Как может человек найти свой собственный смысл?

Всякий рождается в мир с одним наставлением - учиться с точки зрения Работы, выполнить одну задачу по отношению к се­бе, и если он не начинает видеть ее, его жизнь действительно бессмысленна. Мы должны вспомнить нечто, что все мы забыли. Жизнь очень коротка; мы теряем себя слишком рано в жизни. Но не будьте пассивны. Опомнитесь и спросите себя: «Что-я делаю? Куда я иду?» Подумайте, что вы должны сделать прежде, чем будет слишком поздно; подумайте, что является слишком важным для вас, над чем Работать. Всякий должен разглядеть в себе, над чем он должен Работать, его основание для существования в этой жизни.

Человек рождается на этой планете с внутренней задачей, но жизнь так устраивается, что он не может найти себя и свой смысл через просто жизнь, но только через видение того, что представ­ляет собой эта внутренняя задача. Работа говорит, что всякий рождается и находится как раз в наилучших обстоятельствах по отношению к этой задаче и что, если человек встречает эту Рабо­ту, его условия являются как раз теми, которые лучше всего под­ходят для цели Работы. Но, конечно, всякий думает, что если бы только он был в иных обстоятельствах, все было бы легко. Это не так. Рождение происходит от судьбы, не случайно, и всякая судь­ба должна иметь дело с возможной эволюцией каждого. Каждый должен Работать против обстоятельств, в которых он находится. Быть рожденным бедным влечет за собой трудности, и быть рож­денным богатым влечет за собой трудности. Какой жизнь являет­ся, она всегда идет по-иному, чем мы ожидаем, и все идет, так сказать, крест-накрест. Если бы сама жизнь была целью, это не было бы так. Но когда мы думаем о наших жизнях с точки зрения того, что мы и все другие люди имеют главной вещью понять и трансформироваться, весь смысл существования меняется. Жизнь очень коротка - один момент или около того путаницы и неразберихи, но даже в этом случае возможно путем действия Работы уловить проблеск того, над чем кто-либо должен Работать и что действительно означает существование кого-либо здесь.

Эта Работа, если она правильно прочувствована и применена, постепенно приводит к представлению о том, что человек должен делать, какой урок он должен учить, какова главная вещь в нем, которую он должен трансформировать. Это называется Главной Особенностью. Но человек не может войти во внутреннее воспри­ятие своей Главной особенности, пока он не готов для этого. Все его отдельные наблюдения и цели в отношении к своей собствен­ной Работе над собой, если они делаются искренне, будут посте­пенно объединяться и показывать ему, против чего он должен Ра­ботать, и даст ему понимание, почему он находится внизу, здесь, на Земле. Это есть нахождение смысла кого-либо или, скорее, смысла существования кого-либо. Но бесполезно стараться найти Главную Особенность кого-либо непосредственно. Вы должны вполне честно начинать всегда Работать над одной вещью, кото­рую вы наблюдали, и стараться изменить ее искренне. Люди час­то чувствуют Работу искренне, но никогда не думают начать ис­кренне от чего-то, что они замечают в себе, и Работать над этим. Они хотят всего одновременно и без оплаты.

Но если вы чувствуете эмоционально о достижении познания вашей Главной Особенности и реально хотите узнать о ней, вы можете уловить проблески. Иногда вы можете видеть Главную Особенность в других людях. Спросите себя: «Что находится в этом человеке, что сделало бы его другим?»

И если только вы сможете увидеть, как ошибались вы в своей собственной жизни, как вы всегда реагировали таким образом в некоторых обстоятельствах, если вы сможете вдруг уловить про­блеск этого, тогда вы сможете иметь цель, которая неизбежно приведет вас к Главной Особенности. Вы найдете, что есть нечто, о чем вы всегда знали и подозревали, но вы никогда вполне не осознавали это как ту самую вещь. Возможно, вы увидите это в мгновенной вспышке и вы подумаете: «Итак, в конце концов, это есть то; это было то все время». Вы всегда знали это, но не дога­дывались, что это была вещь, которая должна быть изменена. И вы увидите тогда, что если вы сможете изменить именно ту вещь, вы будете в состоянии изменить другие вещи. После первого про­блеска вы можете не увидеть этого снова в течение некоторого времени. Затем вы увидите это снова. Это есть ось, на которой вер­тится ваша личность, и это есть ошибочная ось, поэтому, если вы не построите нечто позади вашей личности, вы не сможете найти себя.

