБытия, чем Хороший Управитель безМагнитного Центра. Еще раз подчеркиваю, как важно понять это первое уче­ние Работы о Бытии.

Многие вещи могли бы быть добавлены здесь в этой связи, но сейчас мы будем продолжать рассматривать то, что эта Работа говорит о признаках Бытия в его развитии.

Теперь следующая техническая деталь, сказанная относи­тельно качества или уровня Бытия человека, помимо обладания Магнитным Центром, - это то, что оно характеризуется фактом множественности.И именно благодаря множественности Бы­тия Человекаего развитие может быть понято. Человек имеет много различных «я» в себе, и эта черта характерна для его Бы­тия. Наивысшего Бытиячеловек может достичь тогда, когда в нем царствует только одно постоянное «Я». То есть, все развитие Бытия лежит в направлении увеличения единения и достигается, в конце концов, посредством единства Бытиявместо множест­венности его. Целое человека должно сформировать одногоче­ловека. Но такими, какими мы являемся, мы не одно, но многие.Человек похож на дом, полный слуг, которые ссорятся и исполь­зуют единственный телефон и все говорят от имени своего госпо­дина. Человек есть дом в расстройстве. Человек - это легион. Од­нако, выше его, на более высоком уровне его, имеется истинное «Я», существование которого он иногда ощущает, особенно в ус­ловиях большой опасности. Это одно постоянное и истинное «Я» есть наивысшее Бытие Человека и каждый человек имеет это в себе. Поэтому все развитие Бытия,в смысле Работы, определя­ется посредством приближения к этому истинному «Я», которое объединяет все, что есть в нем и скрыто в каждом, в глубинах его.

И позади всех скучных вещей он делает и говорит со своей другой стороной, которая начинает становиться осуществленной только через самонаблюдение. Люди в Работе, которые начинают чувст­вовать это, имеют уже большее единства Бытия. Почему это про­исходит? Это происходит потому, что они следуют чему-то, что объединяет их. Если число людей мыслит и практикует одну и ту же вещь, они находятся больше в единении, и не только это, - они находятся больше в единении в самих себе. Только учение, имеющее качество Работы в себе, может осуществить какой-либо вид единения, либо в ком-либо самом, либо в связи с другими. Если вы видите истину одного или другого из учений Работы, вы будете вовлечены внутренне в начало единствав себе, ибо эта Работа ведет к единению с истинным «Я» и предназначена к это­му. И вы начнете видеть для себя самих, что вы не можете быть заодно с отрицательными состояниями, ибо истинное «Я» никогда не приблизится к вам, если вы не подверглись проверке относи­тельно всех самоэмоций.

Следовательно, мы имеем ясное определение того, что зна­чит уровень Бытия. Более высокий уровень Бытия означает при­ближение к единству или тождеству Бытия. Если бы не было ни­чего выше нас, никакой цели, которая может быть достигнута, то не было бы никакого поддающегося определению развития Бы­тия. Однако имеется цель. Но, чтобы достичь этой цели, необхо­димо следовать определенным указаниям, то есть учению о том, как достичь ее. Работа в каждом ее аспекте и каждой детали го­ворит о достижении этой цели. Никакой более высокий уровень Бытия невозможен, помимо того, который приобретен в жизни, кроме как через особую силу, действующую на нас. Единство Бы­тия недостижимо через влияние жизни. Оно достижимо только через влияния, идущие от тех, кто достиг этого верховного разви­тия Бытия. То есть необходимо особое Знание, которое долж­но быть применено к Бытию.

Наши рекомендации