Цели итогового индивидуального проекта
2.1. Продемонстрировать выпускникам способность и готовность освоения систематических знаний, их самостоятельному выполнению, переносу и интеграции.
2.2. Выявить у школьника способность к сотрудничеству и коммуникации.
2.3. Сформировать у выпускника способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
2.4. Оценить у выпускника способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития.
2.5. Определить уровень сформированности у выпускника способности самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта
3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатывается образовательным учреждением.
3.2. Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.
3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.4. Тема проекта должна быть утверждена учебно-методическим объединением школы соответствующего направления.
3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта. Учащийся руководствуется сроками и рекомендациями, определенными совместно с руководителем. Учащийся имеет право начать работу над проектом, начиная с 5-го. 6-го и т.д. класса.
3.6. Сроки защиты проекта устанавливаются в начале учебного года.
Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.
4.4. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
4.5. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены.
4.6. Возможные типы работ и формы их представления:
Таблица 1
Тип проекта | Цель | Проектный продукт | |||||||
Практико- | Решение | Анализ | данных | костюм, | |||||
ориентированный, | практических задач | социологического | макет, | ||||||
социальный | опроса, | модель, | музыкальное | ||||||
атлас, | произведение, | ||||||||
Исследовательский | Доказательство или | ||||||||
опровержение какой- | атрибуты | мультимедийный | |||||||
либо гипотезы | несуществующего | продукт, | |||||||
государства, | отчеты о | проведенных | |||||||
Информационный | Сбор информации о | ||||||||
каком-либо объекте | бизнес-план, | исследованиях, | |||||||
или явлении | веб-сайт, | праздник, | |||||||
видеофильм, | публикация, | ||||||||
Творческий | Привлечение | ||||||||
интереса | публики | к | выставка, | путеводитель, | |||||
проблеме проекта. | газета, | реферат, | |||||||
журнал, | справочник, | ||||||||
Игровой или | Представление | ||||||||
ролевой | опыта | участия | в | действующая фирма, | система | школьного | |||
решении | проблемы | игра, | самоуправления, | ||||||
проекта | карта, | серия иллюстраций, | |||||||
коллекция, | учебное пособие, | ||||||||
компьютерная анимация, | чертеж, | ||||||||
оформление кабинета, | экскурсия | ||||||||
пакет рекомендаций, | |||||||||
стендовый доклад, | |||||||||
сценарий, статья, сказка |
6. Требования к оформлению проектной работы
6.1. Проектная работа должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.).
6.2. Содержание проектной работы:
– Оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования.
– Определение цели и задач исследования.
– Различного вида справочный аппарат.
– Ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации
(обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования).
– Указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов.
– Деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности для более четкой передачи собранной информации.
6.3. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 10 листов) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта,
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов,
в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности,
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе),
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и пр. Обязательные структурные части письменного отчета – введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.
Письменный отчет для творческих проектов имеет свою специфику, в его структуре обязательно описывается авторский замысел, этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и пр.) должен быть представлен на защите.
Отчет по реализации социального проекта должен содержать следующие структурные компоненты: описание проблемы, целей и задач проекта, альтернативных способов решения, рисков реализации проекта; аналитическое описание имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета; функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом.
6.4. Перед сдачей в экспертную комиссию диск с проектной работой должен быть тщательно проверен в отношении технико-демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При необходимости диск должен быть снабжен пояснительной запиской с перечислением программ, необходимых для запуска.
6.5. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиат) проект к защите не допускается.
Требования к защите проекта
7.1. Защита осуществляется:
1) на школьной конференции в марте, что дает возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности
2) в процессе специально организованной деятельности экспертной комиссии МБОУ СОШ №162 в апреле.
В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. Презентация как представление/предъявление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить каждому, – максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.
7.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5–7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию.
7.3. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.