Но если вы сможете получить след реального «я», чтобы коснуться Главной Особенности, вы увидите, что делает вашу жизнь ошибочной. А если вы чувствуете, что раскрытие этого есть истинный смысл жизни для вас, тогда жизнь никогда не может стать бессмысленной.

Правильное и Ошибочное

Трудно людям, особенно людям, которые кристаллизовались в своем ощущении правильного и ошибочного, понять, что нет абсолют­но правильного и ошибочного, что правильное и ошибочное относи­тельны. Люди обижаются, когда им говорят это, особенно люди, кото­рые достаточно тщеславны, чтобы думать, что они - неправы.

Правильное и ошибочное зависит от третьего фактора. Сами по себе они просто противоположности, которые погашают друг друга. Третий фактор есть цель.Если вашей целью является от­правиться в Эдинбург, тогда правильным будет поехать на север и ошибочным - поехать на юг. Но если вашей целью является от­правиться в Брайтон, то будет правильным поехать на юг и оши­бочным - поехать на север.

Но людям нравится, чтобы им говорили, что всегда правильно делать это или то - то есть поехать на север, и всегда ошибочно -поехать на юг.

Многие жесткие идеи этого рода доминируют над умами лю­дей и делают их развитие безрезультатным. Общая формулиров­ка правильного и ошибочного в Работе есть то, что все, что про­буждает вас, правильно.Но эта формулировка требует большо­го ума, чтобы понять ее.

САМОВОСПОМИНАНИЕ

Люди продолжают мыслить о самовоспоминании, но они не делают этого, Необходимо останавливать цепь автоматических ассоциаций ежедневно. Это может быть сделано путем внутрен­ней остановки,т.е., остановки всего, всех мыслей и т.д. Это есть начало самовоспоминания. Но люди, как я говорю, продолжают мыслить о самовоспоминании себя и никогда не делаютэтого.

Чтобы помнить себя, всякий должен остановить все и поднять себя до полного безмолвия и полной потери всякого обычного ощущения себя. Это отнимает немного времени. Но большинство людей не могут уделить даже одной минуты делать это, т.к. они являются рабами своих машин, поэтому они связаны и прикреп­лены к непрестанному и бесполезному потоку мыслей, отрица­тельных эмоций, личных счетов и т.д. Очень жаль, особенно в настоящее время, когда внешний гипноз столь силен, что люди не дают себе первого сознательного толчка и имеют даже такие мысли, как например, что война сделает все лучшим. Он не может достичь человека в потоке его личных мыслей, забот и эмоций.

Помощь, которая идет от руководства высших центров, не мо­жет достичь Второго Состояния Сознания; она может достичь только Третьего Состояния Сознания. Ее нельзя коснуться путем ассоциативного мышления, которое только удерживает человека на одном и том же уровне, как будто бы он говорит снова и снова: «Я должен прыгнуть», не сознавая, что если он хочет достичь бо­лее высокого уровня, он должен действительно прыгнуть. Нет пользы говорить: «Я должен помнить себя». Вы должны действи­тельно помнить себя.

КОММЕНТАРИИ НА УСИЛИЕ

Часть 1.Когда человек в этой Работе прекратил делать какие-то усилия, он, как часто говорят, дрейфует. Дрейфовать - значит не иметь никакого направления. В других случаях он, говорят, впал в сон. Впасть в сон в Работе означает просто забыть все с ней. Например, человек может стать настолько погруженным в жизнь, что он забывает все, относящееся к Работе. Он тогда не просто дрейфует, но почти спит.

В этой беседе я собираюсь говорить об усилии. Работа зави­сит от усилия. Она основана на усилии, но усилии определенного рода. Усилие, в общем, различается двух видов - механическое и сознательное. В обычном смысле механическое усилие есть то, что мы должны делать, что жизнь заставляет нас делать. Все жи­вотные, вся природа, вся органическая жизнь, малую часть кото­рой мы образуем, должны делать механические усилия. Возьмем пример. Если идет дождь, вы должны раскрыть свой зонтик. Это именно то, что имеется в виду под механическим усилием, и пу­тем таких усилий мы приспособляемся к жизни.

Сознательное усилие означает усилие, которое не является необходимым для существования в жизни и не вызывается жиз­нью. То есть, жизнь не является его причиной; источник его про­исхождения не лежит в жизни. Это значит, что некоторый источ­ник, другой, чем интересы жизни, является необходимым, чтобы делать сознательно усилие, через который сознательное усилие становится возможным.

Спрашивали ли вы когда-либо себя, действительно ли вы счи­таете, что имеются какие-нибудь влияния, не принадлежащие к жизни и идущие из другого источника?

Разрешите мне напомнить вам о том. что говорит учение. Имеются два вида влияния в самой жизни, называемые А и В влияниями. А влияния создаются внутри жизни, посредством ее столкновения и трения, посредством ее претензий, ее войн, ее преступлений, ее коммерции, ее интересов, ее законов и т.д. Но В влияния существуют в жизни и они говорят другим языком, т.к. они берут начало из источника вне жизни - из того, что называется С влияния - то есть, от людей, которые испытали индивидуальное развитие. С влияния не идут из круга механического человечест­ва, но из сознательного круга человечества. Но для С влияний невозможно достичь жизни непосредственно. Они не были бы по-

няты. У них другой язык, один из которых мы должны медленно

изучать. Жизнь изменяет их в В влияния.

Когда человек чувствует существование А и В влияний и осоз­нает, что С влияния должны существовать вне жизни, он начинает ощущать существование чего-то более высокого, чем он сам. Это начинает пробуждать эмоциональный центр и делать сознатель­ное усилие возможным. В противном случае человек будет только чувствовать самоэмоции и оставаться в узкой сфэре самого себя. Наиболее важным сознательным условием является помнить себя. Это всегда трудно, так как все мы давно забыли себя, но совсем невозможно, если человек не имеет ощущения более вы­соких влияний и не может видеть разницы между А и В влияниями в жизни. Самовоспоминание должно иметь эмоциональный фак­тор, не себя, не личности, а чего-то более глубокого, или, если хотите, более высокого, чем обычное «я» кого-либо. В самовоспи­тание входит и фактор воли- не самоволия, но сознательной воли. Имеются две стороны в отношении к Работе, где может быть сделано усилие,и они являются единственными двумя сторона­ми, на которых человек может развиваться. Первая находится на стороне знания, и, в случае этой Работы, усилие лежит в раз­мышлении об идеях и создании собственной индивидуальной и тесной внутренней связи с их смыслом, и нет ничего более важно­го, чтобы начать усилие. Человек должен думать, делать предпо­ложения и размышлять, погружаться в свой ум, жить своим собст­венным путем, воображать и формировать свои фантазии, свое собственное ощущение Работы как подлинного отправного пунк­тав самом себе. Ибо, раз он формирует и создает некоторый от­правной пункт, то, если он ошибочен, он может быть видоизме­нен. Работа тогда начинает распространять свет в уме.

Вторая находится на стороне бытия. Усилия на стороне зна­ния отличаются от усилий на стороне бытия. Только идти они должны рука об руку. В результате появляется понимание.Как было сказано ранее, эта Работа должна быть основана на понимании. Ни­кто не может приспособиться к ней, как приспосабливается к жизни вне себя. Понимание является наиболее могущественной силой, ко­торую мы можем создать в себе. Нет ничего лучшего, что может быть достигнуто в конце концов, чем понимание; и в Работе человек опре­деляется как его понимание. Человек есть его понимание.

Сегодня я хочу говорить об усилии со стороны бытия.Уси­лия, направленные на бытие кого-либо, отличаются, как было ска­зано, от усилий, направленных к размышлению о знании этой сис­темы. Две стороны человека - сторона его знания и сторона его бытия - должны быть объяснены, чтобы сформировать понима­ние. Эта Работа дает нам больше знания, чем мы имеем для бы­тия. Но очень трудно объединить это знание с бытием.Полной задачей, однако, является сделать это, и первая необходимость -это оценить, то есть, полюбить его, желать его, чувствовать стремление к нему. Знание может объединиться с бытием только через некоторую эмоцию, через некоторое желание, через стрем­ление. Всякий должен хотеть того, что он знает. В противном слу­чае знание не может объединиться с бытием. Вы не можете Ра­ботать над вашим бытием отдельно от знания этой системы, если вы не применяете ее к вашему бытию, а вы не можете применять ее к вашему бытию, т.е., она не может войти в вашу волю и таким обра­зом действовать на вас, если вы не хотите ее, не желаете ее. Обыч­ное состояние человека есть то, что он не хочет того, что он знает.

Мы действуем из нашего состояния бытия, не из нашего зна­ния. Это наша воля, которая действует, и наша воля возникает из нашего уровня бытия. Поэтому человек знает лучше, но поступает хуже, и, пока он находится в этом состоянии, он не имеет единст­ва в себе и, таким образом, не имеет понимания, так как в нем имеются две отдельные стороны. Для знания, чтобы действовать на бытие, должно быть желание, восхищение, или удовольствие в идеях Работы, ибо никто не может перейти со стороны знания на сторону бытия без желания, удовольствия или стремления, то есть без охоты. Тогда человек будет желать жить с тем, что он знает, жить своим знанием, и его воля и его знание начнут сра­статься. Именно здесь проявляется вся оценка Работы и ее внут­ренний фон. Все в Работе начинается с оценки, аэто означает желание чего-то,ибо вы не оцените вещь, если вы не хотите ее. Это вносит волю, а через волю, через стремление вы начинаете применять знание к вашему бытию. Если вы применяете его, то­гда ваше знание начнет превращаться в понимание через союз меж­ду волей вашего бытия и знанием в вашем уме. Как вы знаете, пони­маниеопределяется четко в этой системе. Пониманиеесть среднее арифметическое между вашим знанием и вашим бытием.

Таким образом, вы видите, что иметь знание этих идей недос­таточно Совсем легко видеть, когда человек знает только знание, но не понимает этой Работы. Если вы понимаете что-либо, вы можете говорить об этом различным образом; если это только знание, вы будете говорить об этом по памяти.

Теперь относительно усилий на бытие.Всякий должен де­лать сознательное усилие на свое бытие каждый день, и особенно в тот период времени, когда всякий ложится спать. Если вы хоти-

те принимать жизнь как вашего учителя, то, как было сказано в предыдущем докладе, вы должны практиковать неотождествле­ние с тем,что жизнь приносит вам, приятное или неприятное, в течение некоторого времени ежедневно. Жизнь требует механи­ческого усилия, но если вы практикуете неотождествление, оно становится сознательным усилием. Только делайте это в течение некоторого времени - скажем, одного часа - и оставайтесь соз­нающим и наблюдайте себя внимательно. Например, сделайте вашей целью не возражать на что-либо в течение часа. Это по­может вам увидеть, что означает неотождествление. Впоследст­вии вы можете уменьшить напряжение в отношении Работы и делать то, что вы хотите, если вам нравится. Но либо Работайте, либо не Работайте, и знайте, что вы делаете. Нэ будьте между центрами. Не дрейфуйте из-за недостатка какого-либо умственно­го напряжения и не впадайте в это время в сон. Ослабить напря­жение не значит обязательно впасть в сон.

Теперь что касается Работы над особыми вещами в себе и совершения усилия по отношению к ним - то есть над стороной вашего бытия, над видом человека, каким вы являетесь, и над способом, каким вы реагируете. Сперва возьмите ваше отрица­тельное «я», т.е. ваши повседневные отрицательные эмоции. По­пытайтесь увидеть, прежде всего, что вы являетесь отрицатель­ным и подтвердите это. Это помогает само по себе. Теперь, как вы знаете, это требует другого человека, чтобы сделать вас отри­цательным. Поэтому задайте себе несколько вопросов, например, таких:

* Думаю ли я, что со мной плохо обращался кто-то?

* Завидую ли я кому-либо?

» Является ли это механическим отвращением? Это помогает вам формулировать вашу ситуацию к самому себе. Теперь попытайтесь сформулировать ответы самому себе. •Затем попытайтесь подумать о том, что означает внешнее рас­смотрение.Внешнее рассмотрение означает постановку себя в положение другого лица и осознание его затруднений. Это есть один способ трансформированияжизни. Поэтому теперь сде­лайтесь человеком, о котором вы думаете, что он обращался с вами плохо, или человеком, которому вы завидуете, и т.д. Попы­тайтесь сделать это искренне. Это требует сравнительного уси­лия. Отчетливо представьте себя как человека и переверните по­ложение - то есть, вы становитесь человеком, которого вы не лю­бите, ненавидите или критикуете, а теперь смотрите на другого человека, как на самого себя. Как правило, это излечит вас очень

быстро, если вы сможете сделать это. Но если вы находитесь в дурном состоянии отрицательной эмоции - как все мы находимся по временам, - ничто не поможет вам, кроме осознания, на что вы сами похожи. Это болезненно. Но мы не можем измениться без боли. Работа есть зеркало, и всякий в ней может помочь вам уви­деть ваше собственное «я» в этом зеркале. Но вы не поймете это­го, если не увидите себя в других или других в себе. Внешнее рассмотрениеесть главный способ Работы с отрицательными • эмоциями. Но необходимо понять, что это значит. Это зависит от отчетливого представления себя. Внешнее рассмотрение отни­мает некоторое время. Его трудно сделать искренне, т.е. пра­вильно. Всегда требуется очень большое усилие сделать его. Но оно действует на бытие непосредственно. Некоторые находят его невозможным, так как они не могут вообразить, что они могут быть кем-либо еще, особенно человеком, которого они презирают. Это делает Работу трудной для них.

Теперь поговорим об усилиях в отношении на депрессии. Де­прессия не есть то же, что быть отрицательным. Имеется инте­ресная вещь относительно депрессии, которую необходимо отме­тить, именно, что она воздействует на все центры, даже на ин­стинктивный центр. Депрессия происходит не только от потери надежды и веры в будущее, хотя это является обычной причиной. Она может возникнуть просто без усилий какого-либо рода, так что центры являются переполненными, так сказать, и с другой стороны само состояние, как бы оно ни вызывалось, является та­ким, в котором энергия в центрах становится прокисшей. Оно мо­жет возникнуть просто из обрыва самого себя, как если бы кто-либо воображает, что он таков всегда, скажем, преуспевает, а на­ходит, что это не так. Но какова бы ни была ее причина, состояние депрессии должно быть признано и сделано всякого рода усилие, чтобы преодолеть ее. Я говорю усилие,так как только усилие будет менять состояние, даже усилие делать обычные небольшие-необходимые вещи. Но как раз сознательное усилие вспомнить себя немедленно выведет нас из депрессии. Причина заключает­ся в том, что оно приводит нас в «я» Работы, то есть, в «я», кото­рые чувствуют влияния Работы, и выводят из жизненных «я», в которых депрессии центрируются. И здесь я должен добавить, что вы должны бороться, чтобы иметь Работу в вас. Вы должны бо­роться в вашем уме за Работу, поддерживать ее живой, иначе она начнет становиться безучастной.

Теперь возьмем вопрос сознательного усилия на механич­ность.Это очень большой вопрос. Начнем с болтовни, внешней и внутренней. Болтовня - наиболее механическая вещь в человеке. Помните, что она не только означает болтовню в данное время,но болтовню впоследствии. Я должен предупредить вас, что всегда легко видеть, когда человек болтает дурно. И болтовней является не только высказывание вещей, но и писание их или показ их некоторым образом путем интонации, путем жеста, путем намека и т.д.

Намекание есть плохой пример ошибочной болтовни. Нако­нец, это означает болтовню внутри себя.Попытайтесь подумать над тем, что вы говорили в течение дня, а затем подумайте о пра-

- вилах. Люди часто заражают друг друга дурной болтовней. И пом­ните, что о том, что я говорю кому-либо частным образом, не сле­дует болтать. Это есть определенное правило.

Теперь возьмем другую механическую привычку, помимо бол­товни. Сперва вы должны наблюдать, является ли это дурной привычкой, то есть, если она приводит вас в сон. Имеются хоро-

шие привычки, которые являются механическими, но зачем пытаться изменить их? Различайте между хорошими и плохими механическими привычками. Отметьте ясный пример, т.е., леность, жадность и т.д. Попытайтесь преодолеть их за короткое время, то есть, пока вы имеете силу сделать это. Никогда не Работайте над собой сверх того, что полезно, ибо тогда усилие перестает быть сознательным и становится в свою очередь механическим. sf Все становится механическим со временем. Помните это. Все, что вы делаете сознательно, сохраняется для вас; все, что вы делае­те механически, является потерянным. Поэтому усилия должны быть сознательными. Действительно, нет таких вещей, как меха­нические усилия в Работе. Они принадлежат жизни. Имеется класс усилий, называемых в Работе усилиями избегать усилия. Это значит, что люди делают всякого рода бесполезные и излиш­ние усилия и избегают делать усилие, которое требуется. Вы пом­ните клоуна в цирке. Он бросается делать всякого рода бесполез­ные вещи. Этот клоун - вы сами. Но мы будем говорить о беспо­лезных усилиях в следующий раз.

Часть 2.В продолжение всей этой Работы, в отношении каж­дой стороны ее, должно делать усилие воспоминания.Память лежит во всех трех центрах. Допустим, что человек достигает со­стояния в Работе, в котором он чувствует необходимость поста­вить цель, основанную на том, что он наблюдал в себе. Он ставит цель и затем решает держать ее. Но чтобы держать ее, он должен помнить.Он должен не только помнить, какова его цель, но он должен помнить, почему он поставил ее и что привело его к тому, чтобы решить держаться ее. Если только он помнит свою цель как

слова, как изречение - именно, что его целью является не делать этого или того, не реагировать тем или иным образом - этого не­достаточно. Он вспоминает только в очень малой части Интел­лектуального Центра. Чтобы помнить реальным образом, он дол­жен вернуться обратно и воссоздать ситуацию, в которой он по­ставил свою цель и подумать о ее смысле и снова почувствовать обстоятельства, когда он решил придерживаться ее, и т.д.

Полное воспоминание есть вопрос трех центров, Работающих совместно, и цельвключает в себя все три. Ибо если человек со­бирается Работать против чего-то в себе, вещь, какова бы она ни была, будет представлена в Интеллектуальном Центре, Эмоцио­нальном Центре и Двигательном Центре, и сохранение цели бу­дет включать в себя все три; и воспоминание будет также вклю­чать в себя все три центра.

При совершении усилия на некоторую сторону себя, такую, как некоторая особая форма отрицательного бытия, помните, что все идет в циклах в себе, т.е. все идет вокруг с некоторыми интерва­лами. Не то, что эти интервалы регулярны, но вещи повторяются или возвращаются внутренне, иногда скорее,иногда позднее. Главное в том, что путем наблюдения человек может заметить и вспомнить, что это так, и таким образом он может приобрести не­которое предвидение и дать себе толчок прежде, чем некоторое настроение, некоторое состояние в себе как-то проявилось. Это относится к идее о совершении усилия в правильное время.Если характерное состояние или настроение и т.д. приобрело достаточно силы, трудно или невозможно остановить его, т.е. слишком поздно. Но если самонаблюдение развило то специаль­ное воспоминание себя, которое является результатом из него (и может происходить только из него), тогда, если это новое воспо­минание достаточно сильно, оно даст нам момент преимущества, из которого вы можете сделать усилие на некоторых бесполезных состояниях, когда они начинают возвращаться, то есть, вы распо­знаете его. Если вы действительно начали питать отвращение к нему, тогда вы будете иметь эмоцию, чтобы помочь вашей памяти и мысли. Это поможет и будет также помогать вам наблюдать больше - именно, что состояние появляется раньше, чем ваша мысль, в небольших пустячных вещах, которые вы не связывали с ним раньше, такие, как начало употребления некоторых фраз или легкое изменение чувства к другим и т.д.

Более полное наблюдение может помочь распознать состоя­ние депрессии и отличить их от отрицательных состояний. Де­прессия отличается от отрицательного состояния. Постарайтесь увидеть истинность этого для самих себя. Наблюдайте, что это так. Это различие было особенно подчеркнуто в последнем док­ладе, и если вы не наблюдали, что депрессия отлична от отрица­тельного состояния, то вы не можете увидеть, что это значит. Де­прессивное состояние часто случается с людьми, которые любят думать, что они всегда веселы, бодры и счастливы. Во всяком случае, это не одно и то же, что отрицательное состояние.

Самонаблюдение и воспоминание состояния депрессии явля­ется наиболее важным, т.к. если кто-либо не распознает депрес­сии, в чем она состоит, он может сделать ошибочный род усилия. Только путем понимания таких состояний можно Работать над ними правильным образом. Депрессия часто является результа­том болезни, или скорее, когда кто-либо болен, возможность де­прессивного состояния присутствует. Болезненное состояние снижает жизнеспособность. Это на самом деле не депрессия, но следствие того факта, что когда Инстинктивный Центр, который следит за внутренней работой организма и его химией, должен встретить болезнь, он заимствует энергию из других центров, точ­но так, как во время войны деньги берутся из источников всякого рода. Все вы слышали, что Инстинктивный Центр берет взаймы обычно из «Банка» сперва Двигательного Центра, а потом из Ин­теллектуального центра. Но это не есть обязательно сама де­прессия; это есть подавленная жизнеспособность, и если кто-либо старается быть пассивным к ней и не отождествляется с ней, когда она начинается, если он не ожидает чего-либо и явля­ется спокойным и расслабленным в себе, там нет необходимости быть депрессии - то есть потере надежды и т.д. - но только со­стоянию, в котором кто-либо не должен думать и должен оста­ваться совершенно тихими и молчаливыми в себе. Имеются, ко­нечно, ритмические изменения в теле, которые ведут к депрессии. Человек должен научиться в болезни и в таких состояниях изме­ненной жизнеспособности видеть, где он находится в себе и что он может делать, что закрыто и что открыто. Ожидание, что он не будет обычным, когда он болен, сделает его подавленным. Это ошибочное отношение. Быть внутренне спокойным, остановить воображение, остановить жалобы, уменьшить напряжение, осоз­нать, что вы больны и имеете малопригодную силу - является правильным подходом.

В отличие от депрессии, отрицательная эмоция причиняется всегда другим лицом. Другому лицу нет необходимости присутст­вовать. Кто-либо имеет нечто, называемое воображением, кото­рое действует взамен. Воображение делает нас отрицательными - но это всегда воображение или память лица.Когда отрицатель­ная эмоция возникает из воображения или памяти, это обычно повторение того, что кто-либо чувствовал раньше о данном лице и спустя некоторое время возможно наблюдать это, когда это впер­вые начинается и в каком случае это может быть иногда отделе­но, прежде чем оно достигает своей полной силы.

Когда вы являетесь «бурно отрицательными», невозможно сделать много. Почему? Потому что вы не хотите, и большинство из вас любят быть бурно отрицательными в данный момент. Вы должны понять, что люди любят быть отрицательными, чувство­вать, что они страдают, и т.д. Это все, что может быть сказано. Но вы должны видеть это. Большая борьба требуется в течение дол­гого периода, чтобы начать чувствовать отвращениек отрица­тельному состоянию. Так легко быть отрицательным - вот в чем затруднение. Только вы сами, в вашей глубочайшей мысли, пони­мании и чувстве можете вывести себя из западни отрицательных состояний, путем света сознания и цели. Одно из наиболее серь­езных отрицательных состояний может быть результатом дав­нишней жалости к себе, которая особенно может вести к потере силы совершать усилие. Даже самая слабая жалость к себе явля­ется отрицательной по оттенку. Она может превратиться в роман с собой, но она отрицательна и имеет цвет и вкус отрицательной эмоции, если кто-либо попытается пронаблюдать ее.

Чтобы сделать усилие Работать над собой, вы должны дейст­вительно почувствовать, что нечто является ошибочным в вас.Это обычно отнимает годы и годы, прежде чем человек может да­же начать видеть это с каким-либо убеждением. Работа должна проходить через наслоения гордости, тщеславия, невежества, самодовольства, потворства своим желаниям, самолюбия, само­заслуг и т.д. Однако, она может проникнуть в конце концов. Но прежде чем она это сможет, первым признаком является обычно то, что человек внезапно начинает осознавать, что Работа гово­рит о чем-то реальном и показывает некоторый признак мышле­ния относительно идей. Первое изменение происходит в уме, т.е., вы начинаете мыслить по-иному. Это есть метанойя(matanot) - в Евангелиях ошибочно переведенное как «раскаяние». Это назы­вается в Работе «Пробуждающийся Водитель». Оно начинается с осознания ситуации кого-либо. Вы должны понять, что это не яв­ляется весьма обычным.

Люди действительно редко думают о Работе из самих себя - я подразумеваю, как если бы их жизнь зависела от нее. Это потому, что они не очень часто чувствуют, что что-то ошибочно с ними,

хотя они уверены, что ошибочны другие. Это подобно человеку, который стал близоруким и отказался носить очки, говоря, что не было ничего ошибочного с ним, но что помеха была в том, что свежие газеты были так плохо отпечатаны. Я говорю о ступени, которую люди должны преодолеть.

Пока кто-либо думает одним и тем же образом, и чувствует одним и тем же образом, он является механическим. Он есть ма­шина, вы знаете, но он воображает иное. Наша жизнь не есть действие, как мы воображаем, но реакция;и мы реагируем на вещи таким же механическим путем снова и снова. Только путем видения, что кто-либо является машиной,сначала в этом маломотношении, затем в том малом отношении, он может получить правильную эмоцию, чтобы помочь ему измениться. Только путем сознательного усилиякто-либо может осознать механичность, и это усилие должно быть сделано в отношении определенной ве­щи, определенной реакции, чему-то практически ясному и отчет­ливому. Принимать это за теорию хуже, чем бесполезно. Когда кто-либо осознает, что он механичен в некотором определенном отношении, это делает толчок, фактически это есть момент само­воспоминания. Чтобы Работать против механичности, требуется усилие самонаблюдения. Причина того, почему мы реагируем на вещи одним и тем же механическим путем снова и снова, нахо­дится в связях и ассоциациях внутри наших центров и между ни­ми. Но мы не сознаем этого, пока мы не наблюдаем наши центры. Чтобы изменить это, необходимо заставить центры Работать по-новому. Возьмем пример: допустим, что вы всегда становитесь расстроенными, когда вы не можете найти что-либо. Является ли это механическим или нет? Да, это механическая реакция, кото­рая будет регулярно возвращаться, если только вы не бросите свет сознания в нее. Именно сознание изменяет нас. Сначала требуется усилие самонаблюдения. Положим, вы наблюдаете, что вы реагируете посредством отрицательного состояния, если вы не можете найти вещь Это есть первое усилие и это принадлежит общему усилию самонаблюдения, то есть становления более соз­нательным, обращения внимания на себя и периодического осоз­нания своей неправоты. Затем, наблюдайте ваши мысли.

Какая мысль приходит вам всегда, когда вы потеряли что-либо? Потом наблюдайте эмоцию; замечайте ее, ее вкус. Потом замечайте ваши движения, ваше выражение и т.д. Следующий раз будет не так легко реагировать механически, когда вы теряете что-либо. Что поможет вам? Работа, которую вы проделали пред­варительно над этой механической реакцией - именно усилие быть более сознательным. Все, что мы делаем сознательно, ос­тается для нас; все, что мы делаем механически, потеряно для нас.

Так как мы собираемся говорить о космологической стороне этой Работы, я должен сказать теперь кое-что, в качестве подго­товки, об отношении сознательного усилия, или усилия в Ра­боте, к механическому усилию, или усилию в жизни.Работа является вертикальной к жизни.Все усилие Работы состоит в том, чтобы поднять человека на более высокий уровень, а более высокий уровень вертикален, т.е. выше. Возьмем этот символ, который даст один смысл Кресту. .

Вертикальная линия есть линия, представляющая различные уровни бытия, не только Человека, но и самой Вселенной.

Горизонтальная линия, проведенная под прямыми углами, та­кая, как АВ, и пересекающая вертикальную линию в С, будет представлять жизнь человека во времени на уровне быгия, пред­ставленного точкой С. Усилия, которые мы делаем из Причины и Следствия во Времени, то есть механические усилия, лежат на линии АВ. Вертикальная линия представляет направление уси­лия, отличного от таковых, совершаемых во Времени. Вы слыша­ли, что более высокие состояния сознания безвременны,то есть без какого-либо ощущения времени.

Движение по вертикальной линии безвременно. Более высо­кое состояние человека не лежит на линии АВ. но вышемехани­ческого человека, а именно - на вертикальной линии. Эта линия есть то, что дает смыслвсем вещам. Она представляет собой вечную шкалу смысла.

При подходе к космологической стороне этого уровня мы должны понять, что она является существенной частью умствен­ного аппарата этой системы, и без нее учение не может быть пра­вильно сформировано и связано в различных частях ума как ин­струмент для влияний, идущих из более высоких центров. Но я собираюсь, насколько возможно, помочь, в форме комментариев, довести космологическую сторону ближе к вам так, чтобы кое-что из ее смысла могло начать влиять на вас. Космологическая сто­рона - это очень могущественная вещь, но, если не делать попыт­ки думать о ней, ее сила не будет воздействовать на человека, и поэтому он не будет чувствовать Работу много выше своих огра­ниченных самоинтересов.

Теперь попытаемся подумать об этой вертикальной стороне. Мы можем понять Причину и Следствие во Времени. Во Времени Причина всегда идет впереди Следствия. Но причина не только в прошлом времени. Причина может быть выше и ниже нас. Для иллюстрации возьмем Таблицу Космосов от Земли вниз:

Космос Жизни

Космос Органической Жизни

Космос Человека

Космос Клеток

Космос Молекул

Космос Атомов

Вы видите, насколько человек не способен, т.к. он является мельчайшей частью Космоса Органической жизни и состоит из мельчайших частей, принадлежащих к Космосу Клеток, которые, б свою очередь, составлены из мельчайших частиц, а именно - мо­лекул и т.д.

Человек состоит из клеток, которые принадлежат к своему собственному Космосу. Но человек есть часть Органической Жиз­ни. Если Органическая Жизнь умирает, Человек, являющийся ее частью, умрет. И если умирает Космос ниже Человека - мириады клеток - Человек перестает сущест

Наши рекомендации